Программа «Юный эколог-исследователь»

Авторская общеобразовательная программа «Юный эколог-исследователь» разработана методистом, педагогом дополнительного образования высшей квалификационной категории Ивановой Ириной Андреевной, в 2006 году (Протокол № 26 от 29.11.2006). Корректировки и дополнения рассмотрены на заседании научно-методического и педагогического совета в 2012 году (Протокол № 52 от 26.09.2012).

 

Данная образовательная программа является авторской, в ней представлен результат опытно-экспериментальной работы автора по теме «Формирование экологической культуры в процессе дидактических игр», в программе представлен авторский подход к содержанию и организации процесса педагогической деятельности.

 

Как известно, экологическое образование является одним из приоритетных направлений дополнительного образования детей. Оно дает возможность не просто расширить знания учащихся по предметам естественнонаучного профиля, но и способствует определению профессиональных намерений детей и подростков. Кроме того, общение с природой, практическое участие в улучшении окружающей среды создают уникальные условия для личностного роста, становления ответственности, чуткости, эмоционально-чувственного отношения к окружающему миру.

 

Проектно-исследовательская деятельность в области экологии позволяет учащимся самостоятельно получать новые знания, делать открытия, глубже понимать законы природы, что способствует формированию экологического мышления и экологической культуры современного молодого человека. Наконец, организация проектно-исследовательской деятельности позволяет развивать у учащихся познавательные интересы, самостоятельность, культуру учебного труда, а также учит применять полученные знания на практике.

 

Актуальность данной программы заключается в том, что в современном мире остро стоит проблема взаимоотношений человека и природы, и поэтому сегодня возрастает социальная значимость научно-исследовательских работ школьников в области экологии. Также организация научных обществ учащихся предполагает использование новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, формированию интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей. Проектно-исследовательская деятельность – это сотворчество педагога и обучающегося. Чтобы ребенок смог реализовать все этапы проекта, очень важно личное отношение наставника к данной форме работы, на это накладывается и характер, и мир увлечений, и жизненная позиция педагога.

 

Знания учащихся находятся в прямой зависимости от объема и систематичности их самостоятельной познавательной деятельности. Для того чтобы знания были результатом собственных поисков детей, педагогу необходимо организовать эти поиски, скорректировать их направление. Всё это можно осуществить через организацию научного общества учащихся естественнонаучного профиля.

 

Такая форма работы, как научное общество, как нельзя лучше предоставляет ребенку возможность пробовать, учиться на собственных ошибках, выбирать, моделировать собственный стиль жизни, развивать свой творческий и интеллектуальный потенциал, максимально реализовывать себя.

 

Новизна программы в том, что в состав научного общества могут входить не только старшеклассники, но и учащиеся среднего звена и младшие школьники. Опыт показал, что начиная осваивать методы и приемы исследовательской деятельности в начальной школе, к основной школе ребята повышают качество своих исследовательских работ, у них формируется устойчивый познавательный интерес в изучаемой области.

 

В образовательной программе, в целом, и в каждом занятии, в отдельности, четко прослеживаются две содержательные линии: первая направлена на изучение основ классической экологии, как части естественнонаучной картины мира, вторая – на развитие творческого мышления учащихся, как основы формирования всесторонне развитой личности, что также отличает данную программу от уже существующих.

Педагоги

Евгений Александрович Басаргин, методист центра детского творчества "Содружество", кандидат биологических наук (с 2011), научный сотрудник Центрального сибирского ботанического сада СО РАН.

Руководитель научного общества учащихся (НОУ) "Содружество".

Содержание программы

Учебный план модуля "Исследовательский"

 

Первый год обучения

1. Введение в научное творчество – 9/10 (теория/практика).

2. Организация и методика исследования – 3/2 (теория/практика).

3. Работа с различными источниками информации – 6/- (теория/практика).

4. Работа над индивидуальными темами учебных исследований – -/36 (теория/практика).

5. Участие в НПК – -/6 (теория/практика).

 

Итого: 18/54 (теория/практика).

Всего: 72 часа.

 

Второй год обучения

1. Работа с различными источниками информации – 10/10 (теория/практика).

2. Работа над индивидуальными темами учебных исследований – -/46 (теория/практика).

3. Участие в НПК – -/6 (теория/практика).

 

Итого: 10/62 (теория/практика).

Всего: 72 часа.

Цели программы

Целью программы является создание условий для формирования целостной естественнонаучной картины мира и экологической культуры учащихся посредством организации проектно-исследовательской деятельности в области экологии.

 

Задачи:

Развивающие:

· способствовать развитию коммуникативных умений и навыков;

· раскрыть, развить и удовлетворить интересы личности в экологической, природоохранной и проектно-исследовательской деятельности;

· развить эмоционально-чувственную сферу личности, как основу формирования экологической культуры.

 

Воспитательные:

· сформировать у детей положительный личный опыт взаимодействия с окружающим миром;

· привлечь детей к решению актуальных социально-значимых экологических проблем;

· содействовать формированию нравственных качеств личности.

 

Образовательные:

· овладеть системой знаний о целостности природы, о природе как о среде жизни, об экологических взаимодействиях природы, человека и общества;

· расширить базовые знания школьников по отдельным отраслям биологической науки;

· сформировать умение использовать полученные теоретические знания в практической деятельности;

· совершенствовать умение объяснять наблюдаемые факты и явления природы, природные взаимосвязи;

· совершенствовать навыки научно-исследовательской работы;

· обучить детей практическим навыкам и способам экологически грамотной организации жизнедеятельности.

 

Основные подходы, использованные при разработке программы:

· ориентация на становление целостной естественнонаучной картины мира у ребенка;

· ориентация на содержание основного естественнонаучного образования;

· опора на интересы детей;

· центрация на развитии познавательной, творческой, социальной активности личности.

 

Ведущие мировоззренческие идеи программы:

· идея дома (от своей малой родины – к пониманию глобального мировосприятия «Земля – наш общий дом»);

· идея целостности и всеобщей взаимосвязанности («Все связано со всем» закон Б. Комонера);

· идея социально-значимой экологически ориентированной деятельности.

 

Отбор содержания и видов деятельности происходит из вышеназванных идей и опирается на следующие принципы, определяющие содержательную и процессуальную стороны программы:

· принцип природосообразности (предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей, задатков, возможностей учащихся при включении их в различные виды деятельности);

· культуросообразности (предполагает ориентацию на потребности общества и личности обучающегося, единство человека и социума, адаптацию детей к современным условиям жизни общества);

· гуманизации (предполагает утверждение непреходящих общечеловеческих ценностей, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие искусства, науки, культуры);

· междисциплинарности (предполагает всесторонний, комплексный подход к развитию личности, что позволит повысить уровень экологической культуры детей и подростков);

· интеграции (предполагает взаимосвязь различных образовательных областей в системе экологического образования);

· непрерывности (предполагает создание целостной системы дошкольного, школьного и дополнительного экологического образования);

· единства интеллектуального и эмоционального восприятия окружающей среды (предполагает формирование целостного восприятия природы, осознание ее гармонии, единства человека и природы);

· краеведческого подхода к изучению и решению экологических проблем.

Результат программы

Первый год обучения

Предметные результаты:

По итогам 1-го года учащиеся должны знать:

1) понятийный аппарат, терминологию, основные законы и закономерности, сущность новых открытий в области биологии;

2) место и роль человека в природе;

3) концепции современного естествознания в рамках изучаемых научных проблем.

 

Метапредметные результаты:

По итогам 1-го года учащиеся должны уметь:

1) обобщать и анализировать получаемые знания;

2) работать с информационными источниками по добыванию знаний и научной информации;

3) правильно выстраивать устные и письменные сообщения.

 

Личностные результаты:

1) готовность к личностному самоопределению;

2) мотивация на целенаправленную познавательную деятельность;

3) ценность межличностных отношений;

4) способность ставить цели и строить жизненные планы.

 

Второй год обучения

Предметные результаты:

По итогам 2-го года учащиеся должны знать:

1) основные понятия: «наука», «отрасли науки», «биология», «отрасли биологии», «интеграция наук»;

2) учёных-биологов, основные открытия в биологии, перспективы развития науки, биологические профессии и специальности;

3) научные методы исследований изучаемых объектов и/или систем;

4) правила ведения журналов экспериментов и дневников наблюдений;

5) технологии научной творческой деятельности.

 

Метапредметные результаты:

По итогам 2-го года учащиеся должны уметь:

1) обобщать и анализировать получаемые знания;

2) выделять и формировать задачу (проблему) эксперимента, научно-исследовательской и поисковой работ;

3) планировать исследовательскую работу;

4) использовать теоретические зна­ния, умения и навыки в своей практической деятельности;

5) проводить исследования в лабораторных и полевых условиях;

6) использовать знания, умения и навыки в нестандартных ситуациях во время интеллектуальных соревнований (игр, конкурсов, олимпиад, слетов);

7) работать с информационными источниками по добыванию знаний и научной информации;

8) правильно оформлять результаты исследований с использованием методов математической обработки, таблиц, графиков, диаграмм, правильно выстраивать устные сообщения.

 

Личностные результаты:

1) возможность применения познавательных, информационных, исследовательских, коммуникативных, творческих умений;

2) способность доказывать собственную точку зрения, оппонировать, полемизировать, выстраивать систему доказательств;

3) умение высказывать ценностное отношение к обсуждаемым проблемам, вопросам, концепциям, точкам зрения;

4) сформированность профессиональных намерений.

Особые условия проведения

По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности (Буйлова Л.Н., Кочнева С.В) данная образовательная программа является модульной. Она состоит из самостоятельных, устойчивых, целостных блоков (модулей).

Модуль "исследовательский" рассчитан на учащихся 6-11 классов.

Материально-техническая база

Для реализации образовательной программы имеются учебные кабинеты в ЦДТ «Содружество» и на базах школ, конференц-зал ЦДТ «Содружество».

Для полноценной реализации программы имеется компьютер (ноутбук), аудиоаппаратура, мультимедийная аппаратура.

Для проведения профильных смен необходимо целевое финансирование. Для обработки собранного материала необходимо лабораторное оборудование.

 

Организационные условия, необходимые для реализации программы:

 1) оптимальное общее количество детей на занятии до 10 человек, т.к. каждый ребенок должен иметь возможность высказаться;

 2) место проведения занятий должно быть оформлено соответственно тематике и вызывать у детей чувства комфорта и спокойствия;

 3) общение во время занятия должно идти с каждым ребенком напрямую, и поэтому лучше строить общение в кругу или в группах.