Программа «Эрудит»

  • (6)

Программа кружка «Эрудит» по составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского.

Организация педагогом различных видов деятельности школьников во внеучебное время, позволяет закрепить знания по предмету, повысить качество успеваемости, активизировать умственную и творческую деятельность учащихся, сформировать интерес к изучению математики.

Программа данного курса представляет систему занятий, направленных на формирование умения нестандартно мыслить, анализировать, сопоставлять, делать логические выводы, на расширение кругозора учащихся, рассчитана на 34 часа, 1 час в неделю.

Актуальность курса состоит в том, что он направлен на расширение знаний учащихся по математике, развитие их теоретического мышления и логической культуры.

Новизна данного курса заключается в том, что программа включает новые для учащихся задачи, не содержащиеся в базовом курсе. Предлагаемый курс содержит задачи по разделам, которые обеспечат более осознанное восприятие учебного материала. Творческие задания позволяют решать поставленные задачи и вызвать интерес у обучающихся. Включенные, в программу задания позволяют повышать образовательный уровень всех учащихся, так как каждый сможет работать в зоне своего ближайшего развития.

Отличительные особенности данного курса состоит в том, что этот курс подразумевает доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступая к решению более сложных задач, рассматриваются вначале простые, входящие как составная часть в решение трудных. Развитию интереса способствуют математические игры, викторины, проблемные задания и т.д.

Педагоги

Давидян Наталья Викторовна 

учитель математики I квалификационной категории

Содержание программы

Содержание учебного курса

Раздел 1: Решение логических задач.

Тема 1. Задачи типа "Кто есть кто?"
Существует несколько методов решения задач типа «Кто есть кто?». Один из методов решения таких задач –метод графов. Второй способ, которым решаются такие задачи – табличный способ.

Тема 2. Круги Эйлера.

Метод Эйлера является незаменимым при решении некоторых задач, а также упрощает рассуждения. Однако, прежде чем приступить к решению задачи, нужно проанализировать условие.

Тема 3. Задачи на переливание.

Задачи на переливания, в которых с помощью сосудов известных емкостей требуется отмерить некоторое количество жидкости.

Тема 4. Задачи на взвешивание.

Достаточно распространённый вид математических задач. Поиск решения осуществляется путем операций сравнения, правда, не только одиночных элементов, но и групп элементов между собой.

Тема 5. Олимпиадные задания по математике.

Задачи повышенной сложности.

Итоговое занятие: Математический КВН

Раздел 2: Текстовые задачи

Тема 6. Текстовые задачи, решаемые с конца.

Познакомить учащихся с решением текстовых задач с конца. Решение нестандартных задач.

Тема 7. Задачи на движение.

Работа по теме занятия. Решение задач.

Тема 8. Задачи на части

Работа по теме занятия. Решение задач.

Тема 9. Задачи на проценты

Работа по теме занятия. Решение задач.

Итоговое занятие: Математическое соревнование (математическая карусель).

Объяснение правил математической карусели. Математическая карусель.

Цели программы

Цель программы:

· Создание условий и содействие интеллектуальному развитию детей.

· Привитие интереса учащихся к математике.

· Отрабатывать навыки решения нестандартных задач.

· Воспитание настойчивости, инициативы.

· Развитие математического мышления, смекалки, математической логики.

· Развитие математического кругозора, мышления, исследовательских умений учащихся и повышение их общей культуры.

· Развитие у учащихся умений действовать самостоятельно (работа с сообщением, рефератом, выполнение творческих заданий).

· Создать своеобразную базу для творческой и исследовательской деятельности учащихся.

· Повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

· Формирование умений выдвигать гипотезы, строить логические умозаключения, пользоваться методами аналогии, анализа и синтеза.

Основные задачи кружка:

· подготовка к олимпиадам различного уровня;

· формирование логического мышления, посредством решения задач;

· возможность заинтересовать предметом более «слабых» учащихся;

· Помочь овладеть рядом технических и интеллектуальных умений на уровне свободного их использования.

· Подготовить обучающихся к изучению математики в старшей школе или к поступлению в средние учебные заведения, а также к углубленному изучению математики в профильной школе.

Результат программы

· Учащиеся должны научиться анализировать задачи, составлять план решения, решать задачи, делать выводы.

· Решать задачи на смекалку, на сообразительность.

· Решать логические задачи.

· Работать в коллективе и самостоятельно.

· Расширить свой математический кругозор.

· Пополнить свои математические знания.

· Научиться работать с дополнительной литературой.

Особые условия проведения

Необходимо брать с собой :

- общую тетрадь;

- цветные ручки;

- линейки разных видов ( до 30 см, угольник)

- транспортир;

- циркуль;

- цветную бумагу, ножницы, клей.

Материально-техническая база

1. Технические средства обучения

· Мультимедийный компьютер.

· Мультимедийный проектор.

· Интерактивная доска

2. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

· Доска магнитная.

· Комплект чертежных инструментов (классных и раздаточных): ли­нейка, транспор­тир, угольник (30°, 60°, 90°), угольник (45°, 90°), цир­куль.