Программа «Хоровое пение»

Хоровое искусство имеет древние традиции в русской культуре. Оно служит важным фактором развития слуха, музыкальности детей, помогает формированию необходимых навыков в пении. Программа направлена на развитие интереса к традиционным ценностям русской культуры, формирование художественного вкуса, развитие навыков хорового пения.

 

Хоровое пение – одно из ведущих средств слухового и вокального воспитания, приобщение школьника к активной музыкальной деятельности. Специфика хорового пения немало способствует тому, чтобы стеснительные, робкие, неуверенные в себе учащиеся, затрудняясь спеть что-либо индивидуально, с удовольствием присоединяли свой голос к голосам товарищей.

 

 В процессе реализации данной программы ребенок получает возможность принять участие в коллективной творческой деятельности, а также расширить свой музыкальный кругозор, сформировать музыкальный и художественный вкус, развить певческие умения.

 

Срок освоения программы для детей, поступивших в ДМШ № 15 в первый класс в возрасте 7-8 лет, составляет 7 лет.

Педагоги

Шиховцева Светлана Владимировна – преподаватель хора высшей квалификационной категории, Почетный работник культуры Новосибирской области.

Образование: высшее: Новосибирская государственная консерватория (2000 г.), специальность «дирижирование академическим хором», квалификация "дирижер, хормейстер академического хора. Преподаватель. Руководитель, дирижер детского хора"

Аспирантура Новосибирской государственной консерватории (2003 г.), специальность "Дирижирование академическим хором"

Пед. стаж – 24 лет, стаж работы в ДМШ № 15 – 24 года

Курсы повышения квалификации:

2019 г. – семинар И. Сафаровой «Музыка и движение для здорового развития ребенка» (свидетельство 12 часов)

2018 г. – мастер-классы по направлению «Музыкальное исполнительство» в рамках образовательной программы «Просто общайся со звездой!» V Транссибирского Арт-фестиваля (сертификат 16 часов)

2018 г. – мастер-класс доцента кафедры академического хора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» Л.Н. Яруцкой (сертификат слушателя, 8 часов)

2018 г. – мастер-класс профессора Московской государственной консерватории А.М. Рудневского "Актуальные вопросы репетиционной работы в хоре«,г. Казань (сертификат)

2018 г.- краткосрочные курсы повышения квалификации в рамках программы Методической хоровой ассамблеи «ХОРЭКСПО-2018», г. Москва (удостоверение 36 часов)

2017 г. – мастер-класс доктора Андреа Анджелини (Италия) «Золотой звук европейской полифонии эпохи Ренессанса», г. Екатеринбург (сертификат 32 часа)

Учащиеся С.В. Шиховцевой неоднократно становились лауреатами Международных и Всероссийских конкурсов. В сентябре 2019 г. хор "Пятнашки" совершил поездку в Италию (г.Римини) где получил Золотой диплом Международного хорового конкурса "International Rimini Choral Competition"

 

Юдина Анна Валентиновна – преподаватель хора высшей квалификационной категории

Образование: высшее: Новосибирская государственная консерватория (2004 г.), специальность «дирижирование академическим хором», квалификация "дирижер, хормейстер академического хора. Преподаватель. Руководитель, дирижер детского хора"

Пед. стаж – 23 года, стаж работы в ДМШ № 15 – 23 года

Курсы повышения квалификации:

2019 г. – семинар И. Сафаровой «Музыка и движение для здорового развития ребенка» (свидетельство 12 часов)

2018 г. – мастер-классы по направлению «Музыкальное исполнительство» в рамках образовательной программы «Просто общайся со звездой!» V Транссибирского Арт-фестиваля (сертификат 16 часов)

2018 г. – мастер-класс доцента кафедры академического хора ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный институт культуры» Л.Н. Яруцкой (сертификат слушателя, 8 часов)

2018 г. – семинар «Основные принципы Орф-Шульверк в практическом обучении» (24 часа)

2016 г. – семинар-практикум «Применение элементов Orff Schulwerk в сфере образования и музыкальной терапии», «Изготовление инструментов Орфа», «Гитара и блок-флейта в руках педагога» (сертификат 30 часов)

 2016 г. – семинар И. Шестопаловой «Игровое пространство музыки. Система музыкального образования и воспитания Карла Орфа. Практическое освоение «Шульверк» IV модуль (12 часов)

 2016 г. – семинар Е. Забурдяевой «Учимся, играя. Интегративная музыкальная педагогика» (24 часа)

 2015 г. – краткосрочное повышение квалификации в ФГБОУ СПО «Новосибирская специальная музыкальная школа (колледж) по программе «Музицирование» (удостоверение 72 часа)

 

Заварухина Наталья Владимировна – преподаватель сольфеджио высшей квалификационной категории

Образование: среднее специальное, Новосибирское музыкальное училище (теория музыки)

Пед. стаж – 43 года, стаж работы в ДМШ № 15 – 28 лет

Курсы повышения квалификации:

2014 г – краткосрочное повышение квалификации в НМК имени А.Ф. Мурова по специальности «Музыкально-теоретические дисциплины» (удостоверение 72 часа)

 

Боровкова Мария Александровна – преподаватель сольфеджио и музыкальной литературы высшей квалификационной категории

Образование: высшее, окончила Новосибирскую государственную консерваторию (1999 г.), специальность «музыковедение», квалификация "музыковед, преподаватель"

Пед. стаж – 25 лет, стаж работы в ДМШ № 15 – 8 лет

Курсы повышения квалификации:

2014 г. – Открытая педагогическая конференция "Проблемы современного музыкального образования и воспитания детей в системе учреждений дополнительного образования в сфере культуры«,г. Новосибирск (16 часов)

2016 г. – семинар «Вопросы преподавания музыкально-исполнительских и музыкально-теоретических дисциплин в ДМШ и ДШИ», г. Новосибирск (16 часов)

2018 г – краткосрочное повышение квалификации в ФГБПОУ «Новосибирская специальная музыкальная школа» по специальности «Теория музыки» (удостоверение 72 часа)

 

Чеховская Елена Николаевна – преподаватель музыкальной литературы и слушания музыки высшей квалификационной категории

Образование: высшее: Новосибирская государственная консерватория им. М.И.Глинки (1997 г.), специальность «музыковедение», квалификация "музыковед, преподаватель".

Аспирантура НГК им. М.И.Глинки (2001 г.), квалификация "музыковед-исследователь".

Кандидат искусствоведения (2002 г.)

Пед. стаж – 25 лет, стаж работы в ДМШ № 15 – 25 лет

Курсы повышения квалификации:

2017 г – краткосрочное повышение квалификации в ФГБПОУ «Новосибирская специальная музыкальная школа» по специальности «Теория музыки» (удостоверение 72 часа)

 

Содержание программы

Учебный план программы включает в себя следующие дисциплины: 

 

1 год:

хор- 2 часа

сольфеджио – 2 часа

слушание музыки – 1 час

фортепиано – 1 час

предмет по выбору- 1 час

 

2 год:

хор- 2 часа
сольфеджио – 2 часа
слушание музыки – 1 час
фортепиано – 1 час
предмет по выбору- 1 час

 

3 год:

хор- 3,5 часа
сольфеджио – 2 часа
слушание музыки – 1 час
фортепиано – 1 час
предмет по выбору- 1 час

 

4 год:

хор- 3,5 часа
сольфеджио – 2 часа
музыкальная литература – 1 час
фортепиано – 1 час
предмет по выбору- 1 час

 

5 год:

хор- 3,5 часа
сольфеджио – 2 часа
музыкальная литература – 1 час
фортепиано – 1 час
предмет по выбору- 2 часа

 

6 год:

хор- 3,5 часа
сольфеджио – 2 часа
музыкальная литература – 1 час
фортепиано – 2 часа
предмет по выбору- 2 часа

 

7 год:

хор- 3,5 часа
сольфеджио – 2 часа
музыкальная литература – 1 час
фортепиано – 2 часа
предмет по выбору- 2 часа

 

Цели программы

Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащихся на основе приобретенных ими знаний, умений и навыков в области хорового исполнительства.

 

 Задачи:

Предметные:

  • сформировать необходимые вокально-хоровые знания, умения и навыки (дыхание, звуковедение, ансамбль, строй, дикция и др.);
  • обучить навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа;
  • дать знания в области музыкальной грамоты, истории и теории музыки.

 

Метапредметные:

  • развивать базовые музыкальные способности: музыкальный слух, память;
  • развивать внимание, мышление;
  • развивать эмоциональную отзывчивость ребёнка на музыку, способность сопереживать.

 

Личностные:

  • воспитывать культуру поведения в детском хоровом коллективе;
  • воспитывать у ребенка музыкальный вкус, чувства коллективизма.

Результат программы

 

В результате освоения программы обучающиеся будут знать:

  • особенности и специфику вокально-хорового искусства (дыхание, звуковедение, дикция);
  • особенности музыкальных жанров и основных стилистических направлений в музыке;
  • основные средства выразительности, используемые в музыкальном искусстве;

     

Обучающиеся будут уметь:

  • петь в ансамбле, исполнять вокально-хоровые произведения, принимать участие в музыкальных фестивалях и конкурсах;
  • самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
  • использовать полученные музыкально-теоретические знания при слушании и исполнении музыкальных произведений;
  • записывать музыкальные диктанты, анализировать на слух интервалы, аккорды и другие элементы музыкального языка.

 

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • культура поведения в детском хоровом коллективе, музыкальный вкус, чувство коллективизма;
  • целеустремленность;
  • коммуникабельность;
  • организованность.

Особые условия проведения

Наличие музыкальных способностей (ритма, памяти, координации слуха и голоса)

Отсутствие речевых дефектов

Наличие здорового голосового аппарата и певческого голоса

Умение и желание работать в коллективе

Наличие дома инструмента (фортепиано)

Материально-техническая база

Для реализации программы «Хоровое пение» в школе обеспечен необходимый перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально- технического обеспечения:

- библиотека;

- концертный зал;

- учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий со специальным оборудованием (музыкальными инструментами, звуковой аппаратурой, столами, стульями, шкафами и др.);

- учебные аудитории для занятий по учебному предмету «Хоровое пение» со специализированным оборудованием. Хоровой класс недавно отремонтирован, оборудован современной системой приточной вентиляции, имеет хорошие акустические характеристики, рояль, станки для хора, телевизор.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебных предметов «Сольфеджио», «Слушание музыки», «Музыкальная литература» оснащены фортепиано, аудио- и видеоаппаратурой, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформлены наглядными пособиями

Учебный процесс полностью обеспечен методической и нотной литературой.