Программа «Декоративно-прикладное искусство»

Направленность общеразвивающей программы «Декоративно-прикладное искусство» – художественно-эстетическое развитие детей, развитие творческого потенциала, организация досуга ребёнка, выставочная деятельность. Содержание программы позволяет выявить одаренных детей с целью дальнейшего развития их способностей и включает в себя художественно-эстетическое, физическое, социально-личностное развитие.Учащиеся овладевают языком декоративно-прикладного искусства, учатся работать с различными доступными материалами, что развивает их творческие способности.Декоративно-прикладное искусство является наиболее доступным для детей, обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью и эффективностью. В этой связи у них наблюдается повышенный интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по данной программе предоставляет возможность детям в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем их использовать в повседневной жизни.Образовательная программа направлена на:выявление одаренных детей в области декоративно-прикладного искусства в раннем детском возрасте;создание условий для художественного образования и эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;приобретение детьми знаний, умений и навыков в области декоративно-прикладного искусства, опыта творческой деятельности;воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, способствующих формированию опыта самостоятельной работы, умений самоконтроля учебной деятельности и самооценки результатов освоения образовательной программы;осуществление подготовки одаренных детей к получению профессионального образования в области декоративно-прикладного искусства. Образовательная программа рассчитана на 5 лет обучения; возраст детей, поступающих в 1 класс, составляет 7-10 лет

Педагоги

Душа Елена Владимировна – преподаватель высшей квалификационной категории, образование высшее, педагогический стаж 22 года.

Курсы повышения квалификации: региональный семинар по ДПИ «Сашико. Японская вышивка» 16 часов; региональный семинар по ДПИ «Откуда пошли русские мотивы» – 16 часов, 2020 год

Грушецкая Яна Викторовна – преподаватель первой квалификационной категории

Образование высшее, педагогический стаж – 14 лет

Содержание программы

Программа «Декоративно-прикладное искусство» комплексная и подразумевает изучение таких предметов, как

учебные предметы художественно-творческой подготовки: основы изобразительного искусства и рисование, декоративно-прикладное искусство

учебные предметы историко-теоретической подготовки: беседы об изобразительном искусстве

предметы по выбору: художественное ткачество, текстильная кукла, вязание.

При реализации программы общий объем аудиторной учебной нагрузки составляет 875 часов.

1-й год обучения – часов в неделю: 5

основы изобразительного искусства и рисование – 1 час

декоративно-прикладное искусство – 2 часа

беседы об изобразительном искусстве – 1 час

предметы по выбору : художественное ткачество, текстильная кукла, вязание – 1 час

2-й год обучения – часов в неделю: 5

  • основы изобразительного искусства и рисование – 1 час
  • декоративно-прикладное искусство – 2 часа
  • беседы об изобразительном искусстве – 1 час
  • предметы по выбору : художественное ткачество, текстильная кукла, вязание – 1 час

3-й год обучения – часов в неделю: 5

  • основы изобразительного искусства и рисование – 1 час
  • декоративно-прикладное искусство – 2 часа
  • беседы об изобразительном искусстве – 1 час
  • предметы по выбору : художественное ткачество, текстильная кукла, вязание – 1 час

4-й год обучения – часов в неделю: 5

  • основы изобразительного искусства и рисование – 1 час
  • декоративно-прикладное искусство – 2 часа
  • беседы об изобразительном искусстве – 1 час
  • предметы по выбору : художественное ткачество, текстильная кукла, вязание – 1 час
  • 5-й год обучения – часов в неделю: 5
  • основы изобразительного искусства и рисование – 1 час
  • декоративно-прикладное искусство – 2 часа
  • беседы об изобразительном искусстве – 1 час
  • предметы по выбору : художественное ткачество, текстильная кукла, вязание – 1 час

Цели программы

Цель образовательной программы: создание условий для раскрытия и развития потенциальных творческих способностей и возможностей ребенка средствами декоративно-прикладного искусства через практическое освоение технологий изготовления изделий из пластилина, соленого теста, модульного оригами, природного материала, бросового материала и применения полученных знаний в повседневной жизни.

Задачи:

Личностные:

- формирование у учащихся личностных качеств (ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.) средствами декоративно-прикладного творчества;

- формирование у обучающихся культуры труда;

- воспитание культуры общения, умения работать в коллективе;

- эстетическое воспитание обучающихся: умение видеть и ценить прекрасное в себе и окружающем мире.

 Метапредметные:

- развитие творческих способностей (фантазии, образного мышления, художественно-эстетического вкуса и др.);

- развитие у учащихся интереса к познанию окружающего мира, удовлетворение потребности в получении новых знаний в области декоративно-прикладного творчества;

- формирование у детей способностей логического мышления, лаконичного и обоснованного изложения своих мыслей, умений к коллективной творческой работе, развитие художественного вкуса.

- развитие способности к синтезу и анализу, гибкости и мобильности в поисках решений и генерирования идей;

- развитие художественно-творческой активности обучающихся, их способностей к творческому самовыражению и саморазвитию.

 

Образовательные (предметные)

- расширение кругозора детей в области традиционных и современных декоративных техник и технологий;

- овладение учащимися отдельных приемов, техник и технологий изготовления поделок из различных материалов;

- формирование специальных умений и навыков в области декоративно-прикладного творчества;

- овладение учащимися опытом деятельности по технологии обработки используемого материала и применение полученных знаний в повседневной жизни.

Образовательная программа реализуется посредством использования принципов личностно-ориентированного подхода, направленного на комплексное развитие каждого обучающегося (практическая, эмоционально-волевая, интеллектуальная, коммуникативная, мотивационная сферы)

Результат программы

Результатом освоения Образовательной программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

1.  в области художественно-творческой подготовки:

- знания основных методов и способов проектирования и моделирования изделий декоративно-прикладного искусства;

- умения раскрывать образное и живописно-пластическое решение в художественно-творческих работах;

- навыков самостоятельно применять различные художественные материалы и техники;

2. в области историко-теоретической подготовки:

- знания истории создания, стилистических особенностей лучших образцов изобразительного, декоративно-прикладного искусства и народного

художественного творчества;

- навыков восприятия современного искусства.

Результаты освоения образовательной программы  по учебным предметам будут отражать:

Основы изобразительного искусства и рисование:

- первичные знания о видах и жанрах изобразительного искусства;

- знания о правилах изображения предметов с натуры и по памяти;

- знания об основах цветоведения;

- знания о формальной композиции (принципа трехкомпонентности, силуэта, ритма, пластического контраста, соразмерности, центричности-децентричности, статики-динамики, симметрии-асимметрии);

- умение и навыки работы с различными художественными материалами и техниками;

- умение раскрывать образное решение в художественно-творческих работах.

Декоративно-прикладное искусство:

- знания основных понятий и терминов в отношении каждого заявленного в программе вида декоративно-прикладного искусства;

- знания основных признаков декоративной композиции (плоскостность изображения, выразительность силуэта, локальный цвет, симметрия-асимметрия и др.);

- знания основных приемов работы и умения работать с различными материалами;

- знания свойств материалов, применяемых в реализации проектов;

- умения использовать техники прикладного творчества для воплощения художественного замысла;

- умения выполнять самостоятельно по эскизу изделие в материале;

- умения понимать  выразительность цветового и композиционного решения;

- умения анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности;

- приобретение навыков грамотной и аккуратной работы с материалами;

- приобретение навыков конструирования и моделирования из различных материалов.

Беседы об изобразительном искусстве:

- знания основных этапов развития декоративно-прикладного и изобразительного искусства;

- знания первичных навыков восприятия и анализа художественных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды, в том числе произведений декоративно-прикладного искусства и народных промыслов;

- умения использовать полученные теоретические знания в художественно-творческой деятельности.

Текстильная кукла:

- знания основных швов, видов тканей, сочетание цвета и пропорции, изготовление и крой куклы по чертежам;

- знания и навыки изготовления различных видов текстильных кукол;

- умение и навыки работы с различными материалами и техниками;

- навыки самостоятельного применения различных художественных материалов и техник;

- умение раскрывать образное решение в работах.

Художественное ткачество:

- знакомство с историей ремесла, традициями ткачества, познают древнейшую символику тканого орнамента, колорит. Изучаются традиционные техники ткачества, которые существовали издавна.

- выполнение материале изделия, т. о. одновременно с получением теоретических знаний, учащиеся приобретают навыки работы на ручных ткацких станках, выполняют дорожки, пояса.

Вязание:

- теоретические знания о народной культуре;

- обучение практическим навыкам и приемам традиционного вязания;

- умение и навыки работы с основами рисунка и составлением схем, технологий в вязании крючком

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации Образовательной программы обеспечивают возможность достижения обучающимися установленных результатов.

Для реализации Образовательной программы минимально необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

учебные аудитории 32 кв.м.

- телевизор

- ноутбук

- столы и стулья

- ткацкие станки

- шкафы для хранения различного материала

- швейная машинка

- утюг

- учебная и методическая литература библиотеки учреждения (учебники, пособия)

- видеотека

- натурный фонд.

Материально-техническая база учреждения соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда;  соблюдаются  своевременные сроки текущего и капитального ремонта учебных помещений и музыкальных инструментов