Программа «Петелька-волшебница»

  • (9)

ДОП «Петелька-волшебница» направлена на развитие творческих способностей детей, способствует формированию образовательных компетенций младших школьников через освоение универсальных учебных действий.

 

Программа предполагает овладение детьми различными техниками вязания крючком и на спицах, самостоятельное изготовление плоскостных вязаных панно и объёмных игрушек.

 

Занятия по освоению вязания способствуют позитивным изменениям в развитии детей на физическом и психическом уровне, так при этом:

  • развивается моторика мелких мышц рук;
  • координация движений;
  • улучшается почерк;
  • развивается внимание;
  • улучшается память;
  • развивается воображение;
  • формируются качества личности: терпение, усидчивость, сила воли.

Актуальность программы «Петелька-волшебница» заключается в том, что умения и навыки, полученные детьми в рамках освоения дополнительной общеразвивающей программы по вязанию, сборке и оформлению изделия составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, по оформлению вязаными аксессуарами одежды и своего дома. Практическая значимость основных умений и навыков, которые дети получают на занятиях по вязанию, необходимы каждому человеку в повседневной жизни.

Педагоги

Афанасьевская Надежда Геннадьевна – педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Образование: высшее, специальность – учитель начальных классов.

 

Стаж работы: в должности учителя начальных классов 8 лет, преподавателем методики трудового обучения (технологии), в Новосибирском педагогическом колледже № 3 – 20 лет, педагогом дополнительного образования в МБУДО ДТ «Октябрьский» – 7 лет.

 

Стажировка: по теме «Развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству на занятиях ДПИ (вязания)в рамках реализации ФГОС», 108 часов. ГАУ ДПО НСО «Новосибирский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» с 27.04.2018 по 28.05 2018 г.

Содержание программы

Раздел 1. Введение 2 часа

  • Тема 1. Введение в образовательную программу - 1 час
  • Тема 2. Правила поведения на занятиях - 1 час

Раздел 2. Рабочий материал - 3 часа

  • Тема 1. Инструменты, материалы и приспособления для вязания крючком и спицами - 3 часа

Раздел 3. Техника вязания - 18 часов

  • Тема 1. Узоры для вязания крючком - 4 часа
  • Тема 2. Узоры для вязания на спицах - 7 часов
  • Тема 3. Ажурные узоры на спицах и крючком - 7 часов

Раздел 4. Кружевные изделия из отдельных мотивов - 35 часов

  • Тема 1. Мотивы круглой формы - 8 часов
  • Тема 2. Цветочные мотивы - 2 часа
  • Тема 3. Мотивы с серединой квадратной формы - 25 часов

Раздел 5. Швы - 6 часов

  • Тема 1. Соединение мотивов - 2 часа
  • Тема 2. Оформление готового изделия - 4 часа

Раздел 6. Вязание на спицах и крючком модных аксессуаров - 37 часов

  • Тема 1. Самостоятельное изготовление вязаной сумки (вязание, сборка, оформление) - 36 часов
  • Тема 2. Выставка работ - 1 час

Раздел 7. Итоговое занятие - 1 часа
Воспитательно-досуговая деятельность - 9 часов


Всего часов: 111 часов

Цели программы

Цель программы – развитие творческих способностей детей, содействует художественно-эстетическому развитию личности ребёнка через освоение вязания крючком и спицами.

Задачи программы:

Предметные:

  • формированию знаний и умений по истории возникновения вязания и истории вязаной игрушки;
  • формированию знаний и умений по определению качества нитей;
  • формированию знаний и умений по набору петель и вязанию крючком и спицами;
  • формированию знаний и умений по выполнению соединительных швов;
  • формированию знаний и умений по оформлению готовых работ;
  • формированию понятий: воздушная петля; столбик, полустолбик, столбик с накидом; лицевая, изнаночная петля; передняя и задняя стенка петли; протяжка; кромочная петля; накид; снятые петли; вытянутые петли;

Межпредметные:

  • формирование навыков организации рабочего места;
  • формирование навыков планирования деятельности;
  • формирование навыков доведения начатой работы до конца;
  • развитие художественно-эстетического восприятия окружающего мира;
  • развитие художественного вкуса;
  • расширение кругозора и познавательного интереса к вязанию;

Личностные:

  • научить учащихся применению методик, нацеленных на сохранение здоровья зрения, мышц шеи, рук, позвоночника;
  • содействовать формированию: уважения к своему труду и труду других людей; культуры общения;
  • содействовать формированию навыков позитивного общения: взаимопомощи, взаимовыручки, толерантности.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • виды материалов и инструментов, используемых в ручном вязании;
  • особенности техник вязания крючком и на спицах;
  • последовательность изготовления вязаной игрушки;
  • алгоритм сборки изделия;
  • правила техники безопасности при работе с крючком и спицами.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • набирать петли первого ряда различными способами;
  • подбирать номер крючка и спиц в соответствии с пряжей;
  • закрывать петли последнего ряда двумя способами
  • читать схемы вязания;
  • последовательно собрать из деталей вязаную игрушку;
  • применять в декорировании различные материалы;
  • соблюдать и применять правила по технике безопасности при работе крючком и спицами.

В результате реализации программы обучающиеся будут обладать личностными качествами:

  • Анализ деятельности;
  • Аккуратность;
  • Трудолюбие;
  • Коммуникабельность;
  • Умение работать в команде;
  • Самоконтроль.

Материально-техническая база

Учебные занятия проводятся в базовом кабинете структурного подразделения «Горница» в МБОУ СОШ № 195 по адресу: г. Новосибирск, Высоцкого, 1. В плане экспликации школы кабинет значится, как учебный класс площадью 54 м2. Часть кабинета (10 м2) занимает подиум, на котором размещена этноэкспозиция «Живая старина», имеется учебное подсобное помещение (самостоятельное) площадью 5 м2. В учебном помещении занимаются три педагога дополнительного образования культурологической и прикладной направленности (объединения: «Этнография», «Рукоделие», «Вязание»).

 

Учебный кабинет соответствует санитарным правилам:

  • по размерам помещения;
  • по объёму и качеству освещения;
  • расположением учебных столов и доски;
  • режимом занятий (расписанию занятий и режиму занятости кабинета);
  • соблюдением санитарно-гигиенических правил помещения (влажная ежедневная уборка, проветривание и другое). 

Материально- техническое обеспечение программы.

Материально техническое оснащение программы обеспечивается школой и родителями.

Родителями приобретаются:

  1. пряжа (акриловая, хлопчатобумажная);
  2. нитки швейные;
  3. спицы № 2,3, 4 ;
  4. крючки № 2,3,4;
  5. иглы швейные;
  6. ножницы;
  7. материалы для декорирования (тесьма, пайетки, бисер, кружево, и т.д.);
  8. картон, клей (для плоскостных панно);
  9. рамки (для оформления плоскостных работ). 

Школа обеспечивает следующее оборудование:

  1. Доска (магнитная) двусторонняя на стойках.
  2. Столы ученические.
  3. Стулья ученические.
  4. Стол учительский.
  5. Стул учительский.
  6. Шкаф угловой (выставочный).
  7. Шкаф (для хранения инструментов и материалов). 

Информационное обеспечение программы:

  • При реализации программы «Петелька-волшебница» используется: учебно-методическая литература (личная) и из библиотечного фонда Дома детского творчества «Октябрьский»;
  • разработана и реализуется дополнительная общеразвивающая программа «Петелька-волшебница»;
  • разрабатываются и анализируются диагностические материалы.