Программа «Музыкальный фольклор»

В современных условиях жизни основное время дети проводят среди сверстников и за компьютерными играми. Уходит из жизни детей «живой» фольклор, передаваемый «из уст в уста»: колыбельные, «сказки на ночь», традиционные детские игры, особенно необходимые для полноценного и разностороннего развития личности ребёнка.

 

К изучению традиционной народной культуры в рамках программы «Музыкальный фольклор» применяется комплексный подход, который позволяет выявить неразрывное единство всех её составляющих:

1. комплекс мировоззренческих понятий и представлений русского народа;

2. духовно-нравственные ценности, народные идеалы;

3. опыт традиционного воспитания и народную этику;

4. народно-прикладное искусство (традиционный костюм, народная игрушка);

5. систему празднично-обрядовой деятельности;

6. фольклорно-этнографические тексты.

 

Содержание учебного курса максимально приближено к реальной жизни – определяется годовым календарным кругом, который не только диктует человеку вид занятий в тот или иной календарный период, но и связан с биологическими процессами, изменениями, происходящими в каждом живом организме при смене времён года.

Педагоги

Баздырева Ольга Васильевна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

Содержание программы

1. Осенние календарные праздники - 24 часа.

2. Новый год в гости ждёт! - 9 часов.

3. Настали святки – запевай колядки! - 7 часов.

4. Масленица кривошейка, встретим тебя хорошенько! - 7 часов.

5. На страже Родины - 2 часа.

6. Весна-красна - 9 часов.

7. Пасхальный перезвон - 8 часов.

8. Лето красное идёт! - 8 часов.

Всего 74 часа.

Цели программы

Цель программы – художественно-эстетическое развитие детей средствами традиционной народной культуры.

Для достижения поставленной цели решается ряд задач:

 

Личностные:

1. Воспитать бережное отношение к традициям русской народной культуры, родной природе.

2. Воспитать основные нравственные черты: уважительное отношение к старшим, дружелюбное отношение к сверстникам, милосердие, честность в отношениях с товарищами и взрослыми, доброжелательность, вежливость и культуру поведения.

 

Предметные:

1. Сформировать у учащихся музыкальные навыки, необходимые для участия в хоровом исполнительстве (звукообразование, однородность звучания регистров, дыхание, дикция и артикуляция и т.д.).

2. Научить детей формированию вокальной дикции, вокальной дыхательной системе.

3. Познакомить детей с основными жанрами фольклора (песня, сказка, танец).

 

Метапредметные:

1. Развить личность ребёнка многогранно (память, внимание, речь, моторика и координация движений, коммуникативные навыки).

2. Развить музыкальное навыки, образное мышление, творческие способности.

Результат программы

К концу обучения дети должны:

знать:

- о фольклоре как источнике народной мудрости;

- жанры потешного фольклора, иметь представление о народных праздниках, традициях.

- понятия – интонация, а капелла, ансамбль, аккомпанемент, "запевала".

уметь:

- петь чисто и слаженно в унисон, артистично и выразительно выступать на праздниках.

- самостоятельно воспроизводить осваиваемый фольклорный материал;

- выразительно петь простейшие песенки, потешки, скороговорки, небылицы, считалки,

- петь грудным звуком, спокойно брать дыхание, петь без напряжения и крика,

- владеть унисонным пением, точно воспроизводить календарные праздники,

- владеть элементами народной хореографии,

самостоятельно провести народную игру, ориентироваться в пространстве (пластика).

Материально-техническая база

Для успешной реализации программы имеется:

- просторный кабинет;

- музыкальные инструменты: балалайка, трещотки, бубен, свистульки;

-  проигрыватель и  диски с записями фольклорного материала, ноутбук;

- соответствующий реквизит для проведения праздников;

- народные костюмы для выступлений.