Программа "Вокально-хоровое исполнительство"

Дополнительная образовательная программа является модифицированной, составлена на основе программы по вокалу педагога дополнительного образования МОУ ДОД ЦДТ г. Тимашевска Медведь Л.Н.и дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Хоровое пение»  г. Москва, О.Ю.Глазева, преподаватель Колледжа имени Гнесиных Российской академии музыки имени Гнесиных.

 

Программа направлена на создание условий для реализации творческих способностей каждого ребенка, дает возможность каждому проявить себя, почувствовать успешным, обусловлена необходимостью разнообразить внеурочное, досуговое время учащихся, сделать его интересным и познавательным, учащиеся получат навыки хорового пения, узнают историю музыкальной культуры разных стран и народов. 

 

Программа учебных предметов по «Вокально-хоровому исполнению» («Ассорти», «Бриз», «Весёлая гамма», вокал, разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Хоровое пение». Дополнительная образовательная программа по вокальному ансамблю реализуется в художественно-эстетической направленности.

 

Программа предполагает решение образовательных, воспитательных и развивающих задач с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Внеурочная деятельность в рамках курса музыки в средней школе предоставляет структуру индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков обучающихся, сопровождающую систему практических занятий.

Педагоги

Пашкова Ольга Вячеславовна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Закончила хоровое отделение по специальности "Хоровое дирижирование".

Квалификация - дирижер народного хора, артист народного хора и ансамбля.

В должности педагога дополнительного образования работает 15 лет.

Участники ее детских вокальных коллективов, а также отдельные вокалисты - неоднократные победители и лауреаты многих конкурсов различных уровней.

 

Ольга Вячеславовна ежегодно повышает уровень своего самообразования, является руководителем районного методического объединения области "Искусство". Учится сама и с большим удовольствием делится своими наработками и знаниями со своими коллегами.

Содержание программы

Содержание учебного курса (сольное и ансамблевое исполнение)

с 1-4 год обучения (1,2 час (а) в неделю)

 

1. Вводное занятие. Знакомство с основными разделами и темами программы, режимом работы коллектива, правилами поведения в кабинете, правилами личной гигиены вокалиста. Подбор репертуара.

2. Знакомство. Беседа о правильной постановке голоса во время пения. Правила пения, распевания, знакомство с упражнениями.

3. Пение специальных упражнений для развития слуха и голоса. Введение понятия унисона. Работа над точным звучанием унисона. Формирование вокального звука.

4. Формирование правильных навыков дыхания. Упражнения для формирования короткого и задержанного дыхания. Упражнения, направленные на выработку рефлекторного певческого дыхания, взаимосвязь звука и дыхания. Твердая и мягкая атака.

5. Дикция и артикуляция. Формирование правильного певческого произношения слов.

6. Ансамбль. Унисон. Воспитание навыков пения в ансамбле, работа над интонацией, единообразие манеры звука, ритмическое, темповое, динамическое единство звука. Одновременное начало и окончание песни. Использование а капелла.

7. Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения. Обработка динамических оттенков и штрихов. Работа над снятием форсированного звука в режиме "громко«.

8. Ритм. Знакомство с простыми ритмами и размерами. Игра «Эхо», «Угадай мелодию», осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии – игра "Матрешки".

9. Сценическое движение. Воспитание самовыражения через движение и слово. Умение изобразить настроение в различных движениях и сценках для создания художественного образа. Игры на раскрепощение.

10. Репертуар. Соединение музыкального материала с танцевальными движениями. Выбор и разучивание репертуара. Разбор технически добрых мест, выучивание текстов с фразировкой, нюансировкой. Работа над образом исполняемого произведения.

11. Концертная деятельность. Работа с воспитанниками по культуре поведения на сцене, на развитие умения сконцентрироваться на сцене, вести себя свободно раскрепощено. Разбор ошибок и поощрение удачных моментов.

12. Отбор лучших номеров, репетиции. Анализ выступления. Итоговые занятия: концерты, музыкальные спектакли, вечера, конкурсы.

 

С 5-8 год  обучения (1,2 час (а) в неделю)

1. Вводное занятие. Знакомство с программой, режимом работы, правилами техники безопасности и личной гигиены вокалиста.

2. Охрана голоса.

3. Певческая установка. Беседа о правильной постановке голоса во время пения, исполнение вокальных упражнений.

4. Звукообразование. Работа над точным звучанием унисона. Упражнения, направленные на выработку точного унисона с элементами двухголосия, трех и более. Упражнение на расширение диапазона.

5. Дыхание. Знакомство с цепным, коротким, задержанным дыханием. Взаимосвязь звука и дыхания. Короткий и длинный вдох, формирование навыка экономного выдоха.

6. Дикция и артикуляция. Формирование навыков правильного певческого произнесения слов. Работа, направленная на активизацию речевого аппарата с использованием речевых и музыкальных скороговорок, специальных вокальных упражнений, формирующих навык твердой и мягкой атаки. Правильное произношение гласных и согласных звуков.

7. Ансамбль. Элементы двухголосия и трехголосия. Понятие единства музыкального звучания. Работа над формированием совместного ансамблевого звучания. Формирование умения петь с сопровождением и без него. Пение каноном.

8. Музыкально – исполнительская работа. Развитие навыков уверенного пения в различных музыкальных штрихах («пианино», «форте», «крещендо», «диминуэндо»). Обработка динамических оттенков в упражнениях, распевках, репертуарных произведениях. Упражнения на сохранение певческого тона.

9. Ритм и ритмический рисунок. Игры на ритмическое моделирование. Осознание длительностей и пауз. Умение воспроизвести ритмический рисунок мелодии. Игра «Музыкальные прятки». Музыкально – ритмические скороговорки.

10. Сценическое движение. Упражнения и игры на развитие выразительности, интонации, естественности. Движение и жесты под музыку, для передачи образа. Психологические игры на раскрепощение.

11. Работа над репертуаром. Умение работать с микрофоном и фонограммой. Техника безопасности и правила пользования микрофоном. Выбор и разучивание репертуара. Работа над репертуаром, выучивание литературных текстов и технически сложных мест. Художественное совершенствование выученного репертуара. Репетиции.

12. Концертная деятельность. Умение применять свое исполнительское мастерство и артистизм при исполнении на сцене. Поощрение более удачных моментов.

13. Итоговые занятия, творческие отчеты.

Цели программы

Цель: развитие музыкально - творческих способностей обучающихся, формирование музыкальной культуры.

 

Задачи:

 1. В обучении: Сформировать: умение аналитически сравнивать художественные различные интерпретации какого-либо явления окружающего мира, человека, а также способы исполнительской трактовки музыкального произведения; навыки сочинения элементарных интонаций, мелодий, воплощающих определенное образное настроение, состояние; навыки художественно осмысленного сольного, ансамблевого, хорового исполнения мелодии, слышания интонационной драматургии музыкального произведения.

 

 2. В воспитании: раскрытие преобразующей силы музыки и ее влияние на нравственные и эстетические идеалы; воспитание эмоциональной культуры, способности откликаться на прекрасное, доброе, формирование жизненной позиции; воспитание уважения к творчеству других людей и собственной творческой деятельности.

 

3. В развитии: гармоничное развитие средствами музыки творческого потенциала каждого воспитанника, его эвристического мышления, познавательной деятельности; развитие музыкальных способностей, потребности к творческому самовыражению через исполнение музыкального произведения.

Результат программы

Личностные результаты:

· формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности;

· формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

· формирование духовно-нравственных оснований

· формирование эмоциональное отношение к искусству;

реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) музицирования.

 

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД:

· самостоятельно выделять и формулировать

· планировать свои действия с творческой задачей и условиями еѐ реализации;

· выстраивать самостоятельный творческий маршрут общения с искусством.

·познавательные цели занятия.

 

коммуникативные УУД:

участвовать в жизни микро- и макросоциума (группы, класса, школы, города, региона и др.);

· применять знаково-символические и речевые средства для решения коммуникативных задач;

· уметь слушать и слышать мнение других людей, излагать свои мысли о музыке.

 

познавательные УУД:

· использовать знаково-символические средства для решения задач;

· осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников.

 

Предметные результаты:

-владение голосом, 

-управление дыханием,

- верное интонирование,

- понимание "атаки" звука,

- правильное декламирование текста.

Материально-техническая база

1. Оборудованный кабинет. (Музыкальный инструмент – фортепиано, музыкальный центр, компьютер, проектор, доска, звукоусилительная аппаратура, колонки), микрофоны.
2. Соответствующая росту и возрасту детей мебель.
3. Записи фонограмм детских песен, народных наигрышей на аудиокассетах и компактдисках.