Программа «Музыкальный инструмент. Баян»

Программа «Музыкальный инструмент. Баян» создает условия для образования и воспитания подрастающего поколения исполнителей на народных инструментов, в том числе на баяне.

 

Класс баяна призваны способствовать распространению народной музыкальной культуры среди широких масс учащихся, воспитанию как активных участников в художественной самодеятельности, так и подготовке наиболее способных детей к поступлению в музыкальные учреждения среднего звена.

 

Актуальность программы заключается в ее общедоступности. Она предусмотрена для детей с любыми музыкальными данными, которые желают научиться игре на баяне. Программа ставит конкретные задачи, решение которых предполагает последовательность и постепенность музыкального развития обучающихся, с учетом их возрастных особенностей, при индивидуальном подходе к каждому из них.

Педагоги

Седогин Сергей Михайлович, преподаватель высшей квалификационной категории

Сведения о повышении квалификации:

Новосибирская специальная музыкальная школа, тема: «Инструментальное исполнительство», 72 ч., 2017г.

Профессиональные достижения:

Лауреат областного конкурса методических работ преподавателей детских музыкальных, художественных школ и школ искусств имени Т.Р. Брославской 2019г.

Алексеев Евгений Александрович, преподаватель высшей квалификационной категории.

Сведения о повышении квалификации:

Новосибирская специальная музыкальная школа, тема:"Инструментальное исполнительство. Баян«, 72 ч., 2017г.

Публикации:

1. «Личностно-ориентированный подход в обучении игре на музыкальных инструментах», СМИ «Академия Педагогики», 2018г.

2. «Особенности ансамблевого музицирования», сайт «Инфоурок», 2018г.

Панкрац Яков Генрихович, преподаватель.

 

Расписание

Расписание согласно индивидуального графика с педагогами.

Содержание программы

Программа «Музыкальный инструмент. Баян» рассчитана на 7 лет. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.

Учебный план предусматривает следующие разделы:

1 год обучения

Музыкальный инструмент (баян) – 1,5 часа в неделю

Сольфеджио – 1,5 часа в неделю

Музицирование – 0,5 часа в неделю

Слушание музыки – 1 час в неделю

Коллективное музицирование (хор) – 1 час в неделю

Предмет по выбору – 1 час в неделю

2 год обучения

Музыкальный инструмент (баян) – 1,5 часа в неделю

Сольфеджио – 1,5 часа в неделю

Музицирование – 0,5 часа в неделю

Слушание музыки – 1 час в неделю

Коллективное музицирование (хор) – 1 час в неделю

Предмет по выбору – 1 час в неделю

3 год обучения

Музыкальный инструмент (баян) – 2 часа в неделю

Сольфеджио – 1,5 часа в неделю

Музицирование – 0,5 часа в неделю

Слушание музыки – 1 час в неделю

Коллективное музицирование (оркестр) – 1 час в неделю

Предмет по выбору – 1 час в неделю

4 год обучения

Музыкальный инструмент (баян) – 2 часа в неделю

Сольфеджио – 1,5 часа в неделю

Музицирование – 0,5 часа в неделю

Слушание музыки – 1 час в неделю

Коллективное музицирование (оркестр) – 1 час в неделю

Предмет по выбору – 1 час в неделю

5 год обучения

Музыкальный инструмент (баян) – 2 часа в неделю

Сольфеджио – 1,5 часа в неделю

Музицирование – 0,5 часа в неделю

Музыкальная литература – 1 час в неделю

Коллективное музицирование (оркестр) – 3 часа в неделю

Предмет по выбору – 1 час в неделю

6 год обучения

Музыкальный инструмент (баян) – 1 час в неделю

Сольфеджио – 1,5 часа в неделю

Музицирование – 0,5 часа в неделю

Музыкальная литература – 1 час в неделю

Аккомпанемент – 1 час в неделю

Коллективное музицирование (оркестр) – 3 часа в неделю

Предмет по выбору – 1 час в неделю

7 год обучения

Музыкальный инструмент (баян) – 1 час в неделю

Сольфеджио – 1,5 часа в неделю

Музицирование – 0,5 часа в неделю

Музыкальная литература – 1 час в неделю

Аккомпанемент – 1 час в неделю

Коллективное музицирование (оркестр) – 3 часа в неделю

Предмет по выбору – 1 час в неделю

Программа рассчитана в год: 1 класс – 221 час, 2 класс – 221 час, 3 класс – 238 часов, 4 класс – 238 часов, 5 класс – 306 часов, 6 класс – 306 часов, 7 класс – 306 часов.

Цели программы

Целью программы "Музыкальный инструмент. Баян" является обеспечение эстетического воспитания детей, всестороннего развития личности детей в процессе обучение их музыке, овладение знаниями и представлениями об инструментальном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на баяне.

Задачами программы «Народные инструменты» (баян) являются:

Обучающие:

  • освоение обучающимися музыкальной грамоты, необходимой для владения инструментом;
  • овладение учащимися основными исполнительскими навыками игры на инструменте, позволяющими грамотно исполнять музыкальное произведение;
  • овладение навыками самостоятельной работы с музыкальным материалом, игры в ансамбле.

Развивающие:

  • развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма;
  • развитие музыкального мышления;
  • раскрытие и развитие творческого потенциала ребенка.

Воспитательные:

  • воспитание интереса и любви к занятиям музыкой и музыкальному искусству;
  • воспитание уважения и любви к традициям русского народного инструментального творчества;
  • воспитание исполнительской и слушательской культур.

Личностные:

  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, целеустремленности;
  • стимулирование инициативы и потребности самовыражения, воспитания самостоятельности в работе.

Результат программы

В результате освоения программы «Музыкальный инструмент. Баян» обучающийся должен знать:

  • основные средства музыкальной выразительности;
  • основы музыкальной грамоты;
  • основные приёмы звукоизвлечения;
  • основы постановочных элементов игрового аппарата.

В результате освоения программы обучающиеся будут уметь:

  • играть на инструменте;
  • исполнять произведения в соответствии с музыкальным замыслом;
  • анализировать исполняемое произведение;
  • свободно читать нотный текст несложных произведений;
  • играть в ансамбле;
  • применять теоретические знания в ходе работы над музыкальным произведением;
  • исполнять гамму, анализировать и петь мелодию с листа, определять на слух интервалы, лады, аккорды, написать ритмический, графический или мелодический диктанты.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • интерес к музыкальному искусству;
  • художественный вкус;
  • самостоятельность и способность к самообразованию, выраженная в расширении музыкального кругозора;
  • трудолюбие, усидчивость, целеустремлённость;
  • коммуникабельность, умение работать в группе.

Реализация программы обеспечивает: наличие у учащегося интереса к музыкальному искусству, самостоятельному музыкальному исполнительству.

Особые условия проведения

Наличие музыкального инструмента.

Материально-техническая база

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием (музыкальными инструментами, звуковой аппаратурой, столами, стульями, шкафами и др.)

-концертный зал для репетиций и концертных выступлений, два рояля;

-студия звукозаписи;

- медиапроектор, видеокамера, ноутбук;

-библиотека с нотным фондом, фонотека.