Программа «Театральная мастерская»

Занятия по программе проводятся на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения Калиновской средней общеобразовательной школы Карасукского района Новосибирской области.

 

Актуальность программы в том, что нет цели воспитать актёров, самое главное – создать творческий коллектив. Сегодня, в век компьютерной грамотности, когда дефицит общения очевиден, особое значение имеет возможность влиться в коллектив, способный к творческому созиданию. Занятия в мастерской создают оптимальные условия для развития эстетического чувства, развития потребности в творчестве.

 

Новизна программы проявляется в следующем:

Во–первых, программа методически основана на адаптированных образовательных программах по актёрскому мастерству, применяемых в профессиональной актёрской школе (традиции К.С. Станиславского, актёрская школа З.Я. Корогодского).

Во–вторых, создание разновозрастного театрального коллектива позволяет объединить в творческом процессе детей и подростков согласно их возможностям и ролевым функциям.

 

Обучаясь по программе, обучающиеся учатся тренировать своё поведение, а главное – видеть в каждом интересного человека, друга, товарища, учится общению. Занятия способствуют расширению кругозора, повышению эмоциональной культуры, формированию убеждений и идеалов.

 

Отличительные особенности программы. Физическая подготовка играет огромную роль в становлении юных актёров. Для этого есть ряд специальных упражнений развивающих пластику и координацию движений. С самого начала подбирается для обучающихся (индивидуально) комплекс ежедневной гимнастики. Проводим выходы на природу, занимаемся в спортивном зале, и даже в походе на лыжах.

Педагоги

Уразаева Роза Равиловна – педагог дополнительного образования по совместительству, соответствие занимаемой должности.

 

Уровень образования: среднее специальное, Новосибирское областное училище культуры, квалификация «Клубный работник, руководитель театр. коллектива», по специальности «Клубный работник, руководитель театрального коллектива», 27.06.1992 г.

Стаж педагогической работы: 7 лет.

Расписание

 

Расписание занятий:

 

Понедельник:

Группа 1–го года обучения: 16:00–16:45.

Среда:

Группа 1–го года обучения: 16:00–16:45.

Пятница:

Группа 1–го года обучения: 16:00–16:45; 16:45–17:00 – перемена; 17:00–17:45.

 

Продолжительность занятия: 45 минут.

Перемена: 15 минут.

 

Режим занятий:

  • для обучающихся 1–го года обучения – 2 занятия по 1 академическому часу и 1 занятие по 2 академических часа в неделю, 144 часа в учебном году;
  • для обучающихся 2–го года обучения – 2 занятия по 1 академическому часу и 1 занятие по 2 академических часа в неделю, 144 часа в учебном году;
  • для обучающихся 3–го года обучения – 2 занятия по 1 академическому часу и 1 занятие по 2 академических часа в неделю, 144 часа в учебном году.

Содержание программы

Учебный план 1–го года обучения включает в себя следующие темы обучения:

  • Комплектование групп – 4 часа.
  • Правило этикета и поведение актёра – 7 часов.
  • Что такое театр? – 7 часов.
  • Двигательные навыки и умения – 13 часов.
  • Театральные игры. Актёрский тренинг – 28 часов.
  • Сценическая речь. Дыхание – 25 часов.
  • Пробные выступления – 5 часов.
  • Культпоходы и их обсуждение – 5 часов.
  • Подготовка спектаклей и концертных номеров – 30 часов.
  • Участие в школьных и районных мероприятиях – 20 часов.

Учебный план 2–го года обучения включает в себя следующие темы обучения:

  • Правила этикета и поведение актёра – 2 часа.
  • Что такое театр? – 5 часов.
  • Театральные игры. Актёрский тренинг – 40 часов.
  • Двигательные навыки и умения – 6 часов.
  • Сценическая речь. Дыхание – 9 часов.
  • Пробные выступления – 8 часов.
  • Культурные походы и их обсуждение – 5 часов.
  • Подготовка спектакля и концертных номеров – 30 часов.
  • Участие в школьных и районных мероприятиях – 39 часов.

Учебный план 3–го года обучения включает в себя следующие темы обучения:

  • Правила этикета и поведение актёра – 2 часа.
  • Что такое театр? – 3 часа.
  • Театральные игры. Актёрский тренинг – 40 часов.
  • Двигательные навыки и умения – 3 часа.
  • Сценическая речь. Дыхание – 13 часов.
  • Пробные выступления – 10 часов.
  • Культурные походы и их обсуждение – 5 часов.
  • Подготовка спектакля и концертных номеров – 36 часов.
  • Участие в школьных и районных мероприятиях – 32 часа.

Цели программы

Основная цель программы – создание условий для развития творческих способностей обучающихся через овладение основами театрального мастерства.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

 

Образовательные:

  1. Дать представление о театрах как виде искусства и о его взаимосвязи с культурой и историей страны.
  2. Научить созданию сценического образа в предлагаемых обстоятельствах, импровизации и творческому сотрудничеству.

Личностные:

  1. Создать условия для развития коммуникативных навыков.
  2. Сформировать гражданскую позицию как ощущение своей неразрывной связи с историей и культурой страны через подготовку выступлений патриотического характера.
  3. Воспитывать ответственность, совестливость, порядочность по отношению к делу и к коллективу.

Метапредметные:

  1. Прививать интерес к театральному искусству.
  2. Развивать навык чёткой и грамотной речи.
  3. Развивать требовательность обучающихся к себе и окружающим.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся 1–го года обучения будут знать:

  • каноны сценической деятельности, общие сведения сведения о профессии «актёр»;
  • общие сведенья о голосоведении и артикуляции;
  • закономерности движения человека и животных.

В результате реализации программы обучающиеся 1–го года обучения будут уметь:

  • использовать артистизм, фантазию и воображение;
  • владеть приёмам перевоплощения на сцене;
  • использовать на занятиях индивидуальные творческие способности;
  • использовать внимание и память в работе над ролью;
  • оценивать сценические события;
  • самостоятельно сочинять этюды.

 

В результате реализации программы обучающиеся 2–го года обучения будут знать:

  • художественную историю развития театрального искусства;
  • основные установки актёрского мастерства;
  • способы и приёмы тренировки памяти и внимания.

В результате реализации программы обучающиеся 2–го года обучения будут уметь:

  • анализировать предложенный драматургический материал;
  • говорить чётко и выразительно;
  • выражать эмоции и чувства;
  • существовать на сцене по принципу «Я» в предлагаемых обстоятельствах.

 

В результате реализации программы обучающиеся 3–го года обучения будут знать:

  • историю развития искусства России;
  • основы актёрского мастерства;
  • приёмы изменения внешности гримом.

В результате реализации программы обучающиеся 3–го года обучения будут уметь:

  • создавать сценический образ персонажа;
  • владеть речью и пластикой тела;
  • гримироваться;
  • владеть средствами творческого самовыражения;
  • применять навыки, знания и умения, полученные на занятиях в самостоятельной работе над ролью (воображение, фантазию, импровизацию и т.д.);
  • использовать речь, как выразительное средство при создании образа;
  • работать с поэтическим, прозаическим и драматическим текстом.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • опыт самостоятельной общественной деятельности, через креативное сотрудничество;
  • гражданская позиция и патриотизм, через творческую деятельность;
  • анализ самонаблюдения, самопознания личности;
  • навыки саморазвития, самообразования;
  • умение добиваться поставленной цели, результат которой – выступление перед зрителями.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Учебное помещение: площадь 49,7 м², соответствует санитарным нормам, расположено в здании муниципального бюджетного образовательного учреждения Калиновской средней общеобразовательной школы Карасукского района Новосибирской области.

 

Материально–техническое обеспечение:

  • стол для преподавателя;
  • стул для преподавателя;
  • столы ученические;
  • стулья ученические;
  • учебная доска;
  • реквизит;
  • шкаф для хранения сценических костюмов;
  • компьютер;
  • видео– и аудиоаппаратура.

Информационное обеспечение:

  • Театральные постановки в средней школе. – Волгоград: издательство «Учитель», 2008.
  • Алянский Ю. Азбука театра. – С–Пб., 1995.
  • Ершов П.М. Технология актёрского искусства. – М., 1992.
  • Иванкова В. 1000 загадок, пословиц, поговорок, скороговорок. – М., 2006.
  • Климовский В. Мы идём за кулисы. – М., 1982.
  • Кристи Г.В. Воспитание актёра школы Станиславского. – М., 1978.

Педагогические технологии, используемые в программе:

  • технология индивидуализации обучения;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология разноуровневого обучения;
  • технология развивающего обучения;
  • технология проектной деятельности;
  • технология педагогической мастерской.

Дидактические материалы, используемые в программе:

  • картотека со скороговорками;
  • таблицы с символами–подсказками для самостоятельной разминки дыхания;
  • дидактические игры;
  • музыкальный материал;
  • картотека иллюстраций и фотографий.

Стоимость

Обучение по программе осуществляется на бесплатной основе.