Программа «Театр кукол «Буратино»

Все дети – творцы, у каждого ребенка есть способности и таланты. Одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к конструированию, третьи – к сочинительству, а четвёртые – ещё к чему-либо. Но все они, такие разные, любят кукольный театр.

 

Дети всегда с нетерпением ждут встречи с театром кукол, ведь куклы могут всё или почти всё, куклы творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности детей, корректируют их поведение. Вот почему ребята так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, исполняют кукольные роли.

 

Театральная деятельность развивает личность ребёнка, прививает устойчивый интерес к литературе, театру, совершенствует навык воплощать в игре определённые переживания, побуждает к созданию новых образов.

 

Благодаря занятиям в театре кукол жизнь ребят становится более интересной и содержательней, наполняется яркими впечатлениями, интересными делами, радостью творчества.

 

Кукольный театр оказывает на детей большое воспитательное воздействие, способствует формированию положительных черт характера каждого ребёнка, таких как доброжелательность, трудолюбие, отзывчивость, честность, умение сопереживать другим людям.

 

Театральная деятельность учащихся формирует у них навыки совместной деятельности, чувство общности, умение видеть свои недостатки и способность просить помощи у окружающих, а в конечном итоге способствует сплочению детского коллектива, профилактике асоциального поведения детей.

Педагоги

Бутримова Елена Юрьевна – педагог дополнительного образования.

 

Педагогический стаж: 32 года.

 

Категория: высшая квалификационная категория.

 

Образование: высшее

1. Кемеровский государственный институт культуры, специализация-библиотековедение и библиография, квалификация-библиотекарь-библиограф общественно-политической литературы.

2. Омский «Институт новых технологий в образовании», по программе "Художественное образование"(музыкально-театральное искусство), квалификация-педагог дополнительного образования по музыкально-театральному искусству.

 

Прошла курсы повышения квалификации по темам:

  •  ____год, "Школа профессионального роста педагогов дополнительного образования", ___часов;
  • "Специфика реализации социального заказа на развитие одаренности ребенка в современной системе образования".
  • "Художественное образование: стратегия реализации в современных условиях".
  • 2020 год, Современные тренды в системе дополнительного образования", 36 часов.
  • 2020 г. АО "Академия "Просвещение". Организация и осуществление дополнительного образования детей с ОВЗ и инвалидностью от 5 до 18 лет, 72 часа.

 

Для организации работы нашего объединения на более высоком профессиональном уровне мною был разработан проект «Волшебный Мир театра кукол», который в 2015 году стал победителем Областного конкурса социально-значимых проектов и был удостоин гранта Новосибирской области на сумму 50 000 рублей.

 

По моей инициативе депутаты Законодательного собрания Новосибирской области Иваков В.В. и Субботин Д.В. оказали нашему объединению театр кукол «Буратино» спонсорскую помощь, на приобретения театральных кукол и поездку детей на всероссийский фестиваль в г. Великий Новгород.

 

Представляю профессиональный опыт на муниципальном, региональном, всероссийском уровнях, участвуя в семинарах, педагогических чтениях, мероприятиях:

 

  • областной фестиваль художественного творчества учреждений дополнительного образования НСО "Таланты без границ"(мастер класс по кукловождению);
  • III областные педагогические чтения художественной направленности "Исследовательская деятельность учащихся как форма дополнительного образования в художественной направленности«.Выступление по теме «Презентация опыта участия на Всероссийском этапе коллектива театр кукол „Буратино“ победителя областного и лауреата 2 степени Всероссийского фестивалей». (2016г) открытое занятие для педагогов района «Сценическая речь» (2015 год);
  • Всероссийский конкурс детских театральных коллективов «Театральная юность России», трансляция педагогического опыта,
  • 2017 год (октябрь-ноябрь), стала победителем зонального и дипломантом 2 степени областного туров всероссийского профессионального конкурса педагогов дополнительного образования "Сердце отдаю детям".

 

В июле 2017 года театру присвоено звание "Образцовый детский коллектив по Новосибирской области".

 

Достижения детей:

2017 год

  • победители областного тура всероссийского фестиваля " Театральная юность России«, приглашение на всероссийский фестиваль в г. Севастополь;
  • диплом лауреата 1 степени международного фестиваля-конкурса музыкально-художественного творчества «Сибирская звезда» г. Новосибирск, приглашение на международный фестиваль в Болгарию;
  • диплом победителя областного тура всероссийского фестиваля «Рождественский Фейерверк», приглашение на фестиваль в г. Великий Новгород;

2018 год

  • победители областного тура всероссийского фестиваля «Театральная юность России», приглашение на фестиваль в г. Великий Новгород;
  • лауреаты 3 степени международного фестиваля «Сибирь зажигает звезды» Планета талантов. г. Новосибирск.
  • лауреаты 1 степени XIX международного фестиваля – конкурса музыкально – художественного творчества.г. Казань.

2019 год

  • лауреаты 1 степени международного фестиваля музыкально – художественного творчества " Чунга-Чанга", г.Новосибирск.
  • победители областного тура всероссийского фестиваля "Театральная юность России", г Новосибирск.
  • лауреаты 2 степени  1 го областного фестиваля детских театральных коллективов г. Новосибирска и Новосибирской области "Золотая рыбка", г. Новосибирск.
  • лауреаты 1 степени 1-го всероссийского фестиваля детских театральных коллективов "Золотая рыбка", г.Новосибирск.
  • победители, 1-е место областного этапа всероссийского фестиваля "Театральная юность России", г. Новосибирск
  • лауреаты  1 степени международного фестиваля- конкурса музыкально-художественного творчества "Время побед", г. Санкт-Петербург
  • лауреаты 1 степени  1-го международного конкурса кукольных спектаклей " DOLS HOUSE ".

Расписание

Объединение театр кукол "Буратино" работает со вторника по субботу.

понедельник: 09.40-12.05;

вторник: 10.30-18.15;

среда: 12.00-12.30; (индивидуально)

четверг:09.30-18.15;

пятница: 09.40-11.05; 13.20-14.05;

суббота: 10.00-15.00.

Содержание программы

Учебный план подготовительного года обучения:

1. Введение - 2 часа.

2. Театральная игра - 10 часов.

3. Знакомство с основами сценической речи - 15 часов.

4. Знакомство с основами движения планшетных кукол - 10 часов.

5. Знакомство с основами движения перчаточных кукол - 8 часов.

6. Работа над спектаклем - 27 часов.

 

Учебный план 1 года обучения:

1. Вводное занятие - 2 часа.

2. Театральная игра - 14 часов.

3. Культура и техника речи - 34 часа.

4. Сценическое движение - 22 часа.

5. Техника вождения перчаточных кукол - 21 час.

6. Работа над спектаклем - 51 час.

 

Учебный план 2 года обучения:

1. Вводное занятие - 3 часа.

2. Театральная игра - 18 часов.

3. Культура и техника речи - 42 часа.

4. Сценическое движение - 21 час.

5. Техника вождения театральных кукол - 18 часов.

6. Основы театральной культуры - 9 часов.

7. Технология изготовления перчаточных кукол - 9 часов.

8. Работа над спектаклем - 96 часов.

 

Учебный план 3 года обучения:

1. Вводное занятие - 3 часа.

2. Театральная игра - 21 час

3. Культура и техника речи - 69 часов.

4. Сценическое движение - 39 часов.

5. Техника вождения театральных кукол - 27 часов.

6. Технология изготовления театральных кукол - 21 час.

7. Работа над спектаклем - 144 часа.

Цели программы

Цель программы: создание условий для развития творческих способностей детей средствами кукольного театрального искусства.

 

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

  • знакомить учащихся с основами кукольной театрализации (театральная игра и актёрское мастерство, приёмы кукловождения, сценическое движение, сценическая речь, декорации, история кукольного театра);
  • систематическое и целенаправленное развитие восприятия, памяти, мышления, воображения, фантазии и речи детей;
  • формирование у детей художественных предпочтений, этических, эстетических оценок искусства, природы, окружающего мира;
  • формирование нравственных качеств, гуманистической личностной позиции, позитивного и оптимистического отношения к жизни;
  • развитие коммуникативной культуры детей;
  • обучение детей приемам самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля;
  • создание культурной среды, культурного пространства вокруг ребенка;
  • создание условий для самореализации и самоутверждения ребенка;
  • установление позитивных взаимоотношений ребенка с окружающими;
  • воспитание осознанного отношения личности к своему здоровью, саморегуляции деятельности и поведения.

 

При реализации задач формируются следующие компетенции:

1. Личностные – формирование общественной и творческой активности личности, гражданской позиции, культуры общения и поведения в социуме, навыков здорового образа жизни.

2. Метапредметные –развитие мотивации к театральной деятельности, потребности в творческой самореализации, самостоятельности, ответственности, активности и т.д.

3. Предметные – развитие познавательного интереса к искусству театра кукол, включение в познавательную деятельность, приобретение знаний об актерском мастерстве, умений, навыков и компетенций.

Результат программы

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 1 года:

Обучающийся должен знать:

  • историю развития театра кукол, основные театральные термины;
  • знать 2-3 общеразвивающие игры на развитие внимания, памяти, наблюдательности, зрительного и слухового внимания, образного мышления;
  • уметь согласовывать свои действия с другими детьми;
  • координировать движения, равномерно размещаться и бесшумно двигаться за ширмой;
  • уметь самостоятельно тренировать дыхание, знать 2-3 артикуляционных упражнений, уметь произносить скороговорки в разных темпах, с разными интонациями;
  • знать 3-4 упражнения техники вождения кукол;
  • знать 3-4 упражнения для развития гибкости рук, пальцев, кистей, силы плеча, предплечья, поясничного отдела;
  • быть доброжелательным в отношении со сверстниками, легко идти на контакт со взрослыми.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 2 года:

Обучающийся должен знать и уметь:

  • знать и уметь проводить 3-4 театральных игр на развитие внимания, памяти, воображения, фантазии;
  • знать 3-4 артикуляционных упражнений, уметь самостоятельно тренировать три вида выдыхания;
  • знать 5-6 скороговорок, четверостиший, уметь произносить их с различными интонациями, выражая разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, тревога и т.д.);
  • знать 5-6 упражнений техники вождения кукол и уметь их показать;
  • знать технологию изготовления перчаточных кукол и уметь самостоятельно сделать голову из папье-маше и сшить костюм куклы;
  • уметь адекватно реагировать на игру партнеров.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ 3 года:

Обучающийся должен знать и уметь:

  • знать все основные упражнения техники вождения кукол и уметь их четко демонстрировать на ширме, используя четкую, грамотную речь;
  • уметь самостоятельно сочинять этюды с заданными или нафантазированными сюжетами;
  • уметь импровизировать игры-драматизации на темы знакомых сказок;
  • уметь оценивать действие других детей и сравнивать их со своими собственными; культурно вести себя в театре как зритель.

 

Метапредметными результатами изучения курса является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Обучающийся научится:

  • понимать и принимать учебную задачу, сформулированную педагогом;
  • планировать свои действия на отдельных этапах работы над пьесой;
  • осуществлять контроль, коррекцию и оценку результатов своей деятельности;
  • анализировать причины успеха/неуспеха, осваивать с помощью учителя позитивные установки типа: «У меня всё получится», «Я ещё многое смогу».

 

Познавательные УУД:

Обучающийся научится:

  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении и просмотре видеозаписей, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • понимать и применять полученную информацию при выполнении заданий;
  • проявлять индивидуальные творческие способности при сочинении рассказов, сказок, этюдов, подборе простейших рифм, чтении по ролям и инсценировании.

 

Коммуникативные УУД:

Обучающийся научится:

  • включаться в диалог, в коллективное обсуждение, проявлять инициативу и активность;
  • работать в группе, учитывать мнения партнёров, отличные от собственных;
  • обращаться за помощью;
  • формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • слушать собеседника;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, приходить к общему решению;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • осуществлять взаимный контроль;
  • адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Особые условия проведения

В объединение принимаются все желающие дети.

 

Материально-техническая база

Актовый зал на 50 зрителей, для репетиций и театральных спектаклей, в котором создана уютная атмосфера, имеется сценическая площадка, 3 ширмы, помещение для хранения кукол и оборудования.

 

Кабинет оснащен индивидуальным компьютером, музыкальным центром, принтером, микрофонами, микшерным пультом.

 

Сформирована коллекция кукол: 3 ростовые, 2 тростевые, 2 марионетки, 35 перчаточных.

 

Сформирована методическая электронная библиотека, которая включает в себя аудиоматериалы, видео, учебные электронные тренажёры, дидактические материалы, презентации, медиафайлы.

 

Пополнение библиотеки идёт за счёт Интернет-ресурсов и собственных разработок.

 

Театральные игры от имени героев востребованы у младших школьников, как средство обучения создают условия свободы и раскованности, повышают продуктивность в репетиционном процессе. Так как театрализованные занятия выполняют воспитательную и развивающую функции, то содержание, формы, методы одновременно обеспечивают:

  • развитие речи и навыков театрально-исполнительной деятельности;
  • создание атмосферы творчества, социально-эмоционального и эстетического развития;
  • воспитание любви к искусству театра.

Стоимость

Бесплатно.