Программа «Ниточки-иголочки»

  • (1)

Актуальность программы. Образовательная программа «Ниточки-иголочки» актуальна и необходима, потому что в ходе ее реализации обучающиеся получают теоретические знания и практические навыки в необъятной области изучения женских рукоделий в традиционных проявлениях и в современном развитии.

 

Рукоделие, как истинное народное искусство, рождено самой жизнью, в процессе каждодневного труда, из естественного стремления к творчеству и красоте. Изучая рукоделие как народное искусство, мы совершаем путешествие из настоящего в прошлое и воспитываем интерес и "уважение к минувшему".

 

На занятиях дети учатся различным видам рукоделия: бисероплетению, шитью, вышивке, участвуют в беседах о старинных и современных русских народных промыслах, конструируют и шьют лоскутные панно, создают авторских кукол. Дети знакомятся с технологией изготовления изделий и различными способами их декорирования.

Педагоги

Николаева Ирина Николаевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории

Содержание программы

1. Комплектование группы. (3ч.)

2. Вводное занятие (введение в программу)(3ч.)

3. Бисероплетение. Низание (3ч.). Техника плетения «лодочка» (9ч.). Техника плетения «крестик» (6ч.).

4. Шитье из фетра. Аппликация. Панно «Божья коровка» (9ч.). Сумочка «Рыбка» (12ч.)

5. Вышивка бисером, стеклярусом, пайетками. Брошь «Осенний листик» (6ч.). Брошь «Морская звезда» (6ч.) Коллективное панно (6ч.)

6. Лоскутное шитье. Одеялко для куклы. (15ч.) Салфетка «В подарок маме» (15ч.)

7. Вышивка крестом. Праздничная открытка с вышитым фрагментом. (15ч.)

8. Итоговое занятие. (3ч.)

Всего 111 часов.

Цели программы

Цель программы «Ниточки-иголочки» – оказание детям педагогической помощи в раскрытии, реализации и развитии их творческих способностей в декоративно-прикладном творчестве.

В практической работе с детьми эта цель реализуется (и конкретизируется) через решение следующих задач:

Образовательные:

формировать у обучающихся теоретические знания в области декоративно-прикладного творчества ;

формировать у детей практические умения и навыки работы с разными материалами (ткань, кожа, фетр, бисер, мулине, пряжа и пр.);

обучать детей различным приемам вышивки, бисероплетения, другим видам декорирования одежды и предметов быта;

Развивающие:

формировать художественно-эстетический вкуса, чувство композиции, гармонии;

развивать у детей фантазию, творческое воображение; ассоциативно-образное мышление;

развивать творческую самостоятельность и активность;

Воспитательные:

создавать для обучающихся полноценную нравственно-эстетическую среду общения;

содействовать воспитанию у детей трудолюбия, усидчивости, аккуратности, ответственности;

формировать у обучающихся культуру поведения, умения и навыки бесконфликтного общения.

Результат программы

Учащиеся должны знать:

· правила поведения на занятиях и переменах;

· исторические сведения о возникновении бисера, бисероплетения, вышивки бисером, пайетками, стеклярусом;

· технику безопасности при работе с бисером, пайетками, стеклярусом, иголками, ножницами;

· основные техники бисероплетения;

· основные швы для шитья и вышивки;

· основы цветоведения;

· основы материаловедения – классификацию, виды и свойства тканей и ниток для шитья, материалов для бисероплетения и вышивки;

· терминологию процессов раскроя и шитья, вышивки и бисероплетения;

 

Учащиеся должны уметь:

· владеть несколькими техниками плетения из бисера;

· подобрать цвета и оттенки материалов в бисероплетении, шитье из фетра или в вышивке бисером, пайетками и стеклярусом;

· самостоятельно сплести браслет, бусы или ожерелье в знакомой технике плетения;

· выполнить эскизирование для аппликации из фетра, выкроить детали;

· выбирать виды швов для выполнения тех или иных швейных процессов;

· коллективно работать и создавать коллективные работы;

· последовательно выполнять каждый этап изготовления изделия;

· самостоятельно повторить дома изделие, подобное выполненному на занятии с педагогом, чтобы впоследствие разрабатывать и создавать творческие проекты с использованием знаний умений и навыков, полученных за период обучения.

Материально-техническая база

Для занятий выделен кабинет № 17, светлый, хорошо освещенный, удобный. В кабинете есть стенка со шкафами, в которых можно хранить образцы, расходные материалы для занятий, дидактические материалы. Большие столы, удобные для раскроя, поставлены так, чтобы обучающиеся сидели лицом друг к другу. Это способствует общению во время занятий. Кабинет оформлен детскими работами и работами педагога.

Наличие больших рабочих столов для обучающихся, шкафа для хранения рабочих материалов, учебной классной доски, креплений для наглядного материала является  необходимым условием реализации программы. В кабинете для учебных занятий по программе должно быть достаточное освещение.

Для занятий в объединении необходимы следующие материалы, инструменты и приспособления:

Для занятий по бисероплетению разноцветные наборы бисера, стекляруса, пайеток, леска, капроновые нитки, иголки для бисера, ножницы.

Для вышивки нитки мулине, иголки, канва, фетр, пяльцы, ножницы.

Для шитья раскроечные коврики-маты, дисковые ножи, ножницы, иголки, ткани, нитки, картон для выкроек и шаблонов, утюг.