Программа «Био-Старт»

Актуальность программы

Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Решением экологических вопросов становится система непрерывного экологического образования и первым звеном в системе является дошкольное детство. Эмоциональность, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы детей данного возраста оказываются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в детском саду.

Экологическое воспитание дошкольников – это увлечение детей изучением живых организмов во взаимосвязи их со средой обитания и выработка на этой основе правильных форм взаимодействия с ними. Осознанно-правильное отношение рассматривается как совокупность знания и активных проявлений ребенка: интереса к явлениям природы; понимания специфики живой природы, желания практически сохранить, поддержать, или создать для нее нужные условия; понимания и сочувствия тем, кто испытывает дефицит каких-либо факторов; эмоционального отклика, радости на любые проявления животных и растений, их красоту. Важно при этом, что красота рассматривается с экологических позиций: красота гармонично развивающегося, здорового живого организма, что бывает лишь при наличии хороших условий, полноценной среды обитания.

 

В основу данной программы положена идея программы Светланы Николаевны Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.

 

Педагоги

Занятие проводит педагог дополнительного образования с первой квалификационной категорией – Харитонова Анна Анатольевна.

Содержание программы

1. Введение (1 ч)

2. Тайны осени (9 ч.)

3. Природа живая и неживая (4 ч.)

4. Где живет вода? (4 ч.)

5. Лес и его обитатели (12 ч.)

6. Ах ты, зимушка-зима (5 ч.)

7. Стихия мира – воздух (3 ч.)

8. Наши пернатые друзья (7 ч.)

9. Поля и луга (2 ч.)

10. Пустыни и степи и их обитатели. (7 ч.)

11. Весенняя сказка (2 ч.)

12. Удивительные насекомые (3 ч.)

13. Планета Земля в опасности! (4 ч.)

14. Весенний марафон «Био-Старт» (6 ч.)

15. Аттестация (3 ч.)

Цели программы

Развитие мотивации обучающихся к познанию и творчеству через изучение живой природы.

Задачи программы:

Личностные

1. Способствовать воспитанию у детей любви и чувства сострадания к природе.

2. Способствовать развитию познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе выполнения творческих проектов.

3. Способствовать воспитанию ответственного и бережного отношения к окружающей среде.

Метапредметные

1. Способствовать развитию наблюдательности, внимания, памяти, логического мышления и речи.

2. Способствовать развитию мотивации к творческой деятельности, самостоятельности и аккуратности.

Образовательные

1. Способствовать пониманию отличительных особенностей живой природы и неживой природы и их взаимосвязей.

2. Содействовать овладению практическими умениями и навыками творческого самовыражения через наблюдения и моделирование объектов и явлений природы.

3. Способствовать пониманию гармоничного взаимодействия человека с природой.

 

Результат программы

Личностные (проверяются наблюдением)

1. Будут проявлять интерес к живой природе, чувства заботы и сострадания к ней.

2. Будут проявлять интерес к новому учебному материалу и владеть навыками учебного сотрудничества.

3. Будут владеть правилами поведения в природе. 

Метапредметные (проверяются наблюдением и оценкой выполненных индивидуальных и групповых работ)

1. Будут проявлять готовность наблюдать, анализировать, слушать собеседника, вести диалог.

2. Будут владеть простейшими алгоритмами выполнения творческих работ.

Образовательные (проверяются через результативность участия в различных выставках, конкурсах)

1. Будут иметь представления об особенностях живых организмов и их отличиях от неживой природы.

2. Будут знакомы с различными видами изобразительной и декоративно-прикладной деятельности для изготовления простейших поделок.

3. Будут понимать, как человек должен себя вести, чтобы не навредить природе.

Особые условия проведения

Отсутствуют.

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение

Для эффективной реализации настоящей программы необходимы определённые условия:

· наличие учебного кабинета, оборудованного ученическими столами и стульями (на 15 мест) и учебной доской;

· наличие живого уголка (с животными);

· медиа-проектор и видеоматериалы;

· аудиоаппаратура аудиоматериалы;

· компьютер (ноутбук) с возможностью использования сети Интернета;

· принтер, сканер, фотоаппарат.

Информационное обеспечение

· библиотечный фонд (энциклопедии и справочники),

· наличие разнообразных средств обучения: подборки игр, викторин, дидактические карточки, плакаты,

· алгоритмы и шаблоны для выполнения творческих работ.