Программа " Фортепиано"

Данная программа обеспечивает освоение музыкального искусства в области исполнительской подготовки. Она учитывает возрастные и индивидуальные особенности ребенка. Игра на фортепиано тренирует память, развивает внимание, терпение, благоприятно влияет на успеваемость в общеобразовательной школе. Обучение игре на фортепиано развивает абстрактное мышление, благотворно сказывается на нервной системе и повышает интеллект.

Программа направлена на создание условий для художественного образования, эстетического воспитания и духовно-нравственного развития обучающихся, приобретение детьми первоначальных знаний, умения и навыков в области музыкального искусства, приобретение опыта творческой деятельности, воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.

Программа предполагает тесную взаимосвязь с музыкально–теоретическими дисциплинами: сольфеджио, слушание музыки, хор.

Программа благоприятствует формированию культурного самосознания, приобщению к ценностям отечественной и зарубежной музыкальной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства.

Педагоги

Сальникова Людмила Петровна- преподаватель по классу фортепиано.

Педагогический стаж- 44 лет.

Образование; высшее, НМУ в 1975 г. «Фортепиано», АГИК в 1988 г. "Хоровое дирижирование«

Повышение квалификации: По специальности инструмнентальное исполнитеьство «фортепиано», 2017 г.Удостоверение No 634 от 10.11.2017 г., 72 час

 

Наздрюхина Светлана Владимировна – преподаватель по классу фортепиано. Педагогический стаж-24 лет.

Образование; высшее, Рубцовское муз.училище в 1996 г., НГПУ в 2004 г.

Повышение квалификации: По специальности инструментальное исполнитеьство «фортепиано», 2014 г.Удостоверение № 246 от 14.04.2014 г.,72 час.

Матвеева Марина Ивановна – преподаватель по классу фортепиано 1 квалификационной категории. Педагогический стаж-27 лет.

Образование; высшее, НМУ в 1987г.,НГПУ −2006 г.

Повышение квалификации: По специальности "Инструментальное исполнительство(инструменты народного оркестра), 2014 г., Удостоверение № 000262 от 04.11.2014г., 72 час.

 

Королева Светлана Анатольевна – преподаватель по классу фортепиано.

Педагогический стаж-32 лет.

Образование; средне специальное, НОККиИ в 1977 г. "Хоровое дирижирование"

 

Содержание программы

Данная программа " Инструментальное исполнительсво" (Фортепиано) комплексная и предполагает изучение следующих предметов: Фортепиано, сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература, коллективное музицирование (хор), музицирование (чтение нот с листа, подбор по слуху, игра в ансамбле, предмет по выбору), предмет по выбору- по желанию обучающихся и заявлению родителей.

Срок реализации программы – 7 лет.

Первый год обучения (4,5 часов в неделю):

1.Фортепиано – 1,5 часа.
2.Сольфеджио – 1 час.
3.Слушание музыки 1 час.
4.Хор – 1 час.

Второй год обучения (6 часов в неделю):

1.Фортепиано – 1,5 часа.
2.Сольфеджио − 1 час.
3.Музыкальная литература 1час.
4.Хор – 1 час.
5.Музицирование – 0,5 час.
6.Предмет по выбору-1 час.

Третий год обучения ( 7 часов в неделю):

1.Фортепиано – 2 часа.
2.Сольфеджио – 1,5 час.
3.Хор – 1 час.
4. Музыкальная литература 1час.                                                                                                                                       5. Музицирование – 0,5 час.                                                                                                                                            6. Предмет по выбору-1 час.

Четвёртый год обучения (7 часов в неделю):

1.Фортепиано – 2 часа.
2.Сольфеджио − 1,5 часа.
3.Хор – 1 час.
4.Музыкальная литература – 1 час.
5. Музицирование – 0,5 час.                                                                                                                                             6. Предмет по выбору-1 час.

 Пятый год обучения (7 часов в неделю):

1.Фортепиано – 2 часа.
2.Сольфеджио – 1,5 час.
3.Хор – 1 час.
4.Музыкальная литература – 1 час.
5. Музицирование – 0,5 час.                                                                                                                                            6. Предмет по выбору-1 час.

Шестой год обучения (7 часов в неделю):

1.Фортепиано – 2 часа.
2.Сольфеджио – 1,5 час.
3.Хор – 1 час.
4.Музыкальная литература – 1 час.
5. Музицирование – 0,5 час.                                                                                                                                              6. Предмет по выбору-1 час.

Седьмой год обучения (7 часов в неделю):

1.Фортепиано – 2 часа.
2.Сольфеджио – 1,5 час.
3.Хор – 1 час.
4.Музыкальная литература – 1 час.
5. Музицирование – 0,5 час.                                                                                                                                              6. Предмет по выбору-1 час.

 

Содержание учебного предмета "Фортепиано"

Обучение игре на фортепиано включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, навыки ансамблевой игры, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

Содержание учебного предмета "Сольфеджио"

 Сольфеджио по праву считают основой основ музыкального воспитания, так как этот предмет представляет собой целую систему музыкального развития, включающую формирование звуковысотного слуха, чувства лада, чувства метроритма, гармонического слуха. Нет развитого слуха – нет грамотного исполнителя, активного слушателя и просто любителя музыки.

Содержание учебного предмета "Музыкальная литература«

На занятиях «Музыкальной литературы» происходит формирование музыкального мышления обучающихся, навыков восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных средствах музыки. Содержание учебного предмета так же включает изучение мировой истории музыки.

Содержание учебного предмета "Хор"

Хоровой класс служит одним из важнейших факторов развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию интонационных навыков, необходимых для овладения хоровым исполнительским искусством. Пение – это комплексный процесс, затрагивающий физическую, эмоциональную, интеллектуальную сферы ребенка, в результате которой происходит развитие творческой индивидуальности.

Содержание учебного предмета "Музицирование":

Данная программа позволит преподавателю более глубоко отнестись к возможностям ученика, учесть его индивидуальные данные, а также пожелания родителей, в процессе обучения достигнуть определенных исполнительских результатов и навыков, которые пригодятся в дальнейшем. Данный предмет способствует развитию навыков любительского музицирования,

Содержание учебного предмета "Предмет по выбору"

Предмет по выбору – по сути, второй музыкальный инструмент, которым учащимся предлагается овладеть. Обучение игре другом инструменте " Гитара, флейта, домра, аккордеон" и другие входит в учебный план инструментального отделения «Фортепиано», в качестве предмета по выбору. Роль предмета по выбору играет большую роль в системе комплексного музыкального воспитания

Цели программы

Цель программы: развитие музыкально – исполнительских способностей через обучение игре на фортепиано.

Задачи

Образовательные:

· Освоить основные пианистические приёмы игры на фортепиано.

· Сформировать технические и исполнительские навыки игры на фортепиано.

· Освоить основы музыкальной грамоты.

· Сформировать навыки чтения нот с листа, подбора по слуху, транспонирования, игры в ансамбле, аккомпанирования.

· Сформировать необходимые навыки для самостоятельной работы над произведением, а также навыки самостоятельного музицирования.

Воспитательные:

· Воспитать интерес к музыкальному искусству.

· Воспитать художественно-эстетический, музыкальный вкус обучающегося.

· Воспитать исполнительскую и сценическую культуру обучающегося.

· Расширить кругозор обучающегося посредством посещения концертов, театров, музеев, выставок, а также чтения популярной музыкальной литературы.

· Воспитать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность, аккуратность, собранность, ответственность.

Развивающие:

· Развить музыкальные способности обучающегося (гармонический и мелодический слух, чувство ритма, музыкальную память).

· Развить музыкальное мышление, воображение, восприятие.

· Развить творческие способности обучающегося к импровизации и сочинению музыки.

Результат программы

Предметные результаты.

-овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом фортепиано в рамках программных требований;
-обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста, игре в ансамбле;
-владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой, педализацией;
-приобретение навыков публичных выступлений, а также интереса к музицированию;
-владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения.


Метапредметные результаты:

-умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
-самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
-использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
-выбирать успешные стратегии в различных ситуациях.

Личностные результаты:

-развитие общей культуры обучающихся, их мировоззрения, ценностно-смысловых установок;
-развитие познавательных, регулятивных и коммуникативных способностей, готовности и способности к саморазвитию и профессиональному самоопределению.

Особые условия проведения

При приёме на обучение по программе предусмотрены прослушивания детей в форме творческих заданий, позволяющих определить наличие и уровень музыкальных способностей.

Для обеспечения полноценного освоения образовательной программы необходимо:

-наличие дома музыкального инструмента (фортепиано);
-наличие учебных пособий (нотной и учебной литературы);
-приобретение канцелярских принадлежностей (нотные тетради, рабочие тетради и т.д.).

Материально-техническая база

Концертный зал с концертным роялем, пультами и звукотехническим оборудованием;

учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием (музыкальными инструментами, звуковой аппаратурой, столами, стульями, шкафами и др.).

 Учебные аудитории оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв. м.

 В образовательном учреждении создаются условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования

Занятия по фортепиано проходят в классах, оснащенных одним (двумя) инструментами (фортепиано).

Имеется необходимая учебная, методическая, дополнительная литература, нотная литература.