«Инструментальное музицирование. Баян» (5 лет обучения)

В системе музыкально-эстетического воспитания одно из ведущих мест занимает музыкально-инструментальное исполнительство на народных инструментах. Народная музыка и инструментальная музыка, написанная для детей, благодаря песенной основе, доступности, содержательности, простоте восприятия, помогает развивать в детях музыкальность, пробуждает интерес к занятиям. Баян как музыкальный инструмент пользуется большой популярностью как в нашей стране так и в странах Европы.

 

Технические и исполнительские возможности инструмента простираются от воспроизведения созданных для него задушевных или задорных русских песен и танцев до сложнейших классических произведений, от простого аккомпанемента до сольных концертов и участия в больших и малых ансамблях. Певучесть, красивый мягкий тембр выдвинули его в ряд первоклассных музыкальных инструментов.

 

Курс изучения предмета закладывает базу для дальнейшего профессионального самоопределения учащихся, готовит активных участников художественной самодеятельности и пропагандистов музыкальной культуры.

 

Программа адаптирована к конкретным условиям обучения в детской школе искусств «Берегиня» г. Бердска и предполагает последовательную систему обучения с постепенным нарастанием задач.

Программа предназначена для детей от 9 до 11 лет, рассчитана на 5 срок обучения.

Педагоги

Киршина Людмила Дмитриевна – преподаватель баяна высшей квалификационной категории.

Котова Наталья Александровна – преподаватель баяна.

Затонская Ольга Анатольевна - преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории.

Содержание программы

Программа «Инструментальное музицирование.Баян» является комплексной, многопредметной. Занятия проводятся в индивидуальной форме с чередованием групповых (от 2-х человек) занятий. Индивидуальная и групповая формы занятий позволяют преподавателям построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

 

Обучение ведется по следующим предметам:

Индивидуальные уроки:

  • музыкальный инструмент (профильный инструмент - баян)
  • музицирование
  • предмет по выбору (музыкальный инструмент (фортепиано или другой инструмент), аккомпанемент)

Групповые занятия:

  • сольфеджио
  • слушание музыки (1 класс)
  • музыкальная литература (со 2 класса)
  • Коллективное музицирование (оркестр)

 В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с инструментом и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Цели программы

Целью программы является формирование навыков творческой деятельности и самореализации личности обучающегося через приобщение к музыкальной культуре, ее духовно-эстетическим началам; развитие музыкальных способностей учащихся для их дальнейшего профессионального самоопределения.

 

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся;
  • приобщение обучающихся к музыкально-исполнительской культуре;
  • формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков игры на баяне, позволяющих исполнять
    музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • воспитание у обучающихся культуры сольного и ансамблевого музицирования;
  • всестороннее развитие музыкальных задатков и способностей обучающихся;
  • обеспечение условий для профессиональной ориентации одаренных обучающихся;
  • активизация концертной деятельности обучающихся и обеспечение их творческой активности;
  • всестороннее развитие эстетического вкуса обучающихся, мотивации их творческой деятельности, воспитание и формирование высоких нравственных качеств личности.

Результат программы

Результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

 

1. В области художественно-творческой (исполнительской) подготовки:

  • сформированный музыкально-исполнительский аппарат обучающегося, исполнительская техника;
  • развитый навык чтения с листа;
  • сформированный навык самостоятельной работы;  
  • навыки исполнения музыкальных произведений (сольное исполнение, ансамблевое исполнение);
  • умения использовать выразительные средства для создания художественного образа;
  • умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;
  • навыков публичных выступлений.

 

2. В области историко-теоретической подготовки:

  • знаний основ музыкальной грамоты;
  • знаний, умений и навыков в области элементарной теории музыки;
  • знаний в области музыкальной терминологии;
  • знаний в области истории музыки: основных стилей, жанров, направлений классического музыкального искусства, авторских композиторских стилей и эпох;
  • навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

Особые условия проведения

При наборе детей на Программу проводятся предварительные прослушивания, консультации в порядке, установленном школой самостоятельно.

Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний, содержащих творческие задания, позволяющие определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти. Дополнительно, поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на музыкальном инструменте.

Материально-техническая база

ДШИ «Берегиня» имеет необходимое количество, соответствующих санитарным и противопожарным нормам, учебных аудиторий, специализированных кабинетов, оснащенных музыкальными инструментами, необходимой мебелью и наглядными пособиями.

 

 Реализация программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.