Программа «Ансамбль: баян, аккордеон»

Важнейшую роль в образовательном процессе играет эстетическое воспитание, необходимое для формирования гармонически развитой личности. Среди различных видов искусства музыке принадлежит одно из ведущих мест наряду с поэзией, литературой, живописью, театром. Музыкальное искусство является источником умножения духовной культуры человека, способствует становлению его идейно-нравственного облика и мировоззрения в целом, способствует развитию эстетических взглядов и художественных способностей.

 

Детские музыкальные школы и школы искусств, являясь существенным звеном в системе дополнительного образования, практически решают задачи эстетического воспитания, формирования мировоззрения, художественных вкусов и профессионального мастерства молодых музыкантов, готовят активных участников художественной самодеятельности и пропагандистов музыкальной культуры. Наиболее способные из выпускников ДШИ в дальнейшем обучаются в средних специальных учебных заведениях (музыкальных, культурно-просветительных и педагогических училищах).

 

В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах.

Народная и детская инструментальная музыка, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям.

 

В процессе совершенствования уровня исполнения на народных музыкальных инструментах большая роль принадлежит коллективным формам музицирования, которым и является ансамбль. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение играть вместе. Здесь важно другое – чувствовать и творить вместе.

 

В настоящее время музыкальное образование приобретает массовый характер. В музыкальных школах обучаются не только одаренные дети, которым легко выступить сольно, но и ученики со средними и слабыми музыкальными способностями, которые могут активно проявить себя, выступая в небольших ансамблях: дуэтах, трио, квартетах и т.д. Участие в таких ансамблях способствует более быстрому развитию у учащихся природных музыкальных данных: слуха, музыкальной памяти, чувства ритма, вырабатывает уверенность в себе, помогает добиться стабильности в исполнении, а также выработке специфических навыков ансамблевой игры.

 

Программа отражает академическую направленность репертуара, его разнообразие, включает произведения русской, зарубежной классики и современный материал джазового, эстрадного направлений, дает для одного и того же класса различные по уровню трудности варианты программ (репертуарных комплексов), позволяющих учесть индивидуальность учащегося, тип его психофизиологического и музыкально-исполнительского дарования.

Данная программа является частью комплексной образовательной программы ДШИ Она дает возможность развить комплекс потенциальных способностей ребенка, приобщить его к деятельному образу жизни через музицирование, участие в концертах и как артиста, и как слушателя.

Программа предполагает использование методики преподавания, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям учащихся.

 

Необходимость разработки и внедрения адаптированной программы в образовательный процесс возникла в связи с изменившейся за последние десятилетия ситуаций и возросшую нагрузку на детей в образовательных школах. Программа представляет рациональное и сбалансированное распределение учебной нагрузки, связанной не только с задачами обучения в музыкальной школе, но и с учетом все возрастающих требований к ученику общеобразовательной школы. Программа рассчитана на общекультурный уровень усвоения знаний с ориентацией способных детей на профессиональный уровень усвоения знаний. В результате обучения у детей развивается музыкальный вкус, потенциальные творческие способности.

 

Программа предусматривает разнообразие материала по степени сложности. Занятия по предмету «ансамбль» в соответствии с учебными планами, проводятся, начиная со 2  класса. Ансамбли баянистов и аккордеонистов формируются в основном из учащихся 2- 4 классов (четырехлетнее обучение). Из-за малочисленности контингента народного отделения, основными составами ансамблей являются дуэты и трио. 

 

Вся работа с учеником в течение учебного года фиксируется в индивидуальном плане. План должен выстраиваться дифференцированно, в зависимости от исполнительских, индивидуальных особенностей учащихся, в тесной связи с целями и задачами обучения на конкретном его этапе.

Педагоги

Соловей Наталья Николаевна  преподаватель первой квалификационной категории.

 

Преподаваемые дисциплины: аккордеон.

Уровень образования: среднее профессиональное.

Специальность и квалификация по диплому:

  • Барабинское музыкальное училище, 1984 г., народные инструменты, руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов, преподаватель музыкальной школы по классу аккордеона.

Повышение квалификации:

  • Новосибирский музыкальный колледж имени А.Ф.Мурова «Передвижная академия педагогического мастерства», 12 часов. 2018 г.
  • ГАПОУ НСО НИК им.А.Ф.Мурова «Инструментальное исполнительство. Инструменты народного оркестра. Баян, аккордеон», 72 часа, 2017 г.
  • НСМШ «Инструментальное исполнительство (инструменты народного оркестра)», 72 часа, 2014 г.
  • НСМШ «Ансамбль. Концертмейстерское мастерство». 72 часа, 2014 г.
  • Новосибирская государственная консерватория имени М.И. Глинки «Музыкальное искусство», 6 часов, 2011 г.
  • НОККиИ, «Баян, аккордеон», 100 часов, 2001 г.

 

Сумина Елена Петровна - преподаватель высшей квалификационной категории.Преподаваемые дисциплины: баян, аккордеон

 

Уровень образования: среднее профессиональное.

Специальность и квалификация по диплому:

  • Барабинское музыкальное училище, 1985г., народные инструменты, руководитель самодеятельного оркестра народных инструментов, преподаватель музыкальной школы по классу баяна.

Повышение квалификации:

  • НОККиИ, «Особенности работы с учащимися народных отделений ДШИ Новосибирской области» 10 часов, 2019 г.
  • ГАПОУ НСО НИК им.А.Ф.Мурова «Инструментальное исполнительство. Инструменты народного оркестра. Баян, аккордеон», 72 часа, 2017 г.
  • НОККиИ, «Инструментальное исполнительство», «преподаватель баяна, аккордеона», 72 часа, 2008 г.

Содержание программы

1 год обучения:

  • Выбор репертуара – 1 ч.
  • Работа над музыкальным произведением - 24 ч.
  • Работа над художественным слиянием ансамблевых партий в единое целое – 10 ч.

Всего часов: 17,5 ч.

 

2 год обучения:

  • Выбор репертуара – 1 ч.
  • Работа над музыкальным произведением - 24 ч.
  • Работа над художественным слиянием ансамблевых партий в единое целое – 10 ч.

Всего часов: 17,5 ч.

 

3 год обучения:

  • Выбор репертуара - 1 ч.
  • Работа над музыкальным произведением - 24 ч.
  • Работа над художественным слиянием ансамблевых партий в единое целое - 10 ч.

Всего часов 17,5 ч.

 

4 год обучения:

  • Выбор репертуара – 1 ч.
  • Работа над музыкальным произведением -24 ч.
  • Работа над художественным слиянием ансамблевых партий в единое целое – 10 ч.

Всего часов: 17,5 ч.

Цели программы

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями об истории исполнительства на инструменте, формирования практических умений и навыков игры на инструменте, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Задачи учебного предмета

Образовательные:

  • получение новых теоретических знаний и практических навыков, овладение основами игры на инструменте, формирование умений и навыков, помогающих организации музыкальной деятельности детей;
  • выявление и развитие музыкальных и творческих способностей учащихся в процессе обучения игре на инструменте;
  • формирование устойчивого интереса к музыкальному искусству, потребности активного музицирования на инструменте;
  • формирование определенного уровня музыкально-теоретических знаний, необходимых для музыкально-практической деятельности и общего музыкального развития.

 

Развивающие:

  • пробуждение глубокого интереса к музыке.
  • развитие творческого потенциала ребенка через овладение игрой на инструменте;
  • развитие музыкального слуха, мышления, воображения;
  • развитие эстетического вкуса;
  • расширение общекультурного кругозора.

 

Воспитательные:

  • воспитание людей, любящих музицирование, создающих музыкальную культуру в быту. Воспитание потребности в получении разносторонних знаний, в посещении культурных мероприятий, концертов, театров;
  • воспитание устойчивости к стрессовым ситуациям, выработка умения владеть своими эмоциями. Создание внутренней психологической комфортности, раскрепощенности, уверенности в своих силах;
  • широкое эстетическое воспитание учащихся через общее музыкальное образование;
  • воспитание и поощрение у учащихся интереса к целенаправленной самостоятельной работе;
  • воспитание чувства коллективизма.

Результат программы

Выпускник демонстрирует следующий уровень подготовки:

  • владеет основными приемами звукоизвлечения, умеет правильно использовать их на практике;
  • умеет исполнять произведение в характере, соответствующем данному стилю и эпохе, анализируя свое исполнение;
  • умеет самостоятельно разбирать музыкальные произведения;
  • владеет навыками публичных выступлений, игры в ансамбле.

Особые условия проведения

Обучение бесплатное. Занятия проходят в мелкогруповой форме.

Материально-техническая база

Учебные аудитории для групповых занятий. аккордеоны и баяны различного диапазона, пульты, стулья различной высоты, столы, аудио и видео оборудование, метроном, нотные сборники и методическая литература.