Программа «Таинственные узелки»

Макраме – кружевная текстильная техника, основой которой является узелок.В последние годы искусство макраме переживает свое очередное возрождение. Несмотря на древность, оно не утратило своей привлекательности и в наши дни. И это не случайно, современный интерьер, сложившийся во многом из стандартных вещей, потребовал поиска новых оригинальных решений в убранстве дома.

 

Опытные мастерицы, хорошо владеющие навыками узелкового плетения, создают великолепные изделия для отделки одежды – плетёное кружево, мережки, шнуры, бахрому и даже целые ансамбли одежды, своей изысканностью привлекающие внимание самых требовательных модниц.

 

Интерес к макраме в последние годы обусловлен не только желанием современного человека украсить свою одежду или жильё оригинальными вещами, но ещё и тем, что приёмами узелкового плетения может овладеть каждый, возможности макраме безграничны. Необходимы лишь увлечённость, терпение, немного выдумки и фантазии.

 

Идея создания программы «Таинственные узелки» заключается в том, что учащиеся по ней приобретают практические навыки узелкового плетения, осваивают различные техники и приёмы объёмного плетения, реализовывают свои творческие способности.

 

Образовательная программа «Таинственные узелки» имеет художественную направленность. Овладевая узелковым плетением, учащиеся развивают и совершенствуют это искусство. Занятие этим видом деятельности даёт возможность быстро реализовать возникшую идею, развивает воображение, формирует вкус, побуждает к творчеству.

 

Программа носит практико - ориентированный характер. Все полученные знания и умения пригодятся участникам программы в жизни, независимо от выбранной профессии, а творческий подход к любому делу поможет добиться успеха в любом виде деятельности. Получив первоначальную подготовку, ребёнок сможет, продолжив своё самообразование, достичь более значимых результатов. Это даст ему возможность легче адаптироваться в таком сложном «взрослом» мире.

 

Участие в тематических, персональных, районных, областных в других выставках декоративно – прикладного творчества помогут ребёнку самоутвердиться и самореализоваться в жизни. У него не будет проблем с подарками родным и близким, он сможет поделиться своим мастерством с друзьями, а в будущем, возможно и со своими детьми.

 

Сувениры, сплетённые своими руками, могут стать и дополнительным заработком, ведь ручной труд, особенно изделия ручной работы, с каждым годом ценятся всё больше и больше. Они всегда будут привлекать внимание своей оригинальностью и неповторимостью.

Педагоги

Говорунова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 35 лет.

 

Награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации в 2014 году. В 2012 году признана лучшей по профессии среди работников учреждений образования Чановского района.

 

В 2016 году награждена Дипломом лауреата 3 областного фестиваля творчества педагогических коллективов образовательных организаций НСО «Признание – 2016».

 

В 2018 году награждена дипломом лауреата регионального конкурса традиционных женских ремёсел «Терем мастериц».

 

В 2019 году награждена дипломом лауреата регионального фестиваля традиционных женских ремёсел «Горница».

Содержание программы

Первый год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Подготовка к работе – 2 часа.
  3. Подготовка нитей к работе – 2 часа.
  4. Техника плетения узлов – 2 часа.
  5. Одинарный плоский узел – 2 часа.
  6. Плетение броши «Кометка» – 4 часа.
  7. Двойной плоский узел ил квадратный узел – 2 часа.
  8. Узоры из двойных плоских узлов – 4 часа.
  9. Репсовый узел сувенир «Собачка» – 6 часов.
  10. Сувенир «Совушка» – 8 часов.
  11. Объёмный цветок из горизонтальных брид – 4 часа.
  12. Миниатюрки – 8 часов.
  13. Вертикальный репсовый узел – 2 часа.
  14. «Весёлая фенечка» – 6 часов.
  15. Фестоны – 4 часа, корзинка с фестонами – 22 часа.
  16. кашпо ( подвесное) – 16 часов.
  17. Панно «Сова» – 18 часов,
  18. Панно «Собака» – 22 часов.

Итого: 144 часа, 25 часов теории, 119 часов практики.

 

Второй год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Таинственные узелки «Фриворите» – 8 часа.
  3. Медальоны – 6 часов.
  4. Плетёночки для девочек – 10 часов.
  5. Ромбы – 8 часов.
  6. Композиция из трёх панно – 14 часов.
  7. Кружевное панно в раме −26 часов.
  8. Кашпо с плоским верхом – 20 часов.
  9. Сумочки для девочек – 12 часов.
  10. Закладки – 12 часов.

Итого: 144 часа, 14 часов теории, 130 часов практики.

 

Третий  год обучения:

  1. Вводное занятие – 2 часа.
  2. Условные обозначения(терминология) −2 часа.
  3. Таинственные узелки – 2 часа.
  4. Изготовление панно сложных в исполнении – 14 часов.
  5. Украшения −30 часов.
  6. Сумки – 22 часов.
  7. Подвесное кашпо – 16 часов.
  8. Таинственные узелки"Жозефина« – 2 часа.
  9. Панно с узлами «Жозефина» – 28 часов.
  10. Вазы из верёвок – 10 часов.
  11. Самостоятельные разработки поделок на основе авторского замысла – 16 часов.

Итого: 144 часа, 16 часов теории, 128 часов практики.

Цели программы

Цель программы – формирование и развитие творческих способностей детей посредством узелкового плетения.

 

Задачи:

Образовательные:

  • научить детей основам узелкового плетения;
  • научить самостоятельно, составлять схемы и изготавливать по ним изделия.

Воспитательные:

  • воспитывать сознательность, творческую активность ребёнка;
  • воспитывать потребность к самореализации, творчеству и изучению новых интересных видов плетения.

Развивающие:

  • развивать эстетический вкус, творчество и фантазию, прилежание, трудолюбие, доброту и коммуникативность;
  • развивать творческий потенциал ребёнка.

Результат программы

Первый год обучения.

В результате реализации программы учащиеся будут знать:

  • историю возникновения древнейшего из рукоделий – макраме;
  • особенности верёвок, выбор верёвок;
  • простые и сложные узлы;
  • приёмы изменения количества и длины нитей в процессе плетения.

В результате реализации программы учащиеся будут уметь:

  • закреплять нити на основе;
  • удлинять и укорачивать нити;
  • завязывать простые и сложные узлы: плетённый, фриворите, репсовый, двойной плоский;
  • плести объёмные цветы и составлять из них композиции;
  • плести браслеты, панно, кашпо;
  • плести цепочки из узлов.

Второй год обучения.

В результате реализации программы учащиеся будут знать:

  • основные термины по профилю;
  • условные обозначения видов узлов;
  • читать и составлять схемы плетения по образцу;
  • способы оформления изделий при помощи бахромы,кистей.

В результате реализации программы учащиеся будут уметь:

  • завязывать узел «фриворите»;
  • выполнять работы в технике «фриворите»,
  • плести кружевное панно, кашпо, сумочки;
  • самостоятельно рисовать схемы и использовать их в работе.


Третий год обучения.

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • приёмы плетения как отдельных узлов, так и отдельных узоров;
  • основные понятия композиции;
  • узел «Жозефина».


В результате реализации программы учащиеся будут уметь:

  • самостоятельно разрабатывать и изготавливать поделки на основе собственного замысла;
  • выполнять сложные композиционные работы;
  • самостоятельно применять полученные знания на практике.

У учащихся будут развиты следующие личностные качества:

  • коммуникативность: в общении со сверстниками вежлив, внимателен, отзывчив;
  • эстетический вкус, творческая фантазию и мышление;
  • трудолюбие;
  • инициативность;
  • активная жизненная позиция.

Особые условия проведения

Особых условий для освоения программы не требуется. Обучение по программе бесплатное. Материалы для освоения практических навыков и умений учащиеся приобретают самостоятельно.

Материально-техническая база

  1. Кабинет оборудованный для занятий.
  2. Подбор методической литературы для учащихся.
  3. Оборудование: подушки для плетения, ножницы, сантиметровые ленты, иглы, крючки, утюг, клеёнка для столов, гладильная доска.
  4. Материалы: клей ПВА, нитки, шнуры, верёвки, бусины, деревянные кольца разных размеров и др.
  5. Наглядные образцы сувениров, украшений,аксессуаров, картин, миниатюр выполненные педагогом.
  6. Наличие технического оборудования: компьютеры, мультимедийная установка, телевизор.