Программа «Зелёная планета»

  • (4)

Программа «Зелёная планета» активизирует познавательную деятельность учащихся, способствует развитию умения анализировать, систематизировать и обобщать полученные знания. В процессе обучения у детей формируется осознанно-правильное отношение к природе.

Вместе с тем учащиеся приобретают практические умения и навыки в области экологического воспитания. Накапливая опыт отношений с окружающим миром, дети развиваются как личность – духовно, интеллектуально, нравственно.

На занятиях создаётся эмоционально-положительная творческую атмосфера, организуется диалогическое общение с детьми о взаимодействии с природой.

Педагоги

Дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Зелёная планета» реализует учитель начальных классов Дортман Ксения Владимировна, стаж работы 14 лет, квалификационная категория высшая. Для повышения своего профессионального уровня педагог проходит раз в 3 года курсы повышения квалификации, посещает учебно-практические семинары, вебинары  и мастер-классы, проводит открытые уроки. За три года имеет следующие достижения:

     Диплом  за  участие  в   региональном   фестивале «школа. Творчество. Успех», 2018 г.

     Диплом 1 степени районного конкурса изобразительного искусства «Все краски жизни», 2018г.

     Диплом 2 степени районной выставки «Вторая жизнь», 2018г.

     Диплом 2 степени районного конкурса декоративно-прикладного и технического творчества «Большая выставка», 2018г.

     Диплом 1 степени районного конкурса декоративно-прикладного творчества «Народные промыслы -2019», 2019г.

     Диплом 2 степени районного конкурса декоративно-прикладного творчества «Народные промыслы -2019», 2019г.

     Диплом 3 степени областного этапа Всероссийского открытого конкурса по художественному и техническому творчеству «Рождественский фейерверк», 2019г.

      Диплом 3 степени  районного конкурса изобразительного искусства «Все краски жизни - 2020», 2020г.

     Диплом лауреата  районного конкурса изобразительного искусства «Я художник! Я так вижу! - 2020», 2020г.

      Диплом 1 степени районного конкурса «Все краски жизни» в номинации изобразительное искусство, дети 7-9 лет, 2021г.

     Диплом 1 степени районного конкурса «Все краски жизни» в номинации изобразительное искусство, дети 10-13 лет,  2021г.

     Сертификат за проведение открытого урока по окружающему миру в 4 классе по теме «Природные зоны России», в рамках районного методического объединения учителей, работающих по адаптированным программам, 2018г.

Расписание

Вторник, среда с 14.00-15.00ч

Содержание программы

РАЗДЕЛ 1.1 . «ВВЕДЕНИЕ» (2часа)

Тема 1.1 Введение. Что такое экология? (Вводное занятие)

Раздел 2.  ЭКОЛОГИЯ НАШЕЙ ПЛАНЕТЫ (12 часов)

Тема 2.1 Экология и мы (Вводное занятие)

Тема 2.2 Принятие в юные экологи (Ознакомительное занятие)

Тема 2.3 Сентябрь – ранняя осень (Ознакомительное занятие)

Тема 2.4. Экскурсия в природу. (Экскурсия)

Тема 2.5 Мы – жители планеты Земля. (Ознакомительное занятие)

Тема 2.6 Моя малая родина. (Ознакомительное занятие)

Раздел 3. НЕЖИВОЕ В ПРИРОДЕ (14 часов)

Тема 3.1 Неживая природа (Вводное занятие)

Тема3.2 Времена года в неживой природе (Ознакомительное занятие)

Тема 3.3 Солнце – источник тепла и света (Ознакомительное занятие)

Тема 3.4  Вода, ее признаки и свойства. Конкурс рисунков «Берегите воду!» (Конкурсное занятие)

Тема 3.5  Почва. Состав и свойства почвы (Ознакомительное занятие)

Тема 3.6 Погода. Климат. (Ознакомительное занятие)

Тема 3.7 Прогноз погоды. Предсказания погоды по народным приметам. (Ознакомительное занятие)

Раздел. 4 ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ (14 часов)

Тема 4.1 Растительный мир его разнообразие и значение. (Вводное занятие)

Тема 4.2  Воздух, вода, свет и тепло в жизни растений. (Ознакомительное занятие)

Тема 4.4 Дикорастущие и культурные растения. (Ознакомительное занятие)

Тема 4.5  Комнатные растения (Ознакомительное занятие)

Тема 4.6 Размножение комнатных растений (Тематическое занятие)                                                                             

Тема 4.7  Деревья твоего двора  (Тематическое занятие)                                                                             

Раздел 5. ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ЦАРСТВО ГРИБОВ  (5 часов)

Тема 5.1 Съедобные грибы. (Вводное занятие)

Тема 5.2 Несъедобные  грибы. (Тематическое занятие)                                                                             

Тема 5.3 Микроскопические организмы. (Ознакомительное занятие)

Раздел 6. ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. МИР НАСЕКОМЫХ  (5 часов)

Тема  6.1  Насекомые. (Вводное занятие)

Тема 6.2  Роль насекомых в природе. (Тематическое занятие)                                                                              Тема 6.3 Роль насекомых в жизни человека. (Мастер-класс)

Раздел 7. ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНОГО МИРА  (7 часов)

Тема 7.1 Животные, и их разнообразие и значение в природе и жизни человека. (Вводное занятие)

Тема 7.2 Домашние животные. (Мастер-класс)

Тема 7.3 Дикие животные. (Тематическое занятие)

Тема 7.4 Цепи питания.  (Ознакомительное занятие)

Раздел 8. ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. РАЗНООБРАЗИЕ ПТИЦ  (5 часов)

Тема 8.1 Птицы вокруг нас  (Вводное занятие)

Тема 8.2 Зимующие и перелетные птицы (Ознакомительное занятие)

Тема 8.3 Возвращение перелетных птиц в родные края  (Викторина)

Раздел 9. ЖИВОЕ В ПРИРОДЕ. ОБИТАТЕЛИ ВОДЫ (5 часов)

Тема 9.1 Рыбы. (Вводное занятие)

Тема 9.2 Морские жители. (Мастер-класс)

Тема 9.3 Рыбы наших водоёмов (Викторина)

РАЗДЕЛ 10. ОБОБЩЕНИЕ (3 часа)

Тема 10.1 Роль человека в природе. (Вводное занятие)

Тема 10.2 Промежуточная аттестация. Практика: тестовая работа.

Тема 10.3 Итоговое занятие. (Викторина «Мы – юные экологи»)

Итого: 72 часа

Цели программы

Цель:  формирование основ экологической грамотности обучающихся.

        Задачи:

Предметные:

•         познакомить с основами экологии;

•         сформировать  знания о живой и неживой природе;

•         познакомить детей с существующими в природе взаимосвязями растений, животных и человека;

Метапредметные:

Познавательные:

•         формировать навыки учебной и познавательной деятельности;

•         формировать  умение  применять приобретенные навыки в повседневной жизни;

•         формировать  познавательный интерес  к изучению  природы своего края.

Регулятивные:

•         развивать умения осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

•         развивать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

•         развивать умение наблюдать, мыслить, логически рассуждать, обобщать, анализировать и делать выводы.

Коммуникативные:

•         формировать умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

•         формировать умения договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

 Личностные:

  • развивать творческие способности;
  • воспитывать интерес и любовь к природе;
  • формировать  культуру общения.

Результат программы

По окончании первого  года обучения обучающиеся: будут знать/понимать:

•         Предметные: по окончании первого года обучения обучающиеся: будут знать/понимать:

•         основы экологии;

•         знания о живой и неживой природе;

•         взаимосвязь  растений, животных и человека;

Метапредметные:

•         овладение  элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения ставить цели и планировать личную учебную деятельность, оценивать собственный вклад в деятельность группы, проводить самооценку уровня личных учебных достижений;

•         освоение  элементарных  приёмов исследовательской деятельности, доступные  для детей младшего школьного возраста: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;

•         умение  работать  с информацией, что включает в себя умения поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей, а также понимание информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т. д.;

•          опыт  межличностной коммуникации:  ведение диалога, участие в дискуссии, а также участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

  • Личностные:
  • будут развиты  творческие способности;
  • будет сформирован  интерес и любовь к природе;
  • будет сформирована  культура общения.

Особые условия проведения

В кружок "Зелёная планета" принимаются все желающие.

Материально-техническая база

Для реализации программы «Зелёная планета» используется кабинет начальных классов. Помещение  соответствует  требованиям санитарных норм и правил, установленных СанПиН.   

Материально-техническое обеспечение

1.      Проектор -1 шт.

2.      Интерактивная доска -1 шт.

3.      Компьютер - 1 шт.

4.      Принтер – 1 шт.

5.      Столы ученические- 15 шт.

Демонстрационный материал

1.           Карты «Природные зоны», «Политическая карта мира», «Физическая карта России»

2.           Гербарий растений для начальных классов. 

3.           Таблицы демонстрационные. 1-4 класс. М.: «Экзамен»

4.           Таблицы. ОБЖ. Безопасное поведение школьников. М. «Экзамен»

5.           Таблицы по природоведению. 1-4 классы. М. «Эдустронг»

6.           Глобус.

7.           Набор муляжей овощей и фруктов.

8.           Модель часов.

Информационное обеспечение:

1.      Электронное приложение к учебнику А.А. Плешаков. Окружающий мир 1-4 классы.

2.      Плешаков А.А. От земли до неба: Атлас-определитель для начальной школы. — М.: Просвещение

3.      Плешаков А.А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных клас­сов. — М.: Просвещение

4.      Плешаков А.А. Атлас. Окружающий мир. 1-4 классы. М.: «АСТ-ПРЕСС школа»

5.      Новейший справочник школьника.  CD-диск. 1-4 кл. Санкт-Петербург «Весь»

6.       wwf.org   — Всемирный фонд дикой природы WWF) дата обращения 11.02.2021

7.       edu.seu.ru  —  интернет-сайт «Общественные ресурсы образования»   обращения 21.04.2021

8.       forest.ru— интернет-портал Forest.RU - Всё о российских лесах  дата обращения 10.03.2021

9.       zmmu.msu.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ дата обращения 11.02.2021

10.  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru  дата обращения 14.04.2021