Программа «Хоровое пение»

Хоровое исполнительство – один из наиболее сложных и значимых видов музыкальной деятельности, помогающий раскрыть творческие способности учащихся. Художественное направление реализуется не только на практических занятиях по освоению видов хорового вокального творчества, но и в формате участия в концертах, фестивалях, хоровых ассамблеях.

 

Программа направлена на общее музыкально-эстетическое развитие обучающихся, формирование у них практических умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, а также, на активное вовлечение обучающихся в творческую деятельность.
     

 

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов обучающихся.
     

 

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы – 7-9 лет.
Недельная нагрузка по предмету «Хоровое пение» составляет 2 часа в неделю.     

 

Предметы учебного плана ДООП «Хоровое пение» группируются по следующим предметным областям: -учебные предметы исполнительской подготовки;

-учебные предметы историко-теоретической подготовки.

1. Предметы исполнительской подготовки (хоровое пение, общее фортепиано);

2. Предметы историко-теоретической подготовки (сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература).

 

Предельная недельная учебная нагрузка на одного обучающегося установлена в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями учащихся, нормами СанПиН. Общий объем аудиторной нагрузки по данной ДООП не превышает 6 часов в неделю.

Педагоги

Преподаватель хорового пения: Перепелица Марина Евгеньевна, Вертелевская Яна Павловна.

 

Преподаватель сольфеджио, музыкальной литературы: Борискова Елена Сергеевна, Скосырский Кирилл Константинович.

 

преподаватели общего фортепиано: Мясникова Людмила Валентиновна, Ракова Татьяна Витальевна, Иванова Марина Ивановна, Крылова Наталья Владимировна, Поликарпова Елена Николаевна.

Содержание программы

Образовательная программа реализуется посредством использования принципов личностно-ориентированного подхода, направленного на развитие каждого обучающегося независимо от уровня его музыкальных способностей и исполнительских возможностей.

Предметы учебного плана ДООП «Хоровое пение» группируются по следующим предметным областям:

-учебные предметы исполнительской подготовки;

-учебные предметы историко-теоретической подготовки.

1. Предметы исполнительской подготовки (хоровое пение, общее фортепиано);

2. Предметы историко-теоретической подготовки (сольфеджио, слушание музыки, музыкальная литература).

 

Программа учебного предмета «Хоровое пение» направлена на общее музыкально-эстетическое развитие
обучающихся, формирование у них практических умений и навыков в области хорового пения, на эстетическое воспитание и художественное образование, а также, на активное вовлечение обучающихся в творческую деятельность. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара
и направлена, прежде всего, на развитие интересов обучающихся.
Недельная нагрузка по предмету «Хоровое пение» составляет 2 часа в неделю.

 

Учебный предмет «Сольфеджио» неразрывно связан с другими учебными предметами, поскольку направлен на развитие музыкального слуха, музыкальной памяти, творческого мышления. Навыки интонирования, чтения с листа, слухового анализа, в том числе, анализа музыкальных форм, импровизации и сочинения являются необходимыми для успешного обучения и развития музыкальных способностей обучающихся.
Наряду с другими занятиями, занятия сольфеджио способствуют также расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Недельная нагрузка по предмету "Сольфеджио" составляет 1,5 часа в неделю.

 

Учебный предмет «Слушание музыки» тесно взаимодействует со всеми учебными предметами и является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки.
Программа учебного предмета «Слушание музыки» ориентирована на:
- приобретение детьми начальных, базовых художественно-творческих умений и навыков в области музыкального искусства;
- создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся;
- формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной
отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений;
- приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Занятия по учебному предмету «Слушание музыки» предусмотрено учебным планом для обучающихся 1-2 классов. Недельная нагрузка составляет 1 час.

 

Предмет «Музыкальная литература» теснейшим образом взаимодействует со всеми предметами историко-теоретического цикла, а также – с предметами в области инструментального исполнительства. Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам, обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что
позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

На уроках предмета «Музыкальная литература» происходит формирование музыкального мышления учащихся, навыков осознанного восприятия и анализа музыкальных произведений, приобретение знаний о закономерностях музыкальной формы, о специфике музыкального языка, выразительных
средствах музыки.
Учебный предмет «Музыкальная литература» со сроком обучения 2 года продолжает образовательно-развивающий процесс, начатый в курсе учебного предмета «Слушание музыки». Недельная нагрузка составляет 1 час.

 

Учебный предмет «Общего фортепиано» наряду с другими дисциплинами учебного плана является важным звеном музыкально-педагогического воспитания обучающихся ДШИ – инструменталистов, вокалистов и учащихся хорового класса.
Как дополнительный предмет, «Общий инструмент» (фортепиано), способствует расширению музыкального кругозора, развитию эстетического вкуса, а также, музыкально-творческих способностей обучающихся. Кроме того, занятия в классе общего фортепиано помогают учащимся лучше осваивать программу по теоретическим дисциплинам, поскольку содержание этих предметов имеет непосредственную связь с навыками фортепианной игры.
Программа предмета «Общий инструмент» (фортепиано) предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самих обучающихся. Обширный и разнообразный педагогический репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую. Недельная нагрузка составляет 1 час.

 

1 год обучения:

основы музыкального исполнительства (хоровое пение) - 2 часа в неделю

общее фортепиано - 1 час в неделю

сольфеджио - 1 часа в неделю

слушание музыки - 1 час в неделю

Итого - 5 часов в неделю, 170 часов в год

 

2 год обучения:

основы музыкального исполнительства (хоровое пение) - 2 часа в неделю

общее фортепиано - 1 час в неделю

сольфеджио - 1,5 часа в неделю

слушание музыки - 1 час в неделю

Итого - 5,5 часов в неделю, 187 часов в год

 

3 год обучения:

основы музыкального исполнительства (хоровое пение) - 2 часа в неделю

общее фортепиано - 1 час в неделю

сольфеджио - 1,5 часа в неделю

музыкальная литература - 1 час в неделю

Итого - 5,5 часов в неделю, 187 часов в год

 

4 год обучения:

основы музыкального исполнительства (хоровое пение) - 2 часа в неделю

общее фортепиано - 1 час в неделю

сольфеджио - 1,5 часа в неделю

музыкальная литература - 1 час в неделю

Итого - 5,5 часов в неделю, 187 часов в год

Цели программы

Развитие значимых для образования, социализации и самореализации подрастающего поколения, интеллектуальных и художественно-творческих способностей, личностных и духовных качеств.

 

В процессе обучения последовательно решаются следующие задачи:


* образовательные:
• формирование навыков хорового исполнительства;
• обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа.


*развивающие:
• развитие музыкальных способностей ребенка: чувства ритма, музыкальной памяти, разных сторон музыкального слуха;
• развитие творческих способностей ребенка (фантазии, воображения, ассоциативного и образного мышления);
• развитие эмоциональной сферы личности ребенка на основе эмоциональной отзывчивости на музыку.


*воспитательные:
• формирование музыкально-эстетических интересов и вкуса детей средствами вокального искусства;
• формирование духовно-нравственных качеств личности ребенка на основе приобщения к разнообразному миру музыкально-художественных и литературных образов.
• формирование мотивационной сферы личности ребенка, в основе которой – интерес к музыкальной деятельности и творческому труду, способность к самообразованию и творческой самореализации;
• социализация личности обучающегося, формирование активной общественной позиции в результате привлечения к концертной деятельности.

Результат программы

*в области исполнительской подготовки:

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

– использовать выразительные средства для создания художественного образа;
- самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

– исполнения хоровых произведений;

- чтения с листа несложных музыкальных произведений;
- в области теоретического анализа исполняемых произведений.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

- навык публичных выступлений;
- навык общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

 

*в области историко-теоретической подготовки:

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

- о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях музыкального искусства;
- лучшие образцы мировой музыкальной культуры (творчества великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);
- основы музыкальной грамоты;
- сольфеджирования, в том числе пения с листа;
- анализ музыкального произведения;
- основные средства выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
- наиболее употребляемую музыкальную терминологию.

Материально-техническая база

Для реализации образовательной программы "Хоровое пение" имеется весь необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения и включает в себя:
• концертный зал с роялем, звукотехническим и видео оборудованием;
• костюмерную;
• библиотеку;
• учебные аудитории для групповых и индивидуальных занятий.