Программа «Таинственные узелки»

Любовь к искусству – вечное горенье,
Художнику как сладостное бремя.
Творенье рук – источник наслажденья,
Излечит душу и заполнит время...

 

Каждое рукоделие по-своему уникально неповторимой историей зарождения, самобытным развитием. Некоторые из рукоделий навсегда забыты, жизнь других ещё теплится, многие виды дошли до наших дней. Но нет среди них более древнего, таинственного и удивительного, чем узелковое плетение. На протяжении тысячелетий оно использовалось людьми для создания одежды, добывания пищи и даже помогло придумать узелковую письменность. Постепенно плетение усложнялось и совершенствовалось.

Со временем появились тончайшие узелковые кружева и бахрома, плетёные скатерти, ковры, абажуры и шторы. Узелковое плетение стало одним из направлений декоративно – прикладного искусства. Искусство макраме.


Макраме – кружевная текстильная техника, основой которой является узелок. Идея создания программы «Таинственные узелки» заключается в том, что учащиеся по ней приобретают практические навыки узелкового плетения, осваивают различные техники и приёмы объёмного плетения, реализовывают свои творческие способности. Овладевая узелковым плетением, учащиеся развивают и совершенствуют это искусство. Занятие этим видом деятельности даёт возможность быстро реализовать возникшую идею, развивает воображение, формирует вкус, побуждает к творчеству.


 Актуальность программы
В последние годы искусство макраме переживает свое очередное возрождение. Несмотря на древность, оно не утратило своей привлекательности и в наши дни. И это не случайно, современный интерьер, сложившийся во многом из стандартных вещей, потребовал поиска новых оригинальных решений в убранстве дома.

Опытные мастерицы, хорошо владеющие навыками узелкового плетения, создают великолепные изделия для отделки одежды – плетёное кружево, мережки, шнуры, бахрому и даже целые ансамбли одежды, своей изысканностью привлекающие внимание самых требовательных модниц.


Интерес к макраме в последние годы обусловлен не только желанием современного человека украсить свою одежду или жильё оригинальными вещами, но ещё и тем, что приёмами узелкового плетения может овладеть каждый, возможности макраме безграничны. Необходимы лишь увлечённость, терпение, немного выдумки и фантазии.


Идея создания программы «Таинственные узелки» заключается в том, что учащиеся по ней приобретают практические навыки узелкового плетения, осваивают различные техники и приёмы объёмного плетения, реализовывают свои творческие способности. Овладевая узелковым плетением, учащиеся развивают и совершенствуют это искусство. Занятие этим видом деятельности даёт возможность быстро реализовать возникшую идею, развивает воображение, формирует вкус, побуждает к творчеству.


Отличительные особенности программы, новизна
Курс программы построен на последовательности обучения – от простого к сложному, он систематизирует знания, полученные на теоретических занятиях с применением их на практике. Программа предусматривает корректирование учебно-тематического плана, допускаются тематические дополнения и изменения, возможно перераспределение часов по темам.


Отличительной особенностью программы от уже существующих заключается в последовательности изучения тем, она включает три основных образовательных блока: теория, практика, проект. Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно – практического опыта.

Практические задания способствуют развитию у учащихся творческих способностей, умению создавать авторские схемы плетения изделий, разрабатывать и презентовать на конкурсах и фестивалях декоративно – прикладного творчества авторские творческие проекты. Программа «Таинственные узелки» реализуется на занятиях творческой мастерской
«Макраме".


 Адресат программы
Программа разработана с учётом возрастных и психологических особенностей детей. Возраст участников образовательного процесса 8 – 15 лет.


У младших школьников (8 – 10 лет) посредством занятий декоративно-прикладным творчеством эффективнее происходит формирование познавательных процессов, развитие внимания, образного восприятия, памяти, мышления, а так же развитие моторики, саморегуляции и воли.
Поощрение, похвала со стороны педагога способствует формированию самооценки детей младшего школьного возраста.


Учащимся подросткового возраста (11 – 15 лет) занятия узелковым плетением помогают «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к себе, т. к. в своих работах подростки могут проявить свои индивидуальные способности, свою уникальность и неповторимость, выразить свои эмоции.


Учитывая, что подростковый возраст – это время поисков и решений, это порог взрослой жизни, то особое внимание обращается на развитие креативности ребёнка, его лидерских и коммуникативных качеств, развитие его личности как социально значимой.

Педагоги

Говорунова Татьяна Александровна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории, руководитель творческой мастерской «Макраме».
Педагогический стаж: 36 лет.

В 2012 году признана лучшей по профессии среди работников учреждений образования Чановского района Новосибирской области.

В 2014 году награждена Почётной грамотой Министерства образования и науки Российской Федерации.

В 2016 году награждена Дипломом лауреата 3 областного фестиваля творчества педагогических коллективов образовательных организаций НСО «Признание – 2016».

В 2018 году награждена дипломом лауреата регионального конкурса традиционных женских ремёсел «Терем мастериц».

В 2019 году награждена дипломом лауреата регионального фестиваля традиционных женских ремёсел «Горница».

Успешно реализует дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу «Таинственные узелки», вносит необходимые изменения в программный материал и календарный учебный график; умеет планировать учебные занятия, выбирает оптимальные методы и средства обучения. Владеет современными образовательными технологиями и методиками и эффективно применяет их в практической профессиональной деятельности; имеет хорошее знание возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.

Содержание программы

Первый год обучения:
1. Вводное занятие:
- знакомство с программой;
- техника безопасности. – 2 часа.


2. Подготовка к работе: ( подготовка инструментов для плетения узлов: подушка, булавки, материалы для плетения, конструктивные детали, декоративные детали). – 2 часа.


3. Подготовка нитей к работе:
- из каких нитей плетут ( знакомство с особенностями и секретами веревок);
- способы расчета длины нитей, крепление нитей:
- простое плетение нитей замочком налицо;
- простое крепление нитей замочком наизнанку;
- расширенное крепление нити замочком налицо и наизнанку. – 2 часа.


4.Техника плетения узлов. Петельный узел:
- петельные узлы, цепочки из петельных узлов;
- правый петельный узел;
- левый петельный узел;
- цепочка «змейка» – 2 часа.


5. Одинарный плоский узел (ОПУ):
- правый одинарный плоский узел;
- левый одинарный плоский узел (витая цепочка). Плетение броши «Кометка» (из ОПУ). – 6 часов.


6. Двойной плоский узел (ДПУ) или квадратный узел. Плоская цепочка из ДПУ.
Узоры из двойных плоских узлов:
- узор «ягодка» или «горошина»;
- цепочка и пико и ДПУ;
- узор «шахматка» из ДПУ – 6 часов.


7. Репсовый узел:
– горизонтальный репсовый узел;
– диагональный репсовый узел.
Работа над сувениром «Собачка».
- ДПУ, узор «ягодка», диагональный репсовый узел.
Сувенир – «Совушка» (узор «шахматка» из ДПУ, узор «горошина» из ДПУ, горизонтальные бриды – репсовый узел).
Объемный цветок из горизонтальных брид.
Композиция из объемных цветов и листьев ( репсовый горизонтальный узел, горизонтальные бриды, зигзаг из пяти уголков). Коллективная работа.
Миниатюрки (картины – вертикальный репсовый узел).
Плетеное изделие «Веселая фенечка» ( зигзагообразная ленточка). – 44 часа.


8. Фестоны – 4 часа.


9. Корзинка с фестонами (фестоны, ОПУ, диагональные бриды, узор «ягодка», «змейка» – 22 часа.
10.Кашпо ( подвесное кашпо) – цепочки их СПУ и ДПУ, узор «шахматка» из ДПУ, кисть – 16 часов.
11. Панно «Сова» (большое панно)- узор «шахматка» из ДПУ, диагональные бриды, горизонтальные бриды, фестон-пико, узор «горошина», «змейка» −16 часов.
12. Панно «Собака» (большое панно с карманом) – узор «шахматка», узор «ягодка», фестон – пико, ДПУ с вытянутыми петлями, диагональные и горизонтальные бриды. 22 часа.
13. Итоговое занятие – 2 часа.
Итого: 144 часа.

Второй год обучения:
1.
Вводное занятие
- знакомство с программой года;
- техника безопасности −2 часа.


2. Таинственные узелки «Фриволите»
- правый узел «фриволите»;
- левый узел «фриволите»;
- двухсторонняя цепочка;
- простая мережка;
- мережка с пико (воздушная петля).
Медальоны из узлов «фриволите»
Медальон «Радуга» (круглый)
Медальон из «фриволите с пико» – 14 часов.


3. Плетеночки для девочек ( разноцветные браслетики, ленточки, тесемочки, ремешки) – ДПУ, фриволите с пико, вертикальный репсовый узел, горизонтальный репсовый узел, ОПУ – 10 часов.


4. Ромбы:
- ромбы из одинарных диагональных брид;
- ромб плотный;
- декоративные ромбы.
Панно из ромбов ( использование в панно различных ромбов из горизонтальных и диагональных брид, узлы фриволите с пико) – 8 часов.


5. Композиция из трех панно:
- узкие кружевные панно в раме;
- использование в работе большого количества узлов и узоров) – 14 часов.


6. Кружевное панно ( в раме), «змейка»,
"медальоны» из узлов «фриволите» с пико, узор «горошина», мережка с пико, узел «капуцин» – 26 часов.


7. Кашпо с плоским верхом ( ДПУ, открытые ромбы, сетка «шахматка» из ДПУ, узел «капуцин») – 18 часов.
8. Сумочки для девочек с использованием простых элементов – 12 часов.


9. Закладки ( цепочка «змейка», «фриволите» с пико, декоративные ромбы ) – 12 часов.
10. Итоговое занятие. – 2 часа.
Итого: 144 часа.

Третий год обучения:
1. Вводное занятие.
Знакомство с программой года.
Беседа по технике безопасности.
Подготовка инструментов для плетения – 2 часа.


2. Условные обозначения. Терминология – 2 часа.
3. Таинственные узелки. Техника плетения узлов – 2 часа.


4.Изготовление панно сложных в исполнении
- подсолнухи (репсовый узел, узор «полотнянка», двойной плоский узел);
- оформление композиции – 12 часов.


5. Украшения:
- изготовление комплекта: пояс и колье,
- кулон «колокольчик» – 30 часов.


6. Сумки.
- виды сумок;
- как плести сумки;
- сумка на длинном ремешке – 20 часов.


7. Подвесное кашпо.
- рельефные приемы плетения: плоские и витые шнуры, цепочки,
«змейки», «горошины», узлы, «сережки» – 16 часов.


8. Плетение нового узла «Жозефина»:
- переплетение нитей;
- узел «Жозефина» из пучков нитей. Панно с узлами «Жозефина» – 28 часов.


9. Вазы из веревок – 10 часов.
10. Творческие проекты – 20 часов.


11. Итоговое занятие – 2 часа.
Повторение (петельный узел, двойной плоский узел, двойной плоский узел с пико, одинарный плоский узел, репсовый узел, «фриволите», «фриволите с пико» - 2 часа.
Итого: 144 часа

 

Цели программы

Цель: формирование художественного вкуса  и устойчивого практического интереса учащихся к декоративно – прикладному творчеству через усвоение знаний, умений и навыков узелкового плетения.


Задачи:
Личностные:
формировать творческую активность, эстетический и художественный вкус, нравственную культуру поведения и стремление к здоровому образу жизни общения и поведения в социуме, развивать толерантность и самостоятельность, стремление к самовыражению.


 Метапредметные:
развивать  мотивацию к занятиям узелковым плетением, потребность в саморазвитии, самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность: формировать ключевые компетентности.

 Предметные:
развивать познавательный интерес к узелковому плетению, научить основам узелкового плетения, формировать знания, умения и навыки по освоению техники узелкового плетения, научить самостоятельно разрабатывать схемы и плести творческие работы на основе собственного замысла, создавать и презентовать творческие проекты.


Обучающие:

  • научить детей основам узелкового плетения, самостоятельно, разрабатывать схемы и выполнять работы на основе собственного замысла;
  • обучить приемам плетения, как отдельных узлов, так и узоров;

Воспитательные:

  • воспитывать в детях терпение, настойчивость в достижении цели, толерантность и коммуникабельность;
  • прививать и совершенствовать у детей такие качества, как трудолюбие, внимательность, аккуратность, чувство меры, ответственность и бережливость;
  • мотивировать интерес и любовь к русским народным традициям и культуре;
  • способствовать формированию коммуникативных способностей.

Развивающие:

  • развивать толерантность и самостоятельность учащихся,стремление к самовыражению по средством узелкового плетения, развивать художественные способности и творческое воображение учащихся
  • прививать эстетический и художественный вкус;
  • формировать нравственную культуру поведения и стремление к здоровому образу жизни;
  • мотивировать творческую активность и стремление к самореализации;

Результат программы


В результате освоения программы первого года обучения учащиеся будут

знать:

  1. Первые шаги в познании древнейшего из рукоделий – макраме.
  2. Особенности веревок. Выбор веревок для изделий.
  3. С чего начинается плетение
  4. Азбука макраме. Простые и сложные узлы.
  5. Основные приемы плетения в технике микро и макро макраме.
  6. Приемы изменения количества и длины нитей в процессе плетения.

уметь:

  1. Сделать «подушку» для плетения.
  2. Закреплять нити на основе.
  3. Как удлинить или укоротить нить.
  4. Уметь завязывать простые и сложные узлы;
  5.  Цепочки из узлов.
    6. Уметь плести объемные цветы и составлять у них композицию.
    7. Плести браслеты, панно, кашпо.


В результате освоения программы второго года обучения учащиеся будут

знать:
1. Основные термины по профилю.
2. Условные обозначения видов узлов.
3.Читать и составлять схемы плетения по образцу.
4. Способы оформления изделий при помощи бахромы, кистей.

уметь:
1. Завязать узел "фриволите".
2. Выполнять работы в технике "фриволите".
3. Плести кружевное панно, кашпо, сумочки.
4. Самостоятельно рисовать схемы и использовать их в работе.



В результате освоения программы третьего года обучения учащиеся будут

знать:
1. Приёмы плетения как отдельных узлов, так и отдельных узоров.
2. Основные понятия композиции.
3. Узел "Жозефина«.
4. Знать как разработывать творческие проекты.


уметь:
1. Самостоятельно разрабатывать и изготавливать поделки на основе собственного замысла.
2. Выполнять сложные композиционные работы.
3. Самостоятельно применять полученные знания на практике.
4. Презентовать и реализовывать собственные творческие проекты

Личностные результаты:
- будут готовы и способны к саморазвитию и личностному
самоопределению;
- будет  сформирована  мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

- будет сформирована система значимых социальных и межличностных отношений;
- будут определены ценностно-смысловые установки, отражающие личностные и гражданские позиции в деятельности;


- овладеют социальными компетенциями, правосознанием, способностью ставить цели и строить жизненные планы;
- будут способны к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме;


- будут мотивированы понятия морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. 

Метапредметные результаты  
-   учащимися будут освоены межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные);
- учащиеся будут способны  использовать ЗУНы в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельно планировать и осуществлять учебную деятельность и организовывать учебное сотрудничество с педагогами и со сверстниками, выстраивать индивидуальную образовательную траекторию.

Предметные результаты 
- учащимися будет освоена общеобразовательная общеразвивающая программа «Таинственные узелки»;
 - овладеют ЗУНами в области такого вида деятельности как узелковое. 

 

Особые условия проведения

Для успешной реализации программы необходимо определенные условия:
наличие помещения для занятий,

наличие оборудованных посадочных мест,

наличие рабочего оборудования и материалов,

мотивация учащихся.

Наполняемость группы – 10 человек.

Материал для работы учащиеся приобретают самостоятельно.

 

Материально-техническая база

1.Методическая литература.
2.Инструменты:
струбцины, ножницы, иголки, булавки, валики, обручи, шило, клей ПВА, термоклеевой пистолет, швейные иглы и иглы специального назначения, сантиметровая лента, кисти для клея, ножницы, булавки;
подушки для плетения.


3.Материалы нити и веревки (пеньковые, льняные, сизалевые, суровые, хлопчатобумажные, синтетические, кордовая нить, шнуры разного диаметра мулине «ирис», сутаж, бельевая веревка, бумажный шпагат), ткань, ленты бусы, костяшки от счет, декоративные пуговицы, пряжки, планки, рейки, рамки различной формы и размера, проволока, сосуды, ветки, заготовки из дерева, металлические кольца.


4. Информационное обеспечение:
- компьютер (ноутбук),
- подключение к сети Интернет.
5. Наглядный и дидактический материал.

Стоимость

Обучение по программе бесплатное.

Видео

[ "" ]