Программа «Основы музыкального исполнительства»

В первый класс принимаются дети, окончившие отделение музыкальное искусство (фольклор).

Программа объединяет теоретический, практический, творческий, исполнительский, контрольно-итоговый учебный материал. Предусматривает два уровня его освоения: первый – ученический (действие с подсказкой учителя), второй – алгоритмический (действие по памяти, выполнение домашних заданий).

 

Игра на инструменте – это главное в процессе обучения, и теоретический материал изучается параллельно и очень тесно переплетается с практикой. Индивидуальные уроки по классу фортепиано способствуют всестороннему воспитанию детей, формируют и развивают эстетические воззрения и художественные вкусы ученика, приобщают его к миру музыки и обучают искусству исполнения на инструменте. Знания, полученные на уроке, обязательны для применения их самостоятельно на практике.

 

Программой предусмотрены творческие задания (подбор по слуху, сочинение различных мелодий, чтение нот с листа), которые раскрывают художественные способности учащихся. Концерты пропагандируют игру на фортепиано и помогают учащимся научиться держаться на сцене. Репертуар подбирается индивидуально и фиксируется в индивидуальном плане ученика. В работе над репертуаром достигается различная степень завершенности исполнения: одни произведения звучат на концертах, другие – для показа в классе, третьи – с целью ознакомления.

 

В программе по классу фортепиано предусматривается исполнение ансамблей и аккомпанемента. Навыки ансамблевого исполнения прививаются ученикам с первых лет обучения, подготавливая их тем самым к работе в качестве концертмейстера, к различным нормам ансамблевого музицирования.

 

Составной частью процесса музыкального воспитания и обучения является изучение музыкальной литературы. Благодаря этому предмету у детей формируется интерес и любовь к серьёзному музыкальному искусству. В процессе обучения активно развивается мышление, память, а слуховое развитие приобретает богатую художественную основу. Предмет музыкальной литературы воспитывает не только разносторонне развитого музыканта, но и готовит активного слушателя, знающего и понимающего классическую музыку.

 

Одной из дисциплин, способствующих музыкально-эстетическому воспитанию учащихся, расширению их общего музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса является предмет «Хоровое народное пение». 

Педагоги

Дорогина Оксана Викторовна, преподаватель дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Педагогический стаж: 10 лет.

Образование: средне-специальное, окончила Новосибирский областной колледж культуры и искусства, 2011 год.

Достижения: воспитанники являются многочисленными лауреатами и дипломантами областных, региональных, всероссийских, международных фестивалей и конкурсов.

 

Поплавская Елена Валентиновна, преподаватель дополнительного образования первой квалификационной категории.

Педагогический стаж: 20 лет.

Образование: средне-специальное, окончила Барнаульское музыкальное училище, 1977 год.

Достижения: воспитанники являются лауреатами всероссийского теоретического конкурса.

Расписание

По предметам проводятся групповые занятия.

Содержание программы

1 год обучения:

  1. Музыкальное исполнительство (фортепиано) – 70 часов.
  2. Музыкальная литература – 35 часов.
  3. Хоровое народное пение – 52,5 часов.

 

2 год обучения:

  1. Музыкальное исполнительство (фортепиано) – 70 часов.
  2. Музыкальная литература – 35 часов.
  3. Хоровое народное пение – 52,5 часов.

 

3 год обучения:

  1. Музыкальное исполнительство (фортепиано) – 70 часов.
  2. Музыкальная литература – 35 часов.
  3. Хоровое народное пение – 52,5 часов.

4 год обучения:

  1. Музыкальное исполнительство (фортепиано) – 70 часов.
  2. Музыкальная литература – 35 часов.
  3. Хоровое народное пение – 52,5 часов.

 

 

Цели программы

 Цель программы:

  • выявление у детей комплекса музыкальных и интеллектуальных способностей с целью приобщения их к культурному образу жизни;
  • воспитание любителей музыки;
  • обеспечение условий для воспитания и обучения детей, исходя из их музыкально-слуховых и психофизических возможностей;
  • обучение игре на фортепиано наиболее одаренных детей с целью их дальнейшего профессионального ориентирования.

Задачи программы:

Образовательные:

  • проработать музыкальные произведения: народные песни, пьесы песенного и танцевального характера, пьесы с элементами полифонии, этюды и ансамбли;
  • познакомить с выразительными возможностями фортепиано;
  • обеспечить освоение нотной грамоты и упражнений в чтении нот с листа;
  • приобщить ученика к ансамблевому музицированию.

 

Воспитательные:

  • формирование духовной культуры и нравственности ребенка;
  • приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям, в частности, к музыке;
  • формирование высоких эстетических норм в отношениях с преподавателями и учениками.

 

Развивающие:

  • развитие любознательности и кругозора ребенка;
  • развитие эмоциональной сферы;
  • развитие умения самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания, умения самостоятельно и качественно выполнять домашние задания;
  • развитие творческих способностей, познавательной активности, способности к самообразованию.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • основы музыкальной грамоты;
  • основы постановочных элементов игрового аппарата;
  • основы технических навыков звукоизвлечения и навыков крупной техники: терций, секст, октав 4-звучных аккордов.

 

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • играть на инструменте;
  • владеть навыками игры non legato, staccato, legato в пятипальцевой позиции и с подкладыванием первого пальца;
  • демонстрировать навыки музыканта-любителя, умеющего читать с листа, самостоятелньо выучить текст незнакомого музыкального произведения, исполнить несложный аккомпанемент, играть в ансамбле;
  • пропагандировать музыкальную культуру, привлекать к музыкальному искусству своих сверстников;
  • слушать друг друга в ансамбле, сопереживать, играть в одной манере, соблюдать синхронную артикуляцию, внимательно относится к звуковому балансу, фразировке;
  • самостоятельно и разносторонне изучать произведения разных жанров;
  • самостоятельно приобретать, анализировать, усваивать и применять полученные знания;
  • спеть гамму, проанализировать и спеть мелодию с листа, определить на слух интервалы, лады, аккорды, написать ритмический, графический или мелодический диктант.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • художественный вкус;
  • самостоятельность и способность к самообразованию, выраженная в расширении музыкального кругозора;
  • трудолюбие, усидчивость и воля;
  • коммуникабельность, умение работать в группе.

Особые условия проведения

Дети должны обладать комплексом музыкально-слуховых и психофизических возможностей.

Материально-техническая база

  1.  Учебный кабинет для занятий по предмету  – 2 шт.
  2. Парта - 4 шт.
  3. Шкаф – 2 шт.
  4. Учительский стол – 1 шт.
  5. Доска ученическая - 1 шт.
  6. Фортепиано – 4 шт.
  7. Компьютер - 1 шт.
  8. Принтер - 1 шт.
  9. Музыкальный центр - 1 шт.