Программа «Вокальное академическое исполнительство»

ДООП «Вокальное академическое исполнительство» составлена с учётом возрастных особенностей обучающихся и направлена на:

  • выявление одаренных детей в области музыкального искусства;
  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • приобретение обучающимися знаний, умений и навыков в области вокального академического музицирования, позволяющих творчески исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности;
  • приобретение детьми умений и навыков сольного и ансамблевого исполнительства;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности;
  • овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира.

Педагоги

Колеватых Лариса Анатольевна. Заведующая МО преподавателей академического пения, преподаватель. Высшая квалификационная категория. Преподаваемые дисциплины: академическое пение. Образование: Новосибирское музыкальное училище, 1985 г. (квалификация – артист ансамбля и хора; специальность – пение); Новосибирский государственный педагогический университет, 2001 г. (квалификация – учитель музыки; специальность – музыкальное образование). Общий стаж работы 33 года, стаж работы по специальности 30 лет. В ГШИ № 29 работает с 01.09.2002 г. Повышение квалификации: ГАОУ СПО НСО НМК им. А.Ф. Мурова. КПК по специальности «Вокальное исполнительство» в объеме 72 часов. 2014 г.; НМК им. М.И. Глинки КПК «Вокальное искусство (академическое пение)», 72 часа, 2018 г.

Воронкова Светлана Дмитриевна. Преподаватель. Высшая квалификационная категория. Преподаваемые дисциплины: академическое пение.
Образование: Томское музыкальное училище, 1962 г. (квалификация – артист ансамбля, хора, учитель пения; специальность – пение) Новосибирская государственная консерватория им. М.И.Глинки, 1971 г. (квалификация – концертный певец, преподаватель; специальность – сольное пение).
Общий стаж работы 51 год, стаж работы по специальности 51 год. В ГШИ № 29 работает с 24.08.1993 г.
Повышение квалификации: 2014 г. ГАОУ СПО НСО НМК им. А.Ф. Мурова. КПК по специальности «Вокальное искусство» в объеме 72 часов. Удостоверение.; НГК им. М.И. Глинки КПК по программе «Вокальное искусство(академическое пение)», 72 часа, 2018 г.; Сертификат об обучении по направлению «Музыкальное исполнительство» мастер-классы в рамках образовательной программы VI Транссибирского арт-фестиваля, 16 ч., 2019 г.

Устюжанина Лилия Александровна. Преподаватель. Высшая квалификационная категория. Преподаваемые дисциплины: академическое пение, вокальный ансамбль. Образование: Новосибирское музыкально-педагогическое училище № 2, 1983 г.; Новосибирская государственная консерватория (академия) им. М.И. Глинки, 1990 г. (квалификация – оперная певица; специальность – пение). Общий стаж работы 27 лет, стаж работы по специальности 5 лет. В ГШИ № 29 работает с 23.08.2012 г. Повышение квалификации: НГК им. М.И. Глинки КПК по специальности "Вокальное искусство (академическое пение)",72 часа, 2015 г.

Содержание программы

Программа включает в себя следующие учебные предметы:

Учебные предметы исполнительской подготовки:

  1. Учебный предмет –"Вокальное академическое исполнительство", срок освоения 3 года. Индивидуальные занятия 2 часа в неделю.
  2. Учебный предмет –"Вокальный ансамбль", срок освоения 3 года. Индивидуальные занятия 0,5 часа в неделю.
  3. Учебный предмет –"Основы актерского мастерства", срок освоения 3 года. Групповые занятия 1 час в неделю.
  4. Учебный предмет «Общий инструмент», срок освоения 3 года. Индивидуальные занятия 1 час в неделю.

Учебные предметы историко-теоретической подготовки:

  1. Учебный предмет –"Сольфеджио", срок освоения 3 года. Групповые занятия 1,5 часа в неделю.
  2. Учебный предмет –"Элементарная теория музыки", срок освоения 3года.Групповые занятия 0,5 часа в неделю.
  3. Учебный предмет –"Музыкальная литература", срок освоения 3года. Групповые занятия 1,5 часа в неделю.

Цели программы

Цель программы:

Приобщение учащихся к различным видам музыкального творчества, обогащение их мировоззрения, воспитание художественного вкуса, формирование и развитие навыков вокального академического исполнительства, а также формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок, потребности общения с духовными ценностями и воспитание активного, музыкально образованного слушателя.

Образовательные (предметные) задачи:

  • формирование универсальных учебных действий –исполнительских, слуховых, аналитических;
  • получение базовых знаний в области исполнительских и музыкально-теоретических дисциплин;
  • освоение вокальной академической техники;
  • приобретение опыта практической музыкально-творческой деятельности.

Метапредметные задачи:

  • развитие у учащихся интереса к музыкальной деятельности, музыкального вкуса;
  • развитие воображения, мышления, воли –качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

Личностные задачи:

  • духовное развитие учащихся путем приобщения их к художественному творчеству;
  • эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального искусства;
  • воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и мировой классики, лучших образцов народного творчества, организацию творческой практики учащихся путем проведения культурно-образовательных проектов.

Результат программы

Результатом освоения общеразвивающей программы в области музыкального искусства "Вокальное академическое исполнительство" является приобретение обучающимися следующих знаний, умений, навыков:

в области исполнительской подготовки:

  1. умение грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в ансамбле ;
  2. умение создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  3. умение самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  4. сформированность и развитие у детей исполнительских вокальных умений и навыков на основе лучших произведений народной, классической и современной музыки;
  5. знания музыкальной терминологии;
  6. приобретение индивидуальных исполнительских качеств, певческих и актерских способностей,
  7. сформированность навыка самостоятельности в распевании и настраивании голоса;
  8. сформированность у детей вокальных умений и навыков средствами вокального ансамбля (дыхание, звуковедение, строй,дикция и пр.), усложнение задач, расширение диапазона певческих возможностей учащихся;
  9. навыков публичных выступлений;

в области историко-теоретической подготовки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
  • сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыков записи музыкального текста по слуху.
  • знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

Личностные результаты:

  • формирование устойчивой мотивации к занятиям творческими видами деятельности;
  • формирование умения анализировать свои музыкально-практические возможности;
  • формирование умения способности обучающегося к саморазвитию и творческому росту;
  • формирование умения применять приобретенные исполнительские навыки в повседневной жизни.

Метапредметные результаты:

Познавательные

  • развитие мотивации к художественно-творческим видам деятельности, самостоятельности, активности;
  • формирование навыка учебной и познавательной деятельности;
  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
  • определение наиболее эффективных способов достижения результата в исполнительской и творческой деятельности.

Коммуникативные

  • формирование культуры общения, активной жизненной позиции;
  • формирование умения воспринимать себя как часть творческого коллектива;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие).

Регулятивные

  • формирование умения планировать свою деятельность и оценивать свои возможности;
    навыки решения нестандартных творческих задач в поставленных условиях;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Особые условия проведения

  1. Данная программа преемственна дополнительной общеразвивающей программе «Основы вокального академического музицирования» (срок реализации 3 года) и является следующей ступенью обучения. Учащиеся, успешно окончившие программу «Основы вокального академического музицирования» и прошедшие итоговую аттестацию, могут продолжить обучение по программе "Вокальное академическое исполнительство".
  2. Предоставление медицинской справки об отсутствии противопоказаний для занятий в школе.

Материально-техническая база

Материально-техническая база образовательной организации соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда. Образовательная организация соблюдает своевременные сроки текущего и капитального ремонта.

Для реализации программы в образовательной организации имеются в наличии:

зал концертный со специальным оборудованием;
библиотека;
учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным учебным оборудованием (столами, стульями, шкафами, стеллажами, музыкальными инструментами, звуковой и видеоаппаратурой).

Учебные аудитории имеют звукоизоляцию и оформлены наглядными пособиями. Учебные аудитории для индивидуальных занятий имеют площадь не менее 6 кв.м.В образовательном учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов и учебного оборудования.