Программа по ИЗО «Семицветик»

  • (2)

Творчество – это тот канал, по которому может выявляться и реализовываться внутренняя жизнь детской души. Каждый ребенок рождается художником, нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире. Актуальность программы заключается в пробуждении и развитии заложенных в ребёнке творческих способностей через включение его в разнообразные виды практической творческо-прикладной деятельности.

 

Интеграция изобразительного искусства и лепки является основой программы творческого объединения «Семицветик». Она объединяет в единую образовательную структуру знакомство учащихся с теоретическими основами изобразительного и декоративно-прикладного искусства, практическую художественно-творческую деятельность, художественно-эстетическое восприятие произведений искусства и окружающей действительности. Занятия способствуют обучению детей видению прекрасного, а активная творческая деятельность приносит радость от осознания красоты – все это воздействует на ум, душу, волю растущего человека, обогащает его духовный мир.

 

Ведущей идеей программы является использование потенциала изобразительного искусства, нацеленного на эстетическое преобразование окружающей среды, самого человека и форм его жизнедеятельности, в процессе формирования ребенком уникального образа мира.

Педагоги

Купавцева Вероника Давидовна, педагог дополнительного образования.

Стаж работы: 3 года.

Образование: Новосибирское государственное художественное училище (колледж), квалификация: художник-живописец, преподаватель, специальность: живопись.

Профессиональная переподготовка:

2019 – НИПКиПРО: «Профессиональное мастерство педагога дополнительного образования в развитии способностей и социализации учащихся». 108 часов.

2020 год, НИПКиПРО, присвоена квалификация: «Педагогическое образование».

 

 

Расписание

Занятия проходят с сентября по май.

Режим занятий:

1-й год  обучения занятия проводятся  2 раза в неделю по 1 учебному часу;

2-ой год обучения – 2 раза в неделю по 1,5 учебных часа;

3-й год обучения – 2 раза в неделю по 2 учебных часа;

4-й и 5-й год обучения – 3 раза в неделю по 2 учебных часа.

Содержание программы

В содержании программы гармонично сочетается изучение теоретических основ художественной деятельности с практической деятельностью по созданию индивидуального образа предмета/явления окружающей действительности и воплощения его в конкретных художественных техниках.

По мере освоения ребенком теоретического материала происходит наращивание спектра художественных приемов и их усложнение (расширение).

На первом году обучающиеся знакомятся с основами рисования, обучаются основам графики и живописи: учатся работать с карандашами, мелками, приобретают умения действовать кистью, красками: акварелью и гуашью, раскрывают волшебство появления цвета при помощи смешивания красок. Знакомятся с понятиями портрет, натюрморт, пейзаж.

 

На занятиях по лепке происходит знакомство  работы с различными материалами, умения пользоваться простейшими инструментами, обучающиеся учатся соразмерять детали по толщине и длине, формируются навыки сравнения, анализа.

 

На втором году обучения сюжеты работ усложняются, количество персонажей увеличивается. В связи с усложнением композиции, растут требования и к цвету. Расширяется цветовая гамма. Дети узнают новые оттенки различных цветов, учатся их составлять.

 

Третий год обучения. В разделах: «Живопись, рисунок» происходит приобретение навыков передачи материальности предмета, пропорций объёма. Работа над постановкой, состоящей из 2-х предметов быта; в «Графике» – копирование иллюстраций;

 «Лепка» – передача формы и пропорций, похожести. Стилизация, упрощения. Продумывания идеи своей фигурки ее раскраски.

 

Четвертый год обучения. Повышается сложность выполняемых работ, чаще используются смешанные техники. Передача материальности предмета. Передача пропорций объёма. Умение видеть цельно. Поиск цвета, оттенков. Колорит. 

На занятиях лепкой обучающиеся узнают о новых материалах, используемых в лепке и способах их обработки. Сделанные работы носят утилитарный характер – это картинки и игрушки.

 

Пятый год обучения. Освоение правильной компоновки предметов в листе, передача пропорций, объёма и перспективы. Продумывание идеи рисунка. Владение элементами стилизации, лепки на основе нарисованного эскиза.

 

Основные разделы учебного плана программы (1,2,3,4,5 год обучения); 72\108\144\216\216 часов в год.

  • Вводное занятие. Техника безопасности - 2\2\2\2\2 часа
  • Цветоведение – 4\-\-\-\-\- часа.
  • Живопись – 4\7\8\8\8 – часов.
  • Рисунок – 4\6\8\8\8 - часов.
  • Композиция - 4\6\8\8\8 - часов.
  • Графика – 6\9\12\12\12 – часов.
  • Жанры изобразительного искусства – 17\36\46\90\90 - часов.
  • Скетчинг – 2\3\12\18\18 – часов.
  • Лепка – 27\36\44\64\64 – часа.
  • Творческие задания - 2\3\6\6\6 – часов.
  • Итоговые занятия – 2\2\2\2\2 – часа.

Цели программы

Создание условий для пробуждения и развития творческого потенциала ребёнка, его познавательных и художественных способностей, позитивного отношения к себе и к окружающему миру средствами изобразительного искусства.

 

Задачи

Предметные: 

  • формировать знания по основным разделам изобразительного и декоративно- прикладного искусства;
  • формировать навыков работы в различных жанрах изобразительного искусства;
  • формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности;
  • обучать основам рисования с натуры, по памяти и воображению;
  • последовательно осваивать двух- и трехмерное пространство;
  • знакомить с основными законами, закономерностями, правилами и приемами композиции в области скульптуры;
  • изучать выразительные возможности формы и фактуры. 

 

Развивающие 

Развивать:

  • универсальные и специальные художественно-творческие способности обучающегося;
  • творческое воображение как основу творческой деятельности;
  • художественный вкус, способность видеть и понимать прекрасное;
  • двигательную функцию (моторика, пластичность, гибкость рук, точность движений) и когнитивно-эмоциональную сферу (внимание, память, фантазия, колористическое видение). 

 

Личностные: 

  • формировать уважительное отношение к искусству разных стран и народов;
  • содействовать в формировании национальной культуры и региональной идентичности;
  • формировать у детей устойчивый интерес к искусству и занятиям художественным творчеством, умения понимать и ценить произведения искусства;
  • воспитывать терпение, волю, усидчивость, трудолюбие, аккуратность;
  • содействовать формированию здорового образа жизни;
  • формировать навыки самодисциплины, умения эффективно организовывать свое рабочее и свободной время.

 

Метапредметные

Формировать:

  • правила «хорошего тона», тактичность, коммуникативную и социальную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста и взрослыми;
  • способность анализировать собственную художественную деятельность с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения;
  • умения выявлять этапы работы, находить соответствующие средства и инструменты, осуществлять текущий контроль, делать выводы, принимать правильные позиции, адекватно воспринимать критику со стороны;
  • способствовать осознанному стремлению к освоению новых знаний и умений, и повышению творческой результативности.

 

 

 

 

Результат программы

Результаты освоения программы: овладение теоретическими знаниями и специальной терминологией по основным разделам программы. 

Будут знать:

  • основные жанры изобразительного искусства;
  • виды декоративно-прикладного творчества;
  • основные законы композиции;
  • основы цветоведения;
  • различные виды графики;
  • основы линейной перспективы;
  • различные приемы передачи формы и пропорций.

 

Будут уметь:

  • работать в различных жанрах изобразительного искусства; выделять главное в композиции;
  • сознательно выбирать художественные материалы для выражения своего замысла; строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг, квадрат, прямоугольник);
  • владеть различными техниками и приемами лепки.

 

Сформированность метапредметных компетенций: 

  • планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач;
  • рационально строить самостоятельную творческую деятельность, организовать место занятий;
  • сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
  • использовать средства информационных технологий для решения различных учебно- творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию;
  • воспринимать конструктивную критику, критически оценивать, как собственные работы, так и работы своих товарищей. 

 

Сформированность личностных качеств: 

  • устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • уважительного отношения к искусству разных стран и народов, ответственного отношения к образовательной деятельности;
  • освоения социальных норм, правил поведения в обществе;
  • установки на безопасный здоровый образ жизни;
  • отношения к искусству как фундаменту духовного здоровья человека.

Особые условия проведения

Обучающийся по программе должен иметь медицинский допуск к занятиям.

Материально-техническая база

Учебный кабинет соответствует санитарно-гигиеническим нормам, техническим и предметным требованиям.

Имеется подсобное помещение.

 

Оборудование учебного кабинета: столы, стулья, специальная мебель для реализации авторского проекта.

 

Техническое оснащение кабинета:

  • демонстрационная магнитная доска;
  • ноутбук; сканер; принтер; 
  • осветительное оборудование для постановочных композиций;
  • проектор и раздвижной экран.

 

Оборудование для проведения занятий:

мольберты, гипсовые розетки, головы, детали лица и фигуры,   геометрические формы, муляжи фруктов и

овощей, драпировки, предметы быта.

 
Материалы и инструменты необходимые для занятий:

  • различные виды картона,
  • бумага: акварельная и для пастели, цветная для скрапбукинга, белая для эскизов.
  • Краски: гуашевые акварельные, акриловые;
  • пастель; восковые мелки; уголь, сангина, соус; тушь; водоэмульсионная краска белая густая; лак; корректор; воск.
  • Карандаши: акварельные цветные, графитные НВ, 2В;
  • цветные фломастеры; черные маркеры;
  • ручки гелевые черные, белые, золотые.
  • Кисти: беличьи, синтетические, щетинка,
  • перья ученические и плакатные.
  • Ножницы большие, маленькие и фигурные;
  • дыроколы фигурные; проволока для каркасов и пр.
  • Клей ПВА; момент-гель; суперклей; универсальный для пенопласта;  
  • Фоамиран; поролон; нитки; фетр; флис; фанера толщиной 6 мм.; пенопластовые фигуры.
  • Декоративные элементы; ленты атласные и капроновые; кружево. 

 Подрамники и планшеты для основы; рамки для оформления.

 

Наглядные пособия: различные тематические таблицы, плакаты, показательные материалы, шаблоны