Программа «Деревушка»

Дерево всегда было одним из самых распространенных и любимых материалов в нашей стране. Изделия из дерева прочно вошли в нашу жизнь. Из него делалось практически все необходимое для жизни человека: дома, мебель, посуда, игрушки, музыкальные инструменты и многое другое. Каждый мастер, работая с древесиной, старался сделать его красивым, неповторимым, подчеркнув природную красоту древесины. Выпиливание, резьба, выжигание, работа на токарных станках по дереву – это общедоступные, основные виды обработки и способы показать дерево во всей его красе.

 

Так как самым популярным направлением в работе объединения стало изготовление различных игрушек из дерева, само собой родилось название «Деревушка» – деревянная игрушка. Но кроме игрушек ученики изготавливают и другие изделия: кормушки для птиц, скворечники, деревянную посуду, музыкальные инструменты (трещотки, дудочки, гусли).

 

Отличительной особенностью программы является сочетание индивидуальной работы с работой в малых группах и коллективной работой, задания разного уровня сложности позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, то есть в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития. Программа делает акцент на предоставление учащимся свободы выбора и самостоятельность в большей или меньшей сфере его трудовой деятельности. Осуществляя выбор, ребенок идет к результату движимый внутренней мотивацией, а не внешней.

 

Педагог предлагает ряд заданий, способы изготовления изделия, которые направляют работу обучаемого в нужное русло, но внутри каждого задания ученик абсолютно свободен. Он имеет право на ошибку, но она является лишь степенью познания. В работе характерно сотрудничество педагога и ребенка, сотворчество и совместный поиск.

 

Программа «Деревушка» разработана для внеурочных занятий с учащимися 5–11 классов и рассчитана на 3 года обучения:

  • 1 год - Начальный уровень
  • 2 год - Базовый уровень
  • 3 год - Творческая группа

Занятия творческой группы строятся на основе выполнения учащимися индивидуальных творческих проектов.

Педагоги

Малков Сергей Валерьевич, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории.
Общий стаж: 20 лет.

Педагогический стаж: 5 лет.

Образование: высшее, Сибирская государственная академия телекоммуникаций и информатики, 1997 г.

Направление подготовки и/или специальности: инженер.

 

Повышение квалификации:

  • НИПКиПРО: «Психолого-педагогическая компетентность ПДО», 72 ч., 2014 г.
  • УЦ «Атон»: «Оказание первой помощи пострадавшим», 8 ч., 2018 г.

Содержание программы

Первый год обучения (128 учебных часов, 4 часа в неделю):

  • Выпиливание ручным лобзиком.
  • Художественное выжигание.
  • Контурная резьба по дереву.

 

Второй год обучения (128 учебных часов, 4 часа в неделю):

  • Выпиливание на лобзиковом станке.
  • Работа на токарном станке.
  • Основы рельефной резьбы по дереву.

 

Третий год обучения (128 учебных часов, 4 часа в неделю):

  • Самостоятельная работа над индивидуальными творческими проектами.

Цели программы

Цель программы – создание условий, обеспечивающих раскрытие творческих способностей ребенка, самостоятельности, трудолюбия, аккуратности, а также воспитание созидательных качеств и раскрытие, развитие творческих способностей.

 

Задачи программы:

Образовательные:

  • расширение политехнического кругозора;
  • формирование специальных навыков обработки древесины (выжигание, выпиливание, различные виды резьбы);
  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний, умений и навыков в области технологии обработки материалов;
  • формирование устойчивого интереса к творческой деятельности;
  • формирование умения находить необходимую информацию и использовать ее в процессе творческой деятельности.

Развивающие:

  • развитие эстетического вкуса и образного мышления;
  • развитие познавательных интересов и мотивации обучающихся;
  • развитие технического мышления, пространственного воображения средствами проектной деятельности;
  • развитие интеллектуальных, творческих и организаторских способностей с учетом возрастных особенностей.

Воспитательные:

  • создание условий для воспитания в обучающихся трудолюбия, аккуратности, целеустремленности;
  • предприимчивости, ответственности за результаты своей деятельности;
  • воспитание культуры труда и эстетическое просвещение.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • принципы организации рабочего места и основные правила техники безопасности;
  • способы экономного расходования материалов, электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
  • физико-механические, технологические, энергетические, экологические свойства различных видов древесины;
  • принцип подбора столярного инструмента – по назначению, по виду деятельности, по свойствам материалов;
  • технологический процесс изготовления изделий с помощью лобзика и декорирование их выжиганием;
  • основные технические приёмы выпиливания лобзиком и выжигания, типовые композиции и их выполнение на различных видах изделий.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • бережно обращаться с оборудованием, приспособлениями и инструментами;
  • производить разметку заготовки по шаблону;
  • читать и выполнять чертежи, эскизы, технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её внешнему виду;
  • применять столярный инструмент по назначению, производить его наладку;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • изготавливать изделия с помощью лобзика и декорировать их с помощью выжигания.

Материально-техническая база

Мастерские для проведения занятий оснащены:

  1. Средства индивидуальной защиты: фартуки, нарукавники, очки защитные,верстаки столярные.
  2. Столярные инструменты: ножовка, стамеска, долото, киянка, рубанок, фуганок, лучковая пила, угольник, стусло, клещи, отвертка, рашпиль, шило, коловорот, ручная дрель.
  3. Контрольно-измерительные и разметочные инструменты по дереву.
  4. Электроинструменты и оборудование для сверления отверстий.
  5. Электроинструменты и оборудование для точения заготовок из дерева.
  6. Электроинструменты и оборудование для шлифования поверхностей.