«Инструментальное музицирование. Фортепиано» (7 лет обучения)

Обучение игре на фортепиано занимает особое место в музыкальном образовании детей.

 

       Все знают, что игра на фортепиано полезна для ребенка. Задумывались ли вы когда-либо о том, что помимо прямой пользы от изучения музыки, игра на пианино дает еще кучу плюсов и в других сферах развития вашего ребенка? И вот 10 из них:

Игра на фортепиано помогает развить координацию рук и глаз. Дети намного быстрее и легче обучаются письму, вырабатывая красивый почерк.

 

Ребенок во время игры фокусирует свое внимание на чтении нот, учится играть произведение в заданном темпе – все это развивает способность концентрировать свое внимание, что очень важно для гармоничного развития ребёнка.

 

Дети, которые играют на пианино, становятся более восприимчивыми к окружающим звукам. Например, в шумной обстановке они намного лучше различают голос учителя и фокусируются на его речи, а также намного быстрее запоминают слова и строят предложения.

 

Благодаря тому, что ребенок следит за нотами, считывая музыкальное произведение, и параллельно играет на инструменте, у него развиваются навыки быстрого чтения.

 

Все знают, что в мозге человека центры, которые отвечают за изучение языков и музыки, тесно взаимосвязаны. Если ваш ребенок с детства занимается музыкой, то ему будет гораздо легче изучать иностранные языки.

 

По данным последних исследований головного мозга, те дети, которые занимаются игрой на пианино, имеют большие способности к точным наукам.

 

Занятие музыкой с ранних лет помогает вашему ребенку стать более дисциплинированным благодаря успешному совмещению занятий музыкой с прогулками и отдыхом. Выполнение домашних заданий и работа на уроках музыки приучает ребенка к трудолюбию и целеустремленности.

 

Долгие годы игры на пианино, изучение сложных и больших музыкальных произведений, подготовка своего репертуара способствует колоссальному улучшению памяти человека.

 

При воспоминании о звуке весеннего дождя или шепоте морского прибоя в вашей голове будут играть яркие музыкальные произведения, будоража воображение и чувства.

 

Одновременная работа правого и левого полушария мозга укрепляет нервные связи. Уровень IQ людей, которые занимаются музыкой на 50% выше, чем у обычных людей.

 

        При этом освоение фортепианной техники не требует от начинающего пианиста значительных усилий, во многом обучение представляется ему как новая интересная игра. Обширный и разнообразный фортепианный репертуар включает музыку различных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую.

 

       Программа предназначена для детей от 7 до 9 лет. Программа имеет художественно-эстетическую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Педагоги

Найденова Лариса Валентиновна – преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории.

Пирогова Людмила Геннадьевна – преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории.

Жигалкина Ирина Анатольевна – преподаватель фортепиано высшей квалификационной категории.

Мироненко Татьяна Леонтьевна – преподаватель фортепиано первой квалификационной категории.

Прокопец Ирина Викторовна – преподаватель фортепиано первой квалификационной категории.

Ходаковская Марина Юрьевна – преподаватель хора высшей квалификационной категории.

Затонская Ольга Анатольевна – преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории.

 

Содержание программы

Занятия проводятся в индивидуальной форме с чередованием групповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и групповая формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

 

Обучение ведется по следующим предметам:

Индивидуальные уроки:

Музыкальный инструмент (фортепиано)
Музицирование (1-3 класс)
Предмет по выбору (музыкальный инструмент, сольное пение)


Групповые уроки:

Сольфеджио
Слушание музыки (1-3 класс)
Музыкальная литература ( 4-7 классы)
Коллективное музицирование (хор)

Цели программы

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о фортепианном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на фортепиано, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

Задачи:

Образовательные:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • ознакомление с различными формами музыкальных произведений (полифонией, крупной формой, пьесами, танцевальной музыкой, народной славянской музыкой, джазовыми и эстрадными произведениями, переложениями балетов и симфонической музыки).
  • владение основными видами фортепианной техники для создания художественного образа, соответствующего замыслу автора музыкального произведения;
  • формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на фортепиано с учетом возможностей и способностей учащегося;
  • овладение основными видами штрихов – non legato, legato, staccato;
  • ознакомление с музыкальной терминологией и обозначениями;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа.

 

Развивающие:

  • развитие навыков владения инструментом в пределах основных требований данной программы, с помощью подбора репертуара исходя из индивидуальных возможностей обучающегося и его заинтересованности;
  • развитие музыкального вкуса; 
  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности.

 

Воспитательные:

  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;
  • формирование мотивации к музыкально-исполнительскому творчеству;
  • воспитание у детей культуры сольного и ансамблевого музицирования на инструменте, стремления к практическому использованию приобретенных знаний, умений и навыков игры на фортепиано.

Результат программы

Результатом освоения программы «Инструментальное музицирование. Фортепиано» является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных областях:

в области музыкального исполнительства:

  • знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
  • знания музыкальной терминологии;
  • умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • умения самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании несложного музыкального произведения;
  • умения по аккомпанированию при исполнении несложных вокальных или инструментальных музыкальных произведений;
  • навыков чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • навыков подбора по слуху, импровизации и сочинения в простых формах;
  • первичных навыков в области теоретического анализа исполняемых произведений;
  • навыков публичных выступлений;

в области теории и истории музыки:

  • знания музыкальной грамоты;
  • знания основных этапов жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданных ими музыкальных произведений;
  • первичные знания в области строения классических музыкальных форм;
  • умения использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на инструменте;
  • умения осмысливать музыкальные произведения, события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • навыков восприятия элементов музыкального языка;
  • сформированных вокально-интонационных навыков ладового чувства;
  • навыков вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
  • навыков анализа музыкального произведения;
  • навыков восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • навыков записи музыкального текста по слуху.

 

Особые условия проведения

При наборе детей на Программу проводятся предварительные прослушивания, консультации в порядке, установленном школой самостоятельно.

 

Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний, содержащих творческие задания, позволяющие определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти. Дополнительно, поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на музыкальном инструменте.

Материально-техническая база

ДШИ «Берегиня» имеет необходимое количество, соответствующих санитарным и противопожарным нормам, учебных аудиторий, специализированных кабинетов, оснащенных музыкальными инструментами, необходимой мебелью и наглядными пособиями.

Реализация программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.