Программа «Физика вокруг нас»

  • (9)

Основная идея программы «Физика вокруг нас» заключается в реализации системы естественнонаучных знаний посредством экспериментальной и исследовательской деятельности обучающихся, что способствует осознанному овладению школьниками методами научного познания и обеспечивает формирование у них целостного представления о физической картине мира. Программа нацелена на выявление у ребенка склонности к изучению физики и дальнейшего ее развития.

 Актуальность программы заключается в прививании интереса у школьников к точным наукам, начиная уже с основной школы. Правильное понимание физики и методов ее изучения позволят учащемуся сделать осознанный выбор дальнейшего направления обучения. Актуальность предлагаемой программы определяется так же запросом со стороны муниципалитета на программы естественнонаучного развития школьников.

  К отличительным особенностям программы можно отнести тот факт, что она способствует развитию и поддержанию интереса у учащихся к деятельности физического направления, дает возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе обучения, создает условия для всестороннего развития личности.

Педагоги

Колесник Екатерина Александровна учитель физики 

Содержание программы

Содержание курса:

1. Введение - 1 ч.

Природа и человек. Физические явления и их роль в природе и технике. Практика: физические приборы и точность их измерения (датчики скорости, влажности, давления, звука, магнитного поля, температуры и т.д.).

2. Механические явления – 4 ч.

Самые большие и самые малые тела, сравнение скоростей тел. Почему и как тела движутся? Виды движений. Движение трамвая, движение дирижабля, применение рычага при строительстве, движение планет. Строение тел. Практика: прочность и хрупкость, пластичность и упругость, вспененные материалы.

3. Звуковые явления – 4 ч.

Строение уха и уровень шума. Использование ИЗ и УЗ в природе, медицине и технике. Удивительное эхо. Мир звуков: сверхзвуковой самолет, звуковая волна, резонанс звука. Летучая мышь и дельфин на охоте.

4. Тепловые явления – 4 ч.

Практика: температура и изменение длины. Теплопроводы и теплоизоляторы. Ускорители весны. Кристаллические и аморфные тела. Туман. Практика: возникновение тумана. Туман и цвет. Как образуются облака. Кучевое облако. Этот изменчивый снег. Примеры тепловых явлений в русских сказках “Байка про тетерева”. “Лисичка- сестричка и волк.” “Зимовье зверей”. “Горностай и заяц”. “Руслан и Людмила”.

5. Электрические явления – 4 ч.

Практика: электризация тел - причины, использование технике. Гроза. Атмосферное электричество и газовый разряд эл. сварки, работа электронагревательных приборов, работа компьютерной техники. Какие бывают молнии. «Паспортные данные» линейной молнии. Как выглядит шаровая молния? Опасна ли молния?

6. Магнитные явления – 4 ч.

Практика: магнит, компас. Как взаимодействуют магниты? Как устроены электромагнит и электродвигатель?

Что такое полярное сияние? Формы полярных сияний. Где и когда они наблюдаются?

7. Световые явления – 4 ч.

Свойства света и его роль в природе и технике; зрение, фотоаппарат, бинокль, телескоп. Видимые и невидимые излучения. Радуга, миражи, гало, оптические иллюзии и их создание. Практика: дисперсия света. Удивительное в солнечных закатах. Красный цвет заходящего солнца и голубой цвет дневного неба. Ход светового луча в капле дождя. Примеры световых явлений в сказках: «Человек, который искал бессмертие». «Легенда о Персее». «Собака и мясо». «Момаль и Рано».

8. Природные явления – 4 ч.

Куда дует ветер. Течение рек и океанов. Приливные и ветровые источники энергии. Облака и их типы. Свечение моря. Светящиеся организмы. Такие разные волны. Закономерности цунами. Бедствия, причиняемы волнами цунами. Когда рождаются лавины. Путешествие в недра Земли. Некоторые вулканические катастрофы. Бедствия, причиняемые землетрясениями.

9. Биофизика человека – 5 ч.

Практика: познай самого себя (рост, скорость, размеры сердца и сосудов, плотность мускулов и костей, глазомер, относительная сила человека и животных и т.д). Воздействие шума на человека. Загар. Влияние влажности на здоровье человека. Одежда и обувь – состав и строение.

 

Цели программы

Цель: углубление теоретических и практических знаний учащихся, формирование целостного представления о мире, основанного на приобретенных знаниях, умениях, навыках и способах практической деятельности;приобретение опыта индивидуальной и коллективной деятельности при проведении исследовательских работ.

Задачи:

1.        Образовательные: развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развивать познавательный интерес при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.

2.   Воспитательные: воспитывать убежденность в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитывать уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры.

3.   Развивающие: развивать умения и навыки учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, различными источниками информации,умений практически применять физические знания в жизни,развивать творческие способности, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы, развивать исследовательские умения учащихся.

Результат программы

 

Ожидается, что к концу обучения члены кружка «Физика вокруг нас» усвоят учебную программу  в полном объёме. Они приобретут:

  •  Навыки выполнения работ исследовательского характера;
  •  Навыки решения разных типов задач;
  •  Навыки постановки эксперимента;
  •  Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умения пользоваться ресурсами Интернет.

 

К концу учебного года обучающиеся должны знать:

- почему происходят те или иные явления в природе;

- применять полученные знания на практике.

Обучающиеся должны уметь:

-самостоятельно проводить простейшие опыты;

- решать расчетные и экспериментальные задачи;

- изготавливать самодельные пособия;

- планировать исследования, выдвигать гипотезы;

- отбирать необходимые для  проведения эксперимента приборы, выполнять простейшие лабораторные работы;

- представлять результаты в виде графиков, таблиц;

- делать выводы, обсуждать результаты эксперимента.

Особые условия проведения

Необходимо брать с собой :

- общую тетрадь;

- цветные ручки;

 

Материально-техническая база

Материально – техническое обеспечение образовательного процесса:

- локальная сеть Интернет;

- демонстрационное и лабораторное оборудование кабинета физики;

- бытовые приборы, подручные средства, модели поршневого жидкостного насоса, ДВС, гидравлического пресса;

- оборудование "ГИА по физике";

- тематические наборы "L-микро";

- компьютерный измерительный блок;

- планшет;

- компьютер;

- телевизор.

 Наряду с оборудованием кабинета физики для демонстрации экспериментов, используются материалы для наглядного представления изучаемого материала: презентации, видео-ролики.

Данный материал может быть использован не только на занятиях кружка, но и для мотивации деятельности учащихся на уроках по различным разделам школьного курса физики.