«Инструментальное музицирование. Синтезатор» (7 лет обучения)

Программа имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения учащихся к музыкально-творческой деятельности с помощью музыкального инструментария нового поколения, построенного на основе цифровых технологий – клавишного синтезатора.

 

Синтезатор внешне напоминает пианино, однако в сравнении со своим клавишным двойником этот инструмент довольно молод – ему не более 100 лет. Компактное устройство, генерирующее различные звуки на основе электрических сигналов, стало по-настоящему гениальным творением, открывшим новую веху в развитии музыки.

 

Что такое синтезатор в музыке? Это электронный клавишный инструмент, который генерирует и преобразует звуковые волны, таким образом создавая огромное количество звуков разного тембра и высоты. Его возможности не сводятся к одному воспроизведению сигналов – синтезатор много что умеет и поэтому столь популярен в среде музыкантов. Сидя за электронным «пианино», вы можете как просто играть любимые композиции, так и сочинять новые мелодии, редактировать их, как пожелаете; приправлять оригинальными эффектами, сохранять и перебрасывать на персональный компьютер.

 

Программа также направлена на: изучение выразительных и технических возможностей электронных клавишных инструментов; приобретение навыков игры на синтезаторе, навыков самостоятельной аранжировки;овладение основными формами музыкально-творческой деятельности с применением электронных клавишных инструментов.

 

Педагоги

Бобровская Екатерина Анатольевна – преподаватель синтезатора первой квалификационной категории.

Жигалкина Ирина Анатольевна – преподаватель синтезатора высшей квалификационной категории.

Стукалина Маргарита Викторовна – преподаватель синтезатора высшей квалификационной категории.

Ходаковская Марина Юрьевна – преподаватель синтезатора и хора высшей квалификационной категории.

Затонская Ольга Анатольевна – преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории.

Содержание программы

Занятия проводятся в индивидуальной форме с чередованием групповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и групповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Обучение ведется по следующим предметам:

Индивидуальные уроки:

  • Музыкальный инструмент (синтезатор)
  • Музицирование
  • Дополнительный музыкальный инструмент (фортепиано) (1 класс)
  • Аранжировка (с 5 класса)
  • Предмет по выбору (любой музыкальный инструмент, ансамбль, сольное пение)

Групповые уроки:

  • Сольфеджио
  • Слушание музыки (1-3 классы)
  • Музыкальная литература (4-7 классы)
  • Коллективное музицирование (хор)

Цели программы

Цель программы – приобщение учащихся к музицированию на основе цифрового инструментария, в разнообразных формах данной творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, создания оригинальных электронных тембров, импровизации и композиции) и на этой основе формирование музыкальности учащихся, их эстетической и нравственной культуры.

 

Обучающие задачи:

  • Изучение художественных возможностей цифрового инструментария: ознакомление с его звуковым материалом, освоение приемов управления фактурой музыкального звучания.
  • Получение базовых знаний по музыкальной грамоте, гармонии, фактуре, тембре, форме.
  • Освоение исполнительской техники: постановка рук на клавиатуре синтезатора, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, а также некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на синтезаторе.
  • Приобретение опыта практической музыкально-творческой деятельности: электронной аранжировки и исполнения музыки, чтения с листа, игры в ансамбле, записи на многодорожечный секвенсор, подбора по слуху, импровизации и элементарного сочинения.

Развивающие задачи:

  • Гармоничное развитие композиторских, исполнительских и звукорежиссерских способностей, связанных с электронным музыкальным творчеством, развитие у учащихся интереса к музыкальной деятельности, музыкального вкуса.
  • Развитие воображения, мышления, воли – качеств личности, необходимых для осуществления творческой деятельности.

Воспитательные задачи:

  • Духовное развитие учащихся путем приобщения их к художественному творчеству.
  • Эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального искусства.
  • Воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и мировой классики, лучших образцов народного творчества, организацию творческой практики учащихся путем проведения культурно-просветительских мероприятий, конкурсов и фестивалей.

Результат программы

По окончании обучения учащийся должен знать:

  • основные выразительные возможности электронного цифрового инструментария;
  • базовые компоненты нотной грамоты;
  • элементарные музыкальные построения;
  • простые (первичные) музыкальные жанры.

Ученик должен уметь:

  • выстраивать целесообразные игровые движения;
  • применять в своей творческой практике простейшие приемы аранжировки музыки для электронного
    цифрового инструментария;
  • опираться в электронном музицировании на элементарные навыки чтения с листа, игры в ансамбле,
    подбора по слуху.

У ученика должны быть воспитаны следующие качества:

  • интерес к музицированию;
  • способности к элементарной музыкально-интонационной деятельности: эмоционально-окрашенному
  • восприятию музыки и выражению в музыкальных звуках собственных эстетических переживаний;
  • способность к простейшей критической оценке своего творческого продукта.

Особые условия проведения

При наборе детей на Программу проводятся предварительные прослушивания, консультации в порядке, установленном школой самостоятельно.

 

Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний, содержащих творческие задания, позволяющие определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти. Дополнительно, поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на музыкальном инструменте.

Материально-техническая база

ДШИ «Берегиня» имеет необходимое количество, соответствующих санитарным и противопожарным нормам, учебных аудиторий, специализированных кабинетов, оснащенных музыкальными инструментами, необходимой мебелью и наглядными пособиями.

 

Реализация программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.