Предпрофессиональная программа «Фортепиано»

Программа "Фортепиано" разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований и является частью дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства.

 

 

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

 

 

Выявление одаренности у ребенка в процессе обучения позволяет целенаправленно развить его профессиональные и личностные качества, необходимые для продолжения профессионального обучения. В то же время программа рассчитана и на тех детей, которые не ставят перед собой цели стать профессиональными музыкантами.

 

 

Обучение в музыкальной школе воспитывает в детях такие необходимые качества,  как трудолюбие, усидчивость, работоспособность, организованность. Позволяет наиболее продуктивно спланировать занятость детей в свободное время и организовать их полноценный досуг.

Педагоги

 

 Гилева Ольга Александровна, преподаватель фортепиано первой квалификационной категории, концертмейстер высшей квалификационной категории.

  • Курсы повышения квалификации: ГАПОУ СПО НСО «НОККиИ», 2017г.
  • Выступление на конференции Каинские образовательные чтения в КФ НГПУ, 2018г.

 

 

Коньшина Наталья Вениаминовна, преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории, концертмейстер первой квалификационной категории.

 

 Курсы повышения квалификации:

  • Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры», «Оценка и анализ конкурсных выступлений юных исполнителей», 2017г.
  • ГАПОУ СПО НСО «НОККиИ», 2017г.
  • Выступление на открытой межрайонной методической конференции на базе ДШИ Куйбышевского района 2017
  • Публикация на официальном сайте «Страна образования» 2020

 

 

Кондратьева Наталья Евгеньевна, преподаватель фортепиано, синтезатора высшей квалификационной категории.

 

Курсы повышения квалификации:

  • ГАОУ СПО НСО НМК им.А.Ф.Мурова, курсы повышения квалификации по программе «Синтезатор» 2015
  • Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры», курсы повышения квалификации,"Оценка и анализ конкурсных выступлений юных исполнителей" 2018
  • Всероссийский сетевой конкурс " Методические разработки в образовательном процессе" Публикация 2018 г.
  • Областной смотр- конкурс методических работ преподавателей ДМШ, ДШИ и художественных школ имени Т.Р. Брославской Лауреат 2019
  • Публикация в образовательном журнале «Музыка и электроника» 2018
  • Авторский сборник «Электронные клавиши» для синтезатора 2019

 

 

Кудрявцева Екатерина Викторовна, преподаватель фортепиано первой квалификационной категории, концертмейстер первой квалификационной категории.

 

  •  Курсы повышения квалификации: ГАПОУ СПО НСО «НОККиИ», 2017г.

 

 

Лярская Наталья Степановна, преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории.

  

Курсы повышения квалификации:

  • г.Москва, Российская академия музыки имени Гнесиных курсы повышения квалификации, 2020г.
  • ГАПОУ СПО НСО «НОККиИ», курсы повышения квалификации 2016

 

 

Малахова Любовь Филаретовна, преподаватель фортепиано первой квалификационной категории, концертмейстер первой квалификационной категории.

 

 Курсы повышения квалификации:

  • Краевое государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования «Красноярский краевой научно-учебный центр кадров культуры», курсы повышения квалификации, «Оценка и анализ конкурсных выступлений юных исполнителей», 2018г.
  • Выступление на открытой межрайонной методической конференции на базе ДШИ Куйбышевского района, 2017 г.

 

 

Мишкинова Ирина Сергеевна, преподаватель фортепиано, концертмейстер.

  

  • Курсы повышения квалификации – 2017 г., ГАПОУ СПО НСО "НОККиИ".

 

 

Фатина Татьяна Владимировна, преподаватель фортепиано первой квалификационной категории.

 

  • Курсы повышения квалификации – 2020 г., НГК им. М.Глинки.
  • Выступление на конференции Каинские образовательные чтения в КФ НГПУ 2018.

 

 

Чес Светлана Александровна, преподаватель фортепиано и синтезатора высшей квалификационной категории, концертмейстер первой квалификационной категории.

 

  • Курсы повышения квалификации – 2017г., ГАПОУ СПО НСО "НОККиИ«.
  • Выступление на открытой межрайонной методической конференции на базе ДШИ Куйбышевского района 2017г.
  • Авторский сборник «Где живет ритм» для синтезатора 2015г.

 

 

Шушарина Светлана Геннадьевна, преподаватель фортепиано первой квалификационной категории, концертмейстер высшей квалификационной категории

 

  • Курсы повышения квалификации −2016г., ГАПОУ СПО НСО "НОККиИ«.
  • Публикация на официальном сайте издания pedrazvitie.ru. 2019г.

 

 

Юшкевич Маргарита Константиновна, преподаватель фортепиано, концертмейстер.

 

 ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный институт культуры» обучается в настоящее время.

Расписание

Расписание учащихся по всем предметам составляется согласно учебного плана школы.

Содержание программы

Программа «Фортепиано» предусматривает изучение следующих предметов.

 

 

Учебный предмет «Специальность и чтение с листа» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на фортепиано, получение ими художественного образования, а также на эстетическое воспитание и духовно – нравственное развитие ученика. Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы.

 

 

Учебный предмет «Ансамбль» предполагает знакомство с предметом и освоение навыков игры в фортепианном ансамбле. Изучение предмета «Ансамбль» тесно связано с предметом «Специальность и чтение с листа». Фортепианный ансамбль использует и развивает базовые навыки, полученные на занятиях в классе по специальности. За время обучения ансамблю должен сформироваться комплекс умений и навыков, необходимых для совместного музицирования.

 

 

Учебный предмет «Концертмейстерский класс» направлен на приобретение навыков аккомпанирования, чтения с листа и транспонирования и на развитие самостоятельности в данных видах деятельности. В задачи предмета входит: формирование художественного вкуса, чувства стиля, творческой самостоятельности, стремления к самосовершенствованию, знакомство с лучшими образцами отечественной и зарубежной музыки. Формирование концертмейстерских навыков тесно связано с освоением особенностей ансамблевой игры.

 

 

Учебный предмет «Сольфеджио» представляет собой целостную систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха, музыкального интонирования. Первостепенной задачей в музыкальном воспитании обучающихся является формирование слуховых, ритмических и интонационных навыков.

 

 

Учебный предмет «Слушание музыки» знакомит учащихся младших классов с лучшими образцами разножанровой музыки. В процессе занятий обучающиеся знакомятся с музыкальными терминами, формами,приобретают начальные навыки анализа музыкальных произведений, расширяют музыкальный кругозор.

 

 

Учебный предмет «Музыкальная литература» направлен на изучение мировой классической и современной музыки, оперной, балетной, симфонической и инструментальной, знакомство с произведениями различных музыкальных жанров. В процессе изучения предмета происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение начальных знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средств музыки, развитие кругозора учащихся.

 

 

Учебный предмет «Хоровой класс» служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским искусством. Пение – это комплексный процесс, затрагивающий физическую, эмоциональную, интеллектуальную сферы ребенка, в результате которой происходит развитие творческой индивидуальности. Помимо этого идет активная социализация обучающегося, так как хоровое пение – это вид коллективного творчества.

 

 

Содержание. Предметы. Количество часов по классам в неделю.

1 класс. Общее количество часов в неделю: 5 часов.

  • Специальность и чтение с листа: 2 часа.
  • Хоровой класс: 1 час.
  • Сольфеджио: 1 час.
  • Слушание музыки: 1 час.

 

 

2,3 классы. Общее количество часов в неделю: 5,5 часов.

  • Специальность и чтение: с листа: 2 часа.
  • Хоровой класс: 1 час.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Слушание музыки: 1 час.

 

 

4 класс. Общее количество часов в неделю: 7 часов.

  • Специальность и чтение с листа: 2 часа.
  • Ансамбль: 1 час.
  • Хоровой класс: 1.5 часа.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Музыкальная литература: 1 час.

 

 

5,6 классы. Общее количество часов в неделю: 7,5 часов.

  • Специальность и чтение с листа: 2,5 часа.
  • Ансамбль: 1 час.
  • Хоровой класс: 1.5 часа.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Музыкальная литература: 1 час.

 

 

7 класс. Общее количество часов в неделю: 8,5 часов.

  • Специальность и чтение с листа: 2,5 часа.
  • Ансамбль: 1 час.
  • Концертмейстерский класс: 1 час.
  • Хоровой класс: 1.5 часа.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Музыкальная литература: 1 час.

 

 

8 класс. Общее количество часов в неделю: 8 часов/ 7 часов.

  • Специальность и чтение с листа: 2,5 часа.
  • Концертмейстерский класс: 1 час (первое полугодие).
  • Хоровой класс: 1.5 часа.
  • Сольфеджио: 1,5 часа.
  • Музыкальная литература: 1,5 часа.

Цели программы

Формирование у учащихся комплекса знаний, умений и навыков игры на фортепиано, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями в области музыкального исполнительства. 

 

 

Задачи по достижению цели. 

Социально – педагогические:

  • личностно-ориентированный подход к обучающимся с установкой на единство обучения, развития и воспитания.
  • повышение занятости детей в свободное время, организация полноценного досуга.

 

 

Образовательные:

  • обеспечение развития музыкально-творческих способностей обучающегося на основе приобретенных им знаний, умений и навыков в области фортепианного исполнительства;
  • овладение обучающимися основными исполнительскими навыками игры на фортепиано, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение как соло, так и в ансамбле, а также исполнять аккомпанемент
  • освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом в пределах программы учебного предмета обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;

 

 

Развивающие:

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству;
  • развитие кругозора, любознательности ребенка;

 

 

Воспитательные:

  • приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений;
  • формирование у наиболее одаренных выпускников мотивации к продолжению профессионального обучения в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.
  • воспитание музыкального вкуса;

Результат программы

В результате реализации программы у обучающихся будет сформирован комплекс исполнительских знаний, умений и навыков, позволяющих использовать многообразные возможности фортепиано для достижения наиболее убедительной интерпретации авторского текста, самостоятельно накапливать репертуар из музыкальных произведений различных эпох, стилей, направлений, жанров и форм.

 

 

Учащиеся будут знать:

  • в соответствии с программными требованиями фортепианный репертуар, включающий произведения разных стилей и жанров (полифонические произведения, сонаты, концерты, пьесы, этюды, инструментальные миниатюры);
  • художественно-исполнительские возможности фортепиано;
  • профессиональную терминологию;

 

 

Учащиеся будут уметь:

  • читать с листа и транспонировать музыкальные произведения разных жанров и форм;
  • уметь использовать слуховой контроль и управлять исполнением музыкального произведения;
  • использовать музыкально-исполнительские средства выразительности;
  • выполнять анализ исполняемых произведений;
  • владеть различными видами техники исполнительства;использовать художественно оправданные технические приемы.

 

 

У обучающихся будут развиты такие личностные качества, как:

  • трудолюбие;
  • наличие творческой инициативы;
  • сформированные представления о методике разучивания музыкальных произведений и приемах работы над исполнительскими трудностями;
  • наличие музыкальной памяти, развитого полифонического мышления, мелодического, ладогармонического, тембрового слуха;
  • наличие начальных навыков репетиционно- концертной работы в качестве солиста, в составе ансамбля и аккомпаниатора;
  • наличие у обучающегося интереса к музыкальному искусству и самостоятельному музыкальному исполнительству.

Особые условия проведения

При приеме на обучение по предпрофессиональной программе предусмотрены прослушивания детей в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей

 

 

Для обеспечения полноценного освоения образовательной программы необходимо:

  • наличие дома музыкального инструмента фортепиано;
  • обязательное посещение других учебных предметов : сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, хоровой класс.

Материально-техническая база

Материально-техническая база ДШИ соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Учебные аудитории для занятий по предмету "Специальность и чтение с листа" оснащены пианино и имеют площадь не менее 6 кв. метров, звукоизолированы. В школе имеется концертный зал с концертными роялеми, библиотека, оснащенная компьютером и фонотека. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком (настройка, мелкий и капитальный ремонт).

 

 

Педагогические технологии,используемые при реализации программы основываются на индивидуальном методе обучения, который позволяет найти более точный, психологически верный подход к каждому ученику и выбрать наиболее подходящий способ обучения. Для достижения поставленной цели используются такие методы обучения как словесный, наглядно – слуховой, практический, аналитический, эмоциональный.

 

 

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях сольного исполнительства на фортепиано. Дидактические материалы, используемые при реализации программы включают в себя нотные сборники, пособия по теоретическим предметам, видеоматериалы и аудиозаписи.

Стоимость

Обучение по программе " Фортепиано" бесплатное.

Видео

[ " " ]