«Школа будущего первоклассника»

Программа "Школа будущего первоклассника" предназначена для того, чтобы сделать равным стартовые возможности для поступления в школу «домашних детей» и воспитанников дошкольных образовательных организаций  через обеспечение преемственности форм и методов обучения в семье и в школе, в семье и группах подготовки к школе, которые дети могут посещать при школе или ДОУ.


Программа содержит несколько подпрограмм подготовки детей к школе, которые рассчитаны на детей дошкольного возраста (6-7 лет) и строятся на интегрированной основе с широким применением игровых методов с опорой на практическую деятельность.

 

 Особенностью содержания подготовки к школе является то, что материал, предложенный для детей дошкольного возраста, разработан на интегрированной основе и деление содержания на предметы условно. В МБОУ СОШ № 11 занятия в «Школе будущего первоклассника» включают следующие разделы: «Речевое развитие», «Развитие математических способностей» и "Зеленые тропинки".

Педагоги

Бородина Екатерина Владимировна, учитель начальных классов. Окончила Новосибирский государственный педагогический университет в 2019 году. Педагогический стаж – 1 год.

Штрак Любовь Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории. Стаж работы в педагогике – 36 лет. в 2018 году прошла КПК "Достижение планируемых результатов ФГОС НОО средствами УМК "Перспективная начальная школа".

Щербакова Валентина Викторовна, учитель начальных классов. Имеет образование по специальности "учитель начальных классов " и педагог - психолог. Педагогический стаж - 14 лет.

 

Содержание программы

Программа состоит из следующих курсов:


Курс «От слова к букве» (развитие речи, знакомство с буквами, художественная литература) нацелен на разностороннее развитие ребёнка посредством различных видов деятельности, выполняющей функции развития связной речи, фонетического слуха, творческого мышления, координации и мелкой моторики движений, мышц двигательного аппарата пишущей руки, зрительных и двигательных факторов как единого целого действия.

Курс ведёт подготовку к обучению чтению и обучению письма; на развитие интереса к художественной литературе, воспитывает чувство юмора. Курс помогает детям объяснить основные различия между литературными жанрами: сказкой, рассказом, стихотворением.

Курс «Математические ступеньки» направлен на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики, понимать относительность свойства, делать основные выводы.

 Курс «Зелёная тропинка» основывается на коррекции и развитии накопленных в дошкольном возрасте природоведческих представлений. В основу подготовки положены непосредственные наблюдения, действия с предметами, элементарные эксперименты, осуществляемые в естественной для детей данного возраста занимательной, игровой форме.

«Предметное окружение» расширяет и уточняет представления детей о предметном мире: о видах транспорта, о предметах, облегчающих труд взрослых на производстве. «Явления общественной жизни» – расширяет круг знаний и представлений о явлениях окружающей действительности, их связи, взаимоотношения и взаимозависимости.

Цели программы

В основе подготовки к обучению в школе программы «Преемственность» лежат личностно-ориентированные и развивающие технологии. Целью личностно-ориентированных технологий являются развитие и формирование в процессе подготовки к обучению активной творческой личности.


Развивающие технологии направлены на формирование у ребенка проблемного мышления, на развитие мыслительной активности и содержат: развивающие дидактические игры, развивающие практические задания, творческие упражнения, конструирование, аналитико-синтетические действия.


Содержание, предложенное для подготовки к обучению программой «Преемственность», соответствует возрастным особенностям детей старшего дошкольного возраста и составляет основу для использования личностно ориентированных и развивающих технологий.

 

В соответствии с логикой развития ребенка подготовка к школе носит не обучающий, а развивающий характер. При подготовке к школе программа «Преемственность» не допускает дублирования первого класса общеобразовательной школы. Подготовка к обучению в школе по программе «Преемственность» инварианта. Ее цель – подготовить дошкольника к любой системе школьного образования.

 

 

Реализация цели  позволяет обеспечить психическое и физическое развитие детей на том уровне, который необходим для их успешного включения в учебную деятельность и дальнейшего обучения в школе.

 

Таким образом, целью подготовки детей к школе является не овладение какими-либо конкретными элементами учебной деятельности, а создание предпосылок к школьному обучению.

Основными принципами подготовки к обучению являются:

· единство развития, обучения и воспитания;

· учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

· комплексный подход;

· систематичность и последовательность;

· вариативность и вариантность;

· сознательность и творческая активность;

· наглядность

· доступность и достаточность.

 

В качестве ведущей деятельности ребенка рассматривается игра и продуктивная деятельность.

Основными задачами подготовки к обучению являются:

· охрана и укрепление здоровья;

· развитие психических функций и качеств личности;

· обеспечение преемственности между подготовкой к обучению и обучением в школе.

Результат программы

Данная программа позволяет устранить разноуровневую подготовку к обучению детей к школе и исключить дублирование школьной программы при подготовке детей к обучению.

Планируемые результаты курса "От слова к букве":

· ориентироваться в ситуациях, соответствующих различным сферам общения;

· знать и употреблять вежливые слова (начало и завершение общения);

· знать устойчивые формулы речевого этикета – приветствие, прощание, благодарность, просьба;

· правильно произносить все звуки;

· отчётливо и ясно произносить все слова;

· выделять из слов звуки;

· находить слова с определённым звуком;

· определять место звука в слове;

· соблюдать орфоэпические нормы произношения;

· составлять предложения по опорным словам, по заданной теме;

· составлять рассказы, сказки по картине, по серии картинок;

· пересказывать сказку, рассказ (небольшие по содержанию) по опорным иллюстрациям;

· соблюдать элементарные гигиенические правила;

· ориентироваться на странице в тетради.

Планируемые результаты курса "Математические ступеньки":

· знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел, уметь считать до 10 и в обратном порядке, определять, где предметов больше (меньше), определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом;

· знать название основных геометрических фигур (треугольник, прямоугольник, круг), различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

· проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие, проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

Планируемые результаты курса "Зелёная тропинка":

Неживая природа:

Дети должны:

· иметь представление о сезонных изменениях в природе;

· определять состояние погоды: солнечно. Пасмурно, ветрено, дождливо, выпал снег;

· уметь вести календарь природы с помощью взрослых.

Живая природа:

Дети должны иметь представление:

· о домашних животных;

· о перелётных и зимующих птицах;

· о зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.

Растительный мир:

Дети должны иметь представление:

· об условиях необходимых для роста растений;

· о лесных ягодах и грибах;

· об овощах и фруктах;

· о деревьях, кустарниках и цветах.

Дети должны уметь:

· различать и называть деревья по коре, листьям, плодам.

 

 

 

Особые условия проведения

В данной программе учитываются основные принципы работы по подготовке детей к обучению:

  • учёт индивидуальных особенностей и возможностей детей старшего дошкольного возраста;
    доброжелательный климат;
  • положительная оценка любого достижения ребёнка;
  • проведение занятий с учётом специфики старшего дошкольного возраста.

Реализация программы осуществляется на платной основе за счет родительских средств – http://11sch.ru/svedeniya/platnye-obrazovatelnye-uslugi/

Материально-техническая база

Кабинеты 101, 109, 110 оборудованы принтером, компьютером, интерактивной доской.