Программа хорового пения «Русская песня»

Учебный курс по народному хоровому пению, представленный данной программой, является эффективным способом вхождения ребенка не только в культуру народного хорового исполнительства, но и в мир музыкального искусства в целом, поскольку репертуар, предлагаемый для практической работы с учащимися, опирается на лучшие образцы народной музыки.

Педагоги

Никифорова Наталья Викторовна – преподаватель по классу народного хорового и сольного пения высшей квалификационной категории.

 

Уровень образования:

  • Высшее, Российский государственный социальный университет, специальность «Социальная работа», г. Москва.
  • Среднее профессиональное, Новосибирское музыкальное училище, специальность «Хоровое дирижирование», квалификация "Руководитель народного коллектива, артистка".

Общий / Педагогический стаж: 24 года / 24 года.

Данные о повышении квалификации и (или) профессиональной переподготовки:

  • "Овладение новыми методиками музыкально–творческого развития специалистов народно–певческого искусства", удостоверение, 72 часа, ГАОУ СПО НСО НОККиИ, 2014 г.
  • "Разработка фонда оценочных средств для текущей, промежуточной и итоговой аттестации учащихся при реализации ДОП", ФГБОУ ВО СибГУ им. М. Ф. Решетнева, удостоверение, 72 часа, январь 2018 г.
  • "Основные аспекты вокальной и концертно–сценической работы на народной основе", удостоверение, 36 часов, ГАПОУ НСО «НОККиИ», май 2019 г.
  • Сертификат слушателя мастер–класса заведующей кафедрой хорового народного пения АГИК, кандидата педагогических наук, доцента Щербаковой О. С., 8 часов, 2020 г.
  • Повышение квалификации по профессиональной программе «Основные аспекты вокальной и концертно–сценической работы на народной основе» (Баулина В. Г.), ГАПОУ НСО «Новосибирский областной колледж культуры и искусств», удостоверение, 36 часов, 2019 г.
  • Сертификат слушателя мастер–класса преподавателя государственного музыкально–педагогического института им. М. М. Ипполитова-Иванова по специальности «Вокальное искусство. Народное пение» Т. В. Семушиной (г. Москва) в рамках Международного конкурса народной песни «Посвящение Людмиле Зыкиной», 4 часа.

Содержание программы

Учебный план включает в себя следующие темы обучения:

 

1. Предметы исполнительской подготовки:

  • хор – 3 часа в неделю;
  • музыкальный инструмент – 1 час в неделю.

2. Предметы историко-теоретической подготовки:

  • занимательное сольфеджио – 1 час в неделю;
  • беседы о музыке – 1 час в неделю.

3. Учебный предмет по выбору – 1 час в неделю (сольное народное пение, другой музыкальный инструмент, сценическая речь).

 

Аудиторные хоровые занятия включают в себя следующие виды учебной деятельности:

  • распевание;
  • объяснение педагогом учебного материала с демонстрацией приемов исполнения (показами);
  • выполнение учащимися музыкально-практических заданий с голоса на слух и по хоровым партитурам;
  • прослушивание учащимися в записи лучших исполнителей народной песни (или их фрагментов).

 

Виды внеаудиторной работы:

  • подготовка к концертным выступлениям;
  • посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.);
  • участие обучающихся в концертах, творческих мероприятиях и культурно–просветительской деятельности образовательного учреждения и др.

 

В течение учебного года планируется ряд творческих показов: открытые репетиции для родителей и преподавателей, отчетные концерты, мероприятия по пропаганде музыкальных знаний (концерты–лекции в общеобразовательных школах, в культурно–досуговых центрах и пр.), участие в смотрах–конкурсах, фестивалях, концертно–массовых мероприятиях. За учебный год в хоровом классе должно быть пройдено примерно 10–12 произведений.

 

Основные принципы подбора репертуара:

  • соответствие музыкального материала возрастным и исполнительским возможностям учащихся;
  • художественная ценность песни;
  • решение учебных задач;
  • необходимость расширения музыкально–художественного кругозора детей;
  • жанрово–стилистическое разнообразие (плясовые, хороводные, лирические и т. д.);
  • яркость и эмоциональная насыщенность музыкального материала, отражающего все многообразие жизни человека, широкую палитру его чувств.

Цели программы

Основной целью программы является выявление и развитие музыкальных способностей учащихся, расширение и обогащение их музыкального кругозора, приобщение к культуре хорового народного исполнительства.

 

Задача руководителя хорового класса – привить детям любовь к народному хоровому пению, сформировать вокально–хоровые навыки, необходимые для исполнения произведений различных стилей и жанров народной песни, выработать потребность в систематическом коллективном (хоровом) музицировании, как способе проявления творческой активности личности.

 

На занятиях активно используются знания нотной грамоты и навыки сольфеджирования, так как пение по нотам, а затем и хоровым партитурам, помогает учащимся приблизиться к самостоятельному, осознанному восприятию музыкального произведения, значительно ускоряет процесс разучивания, способствует достижению уровня исполнения многоголосия и пения без сопровождения, что является одним из главных условий исполнения народной песни.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

 

Развивающие:

  • развивать музыкальные способности обучающихся: музыкальный слух, чувство ритма, вокальный диапазон, образное мышление, чистоту интонации, умение петь в хоре, дикция и артикуляция;
  • развивать художественно–эстетический вкус;
  • развивать способность к сопереживанию.

Обучающие:

  • сформировать основные умения и навыки техники народного исполнительства;
  • обучить навыкам самостоятельной, осмысленной работы над своим голосом и репертуаром.

Воспитательные:

  • формировать устойчивый интерес к певческому искусству;
  • формировать музыкальную культуру на лучших образцах народной и современной музыки;
  • формировать навыки коллективного творчества, сценической культуры;
  • стимулировать самоопределение в социуме.

Результат программы

Результатом освоения программы «Народное хоровое пение» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства:

 

Вокального хорового и ансамблевого пения:

  • знания характерных особенностей народного пения, вокально–хоровых жанров и основных стилистических направлений ансамблевого исполнительства;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в составах народных хоровых и фольклорных коллективов;
  • умения самостоятельно разучивать вокальные партии;
  • умения сценического воплощения народной песни, народных обрядов и других форм бытования народных традиций;
  • навыков публичных выступлений.

 

Игры на инструменте:

  • знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения на инструменте;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • умения создавать художественный образ при исполнении на инструменте музыкального произведения;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • навыков подбора по слуху музыкальных произведений; первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений; навыков публичных выступлений.

 

В области теоретических знаний (занимательное сольфеджио и беседы о музыке):

  • знания музыкальной грамоты;
  • умения использовать полученные теоретические знания при вокальном ансамблевом исполнительстве и исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  • сформированных вокально–интонационных навыков и ладового чувства;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • формирование и развитие художественного вкуса, интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
  • уважительное отношение к национальным традициям и культурным ценностям;
  • умение вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми;
  • формирование активной жизненной позиции.

 

Основные показатели эффективности реализации данной программы:

  • высокий уровень мотивации обучающихся к вокально–хоровому исполнительству;
  • творческая самореализация учащихся, участие вокально–хоровых коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно–массовых мероприятиях.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по программе вступительные испытания не предусмотрены. Отбор детей может проводится в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей.

Материально-техническая база

Учебные помещения:

  • концертный зал с концертным роялем или фортепиано, подставками для хора, пультами и звукотехническим оборудованием;
  • учебная аудитория для занятий со специальным оборудованием (подставками для хора, роялем или пианино).

 

 Материальнотехническое обеспечение:

  • музыкальный центр;
  • микшер;
  • усилитель;
  • микрофоны;
  • колонки;
  • видеопроектор.

 

Информационное обеспечение:

  • фонотека;
  • видеотека;
  • библиотека.