Программа «Искусство фотографии»

Фотошкола – один из старейших коллективов Дома творчества. Развитие данного направления дополнительного образования тесно связано с развитием фотографического дела.

 

Данная программа, предполагает обучение процессу цифровой съёмки и обработки фотографий с помощью компьютерных технологий, создана на базе авторской программы по освоению чёрно-белого фотографического процесса. Таким образом, программа в максимальной степени вбирает в себя методический и дидактический опыт, технологии творческого развития личности ребёнка, разработанные и апробированные за годы существования фотошколы «Эдельвейс».

 

Фотография – увлекательный и доступный вид технического творчества, прочно вошла в нашу повседневную жизнь. Наверное, нет подростка, который бы не практиковался в фотосъёмке, хотя бы на фотоаппарате сотового телефона. Для кого-то это возможность заполнить личный альбом снимками памятных событий, портретами любимых друзей, возможность постоянного выставления своих фото на популярных сайтах «в контакте», «одноклассниках», кто-то, увлекшись творческими экспериментами по цифровой обработке фотоснимков, приобретает новое увлечение как способ самовыражения и самоутверждения, кто-то видит в этом будущую профессию.

 

Обычно снимки начинающих фотолюбителей не обладают той выразительностью, которая имела бы художественную ценность. Для создания такого снимка необходимо изучать технические возможности аппаратуры, осваивать новые цифровые технологии, уделять должное внимание вопросам изобразительного мастерства, развивать наблюдательность, воображение.

 

Увеличивающаяся скорость научно-технического прогресса требует от подрастающего человека новых ритмов жизни, других объёмов знаний, умения выходить из многочисленных сложных ситуаций, умения управлять собой. Всё это по плечу лишь человеку, который находится на высоком уровне социального развития, способному принимать нестандартные решения, умеющему творчески мыслить.

 

Наблюдаемый определенный всплеск интереса и популярности к фотографии в связи с появлением электронной техники, с одной стороны, играет положительную роль, с другой стороны, как и всякое цивилизационное достижение, может превратиться в свою противоположность. Легкодоступное освоение фотоаппарата и автоматическое создание фотографий приводит к засилью банальных, неинтересных, количеством уничтожающих качество фотографий. Как и во многих других проявлениях жизни, легкодоступность средства вызывает к жизни реализацию недостойных целей. Занятия такого рода способствуют стандартизации личности, ее уплощению, усилению банальности, формированию дурного вкуса, снижению уровня притязаний, поверхностности и отсутствию глубины в общении по поводу такой деятельности. Для осмысления актуальности педагогической деятельности в рамках нашего предмета мы попытались сформулировать те условные минусы легкодоступности фотографии и возможности их преодоления в работе фотошколы.

Педагоги

Ирина Олеговна Миронова – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории. Работает в Доме детского творчества им. В. Дубинина с 1988 года.

 

Награды:

  1. Памятная медаль «За вклад в развитие Новосибирской области», 2014 г.
  2. Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации, 2015 г.

Содержание программы

1 год обучения

  1. Введение – 2 часа.
  2. История развития фотографии. Знакомство с музейными экспонатами фотошколы – 4 часа.
  3. История развития фотографии. Цифровой фотоаппарат. Правила архивирования цифр. изображения в различных форматах, нумерация. – 20 часов.
  4. Творческие встречи с фотохудожниками, выпускниками студии – 8 часов.
  5. Экспозиция. Композиция и освещение. Знакомство с программой Photoshop. – 22 часа.
  6. Основные жанры фотографии. Основы редактирования фотоизображения в программе Photoshop CS. Репортаж. – 60 часов.
  7. Промежуточная аттестация – 2 часа.
  8. Основные жанры фотографии.
  9. Основы редактирования фотоизображения в программе Photoshop CS. Репортаж. – 38 часов.
  10. Правила оформления выставочных фотографий, критерии оценки. Создание презентаций и рефератов. – 22 часа.
  11. Спортивная съёмка. Весенний пейзаж. – 32 часа.
  12. Итоговая аттестация. Творческие задания на лето. Ведение архива. – 6 часов.

 

2 год обучения

  1. Введение – 2 часа.
  2. Современные цифровые фотоаппараты. История фотоискусства. Экспонометрия. – 14 часов.
  3. Редактирование фотоснимков в Photoshoр – 40 часов.
  4. Пейзаж. История фотоискусства. Репортаж. – 48 часов.
  5. История фотоискусства. Портретная съемка. – 34 часа.
  6. Промежуточная аттестация. – 2 часа.
  7. Натюрморт. История фотоискусства. Магия «серебряной фотографии». – 42 часа.
  8. Панорамная съемка. Рекламная и прикладная фотография. – 22 часа.
  9. Фотоохота. Жанровая фотосъемка. – 30 часов.
  10. Итоговая аттестация. Творческие задания на лето. Ведение архива. – 8 часов.

 

3 год обучения

  1. Введение. Поиск идеи, сюжета, концепции. – 9 часов.
  2. Творческая встреча с фотохудожниками и выпускниками фотошколы. – 18 часов.
  3. Новинки цифровой техники. Скрытая камера. Зуммирование. – 30 часов.
  4. Цифровая школа Photoshoр – 51 час.
  5. Силуэты. Съемка на длительных выдержках. Ночная съемка. – 24 часа.
  6. Промежуточная аттестация – 3 часа.
  7. Новогодний репортаж. Световая кисть. – 21 час.
  8. Психологический портрет. Подготовка к фотоконкурсу. – 36 часов.
  9. Фотомонтаж. Экскурсия в рекламное агентство – 18 часов.
  10. Подготовка авторских фотовыставок. – 6 часов.
  11. Итоговая аттестация. Творческие задания на лето. Ведение архива. – 6 часов.

 

Курс «Студийная практика» (4 и более год обучения)

  1. Организационное занятие. Техника безопасности. – 4 часа.
  2. Новинки фототехники и программного обеспечения – 8 часов.
  3. История фотоискусства. Творческие встречи. – 22 часа.
  4. Подготовка, оформление фотовыставок. Работа над каталогом «Рисую светом». – 22 часа.
  5. Экспериментальная фотография. Особые приёмы техники съёмки и обработки фотоснимков. (Фризлайт, фотографика, световая кисть и др.) – 32 часа.
  6. Исследовательская и проектная деятельность. – 32 часа.
  7. Создание фотофильмов. – 32 часа.
  8. Портрет. Съёмка по личному плану и обработка отснятого материала – 32 часа.
  9. Репортаж и жанр. Съёмка по личному плану и обработка отснятого материала. – 32 часа.

Цели программы

Основная педагогическая цель программы – развитие и расширение творческих способностей обучающихся через искусство фотографии, содействие их творческому и личностному самоопределению.

Знакомство и расширение знаний в области фотографии, закрепление мотивации к дальнейшим занятиям в фотостудии, развитие воображения, эстетического и художественного вкуса учащихся.

Углубление знаний в области фотографии, формирование необходимых навыков претворять свою авторскую идею в новый интеллектуальный продукт.

Углубление знаний в области цифровой фотографии и редактированию снимков в программе Photoshop.

Удовлетворение творческих потребностей учащихся, развитие самореализации и авторской деятельности.

 

1 год обучения

Задачи:

Ø поэлементное освоение съёмочного процесса;

Ø формирование представлений об изобразительных средствах фотографии;

Ø привитие навыков работы с фотографическим оборудованием и аппаратурой;

Ø создание условий и предпосылок для развития воображения, эстетического и художественного вкуса;

Ø привитие аккуратности и внимательности при работе техникой, фотоматериалами, химией, развитие любознательности и интереса к перспективам изучения искусства фотографии, расширение кругозора в области искусства.

 

2 год обучения

Задачи:

Ø углубление и расширение знаний технологических процессов получения цифрового изображения и редактирования фотоснимков в программе Photoshop;

Ø освоение особых приёмов фотографии, изобразительных средств и композиции;

Ø освоение техники создания фотофильмов, презентаций, построение зрительного и звукового ряда;

Ø формирование познавательной самостоятельности и творческой активности;

Ø развитие образного и художественного мышления, умения выразить свой замысел в фотографическом изображении;

Ø расширения опыта общения, привитие доброго отношения друг к другу и взаимопомощи.

 

3 год обучения

Ø развитие умения самостоятельной деятельности;

Ø совершенствование способности к анализу и критическому отношению к проведенной работе;

Ø развитие умения владеть сложной ситуации, снятие излишней застенчивости, приобретение опыта общения;

Ø развитие творческого мышления и формирование индивидуальной манеры изображения;

Ø формирование потребности к публичной деятельности: участие в фотоконкурсах, организации авторских фотовыставок, публикации в прессе, общения с творческими людьми;

Ø совершенствование техники компьютерной обработки снимков в программе Photoshop, совершенствование знаний и умений в конкретном фотографическом жанре (полюбившемся или сложном в освоении), освоение приёмов подготовка презентаций, рефератов и докладов к научно-практической конференции.

 

Курс «Студийная практика» (4 и более год обучения)

Ø формирование мотивации к профессиональной фотографической деятельности;

Ø совершенствование фотографических навыков и умений применять накопленный опыт и знания для создания фотографического изображения на высоком техническом и художественном уровне.

Результат программы

1 год обучения

Обучающиеся должны уметь:

Ø грамотно проводить фотосъёмку с применением основных изобразительных средств фотографии;

Ø работать фотографическим оборудованием, аппаратурой.

Обучающиеся должны знать:

Ø технику безопасности и умение организовать работу в фотостудии согласно правилам.

 

Личностные и метапредметные результаты:

Ø активизация воображения и констатация положительной динамики в развитии художественного вкуса;

Ø активный интерес к дальнейшему разностороннему изучению фотографии.

 

2 год обучения

Обучающиеся должны уметь:

Ø расширять знания в области технологических процессов получения цифрового изображения и редактирования фотоснимков в программе Photoshop.

Обучающиеся должны знать:

Ø об особенностях изобразительных средств фотографии и композиции;

Ø специальные приёмы фотографии и применение их на практике;

Ø технику создания фотофильмов, презентаций, построение зрительного и звукового ряда.

 

Личностные и метапредметные результаты:

Ø учащиеся будут проявлять самостоятельность и творческую активность;

Ø приобретут способность к образному, художественному мышлению, умение выразить свой замысел в фотографическом изображении;

Ø учащиеся расширят опыт общения, научатся проявлять друг к другу доброе отношение, взаимопомощь, строго придерживаться этических норм и культуры фотосъемки.

 

3 год обучения

Обучающиеся должны уметь:

Ø анализировать и критически относиться к выполненной работе;

Ø владеть сложной ситуацией, вести дискуссию, отстаивать своё мнение.

Обучающиеся должны знать:

Ø формирование индивидуальной манеры изображения, стремление к творческому самовыражению;

Ø наработанный материал для участия в фотоконкурсах, выставках и публикаций;

Ø технику компьютерной обработки снимков в программе Photoshop.

 

Личностные и метапредметные результаты:

Ø создавать презентации, рефераты и доклады для участия в научно-практической конференции;

Ø правильно определить жанр своей работы, оформить и подобрать название к фотоснимку.

 

Курс «Студийная практика» (4 и более год обучения)

Ø учащиеся научатся самостоятельно осуществлять творческую фотографическую деятельность, вариативно применять накопленный опыт, знания и создавать фотографическое изображение на высоком техническом и художественном уровне;

Ø наличие устойчивой мотивации к систематическим занятиям фотоискусством в настоящем и будущем.

Материально-техническая база

  1. Компьютерный кабинет.
  2. Оборудование для черно-белого фотографического процесса.
  3. Студия для павильонной фотосъемки.
  4. Цифровые зеркальные фотокамеры.
  5. Осветительное оборудование для павильонной съёмки.
  6. Сменная оптика.
  7. Мультимедийный проектор и экран.
  8. Фото принадлежности и аксессуары:
  • вспышки,
  • штативы,
  • отражатели,
  • бленды, светофильтры и др.