«Инструментальное музицирование. Оркестр народных инструментов»

Программа "«Инструментальное музицирование. Оркестр народных инструментов» предназначена для детей, достигших возраста 8 лет, рассчитана на 3 года обучения, имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для приобщения учащихся к музыкально-творческой деятельности с помощью народных инструментов детского оркестра.

 

Программа направлена на формирование знаний, умений и навыков в процессе коллективного музицирования, обучение применению в ансамблевой и оркестровой игре практических навыков игры на инструментах: баяне, балалайке, домре, ложках и других народных инструментах.

 

Также настоящая программа предусматривает обращение к разнообразному репертуару, включающему произведения музыкальной классики и фольклора, современной музыки академического и популярного направлений. При этом большинство этих произведений предназначаются для публичного озвучивания.

Педагоги

Киршина Людмила Дмитриевна – преподаватель музыкального инструмента (баян, балалайка, домра и другие) высшей квалификационной категории.

Котова Наталья Александровна – преподаватель музыкального инструмента (баян, балалайка, домра, ложки и другие).

Содержание программы

Занятия по программе "Инструментальное музицирование. Оркестр народных инструментов" проводятся в форме групповых занятий с чередованием с индивидуальными уроками. 

 

Учебные предметы исполнительской подготовки:

 

Индивидуальные занятия:

  • музыкальный инструмент (профильный инструмент) - 1 час в неделю.
  • предмет по выбору (музыкальный инструмент, аккомпанемент) - со 2 класса - 1 час в неделю.

Групповые занятия:

  • Коллективное музицирование (оркестр) - 3 часа в неделю.

Цели программы

Цель программы – приобщение обучающихся к коллективному музицированию, формирование музыкальности учащихся, их эстетической и нравственной культуры.

 

Задачи:

Предметные:

  • изучение художественных возможностей инструментария: ознакомление с его звуковым материалом, освоение приемов звукоизвлечения, управление фактурой музыкального звучания;
  • ознакомление с ансамблевым и оркестровым репертуаром;
  • получение базовых знаний по музыкальной грамоте, тембре, форме;
  • освоение исполнительской техники;
  • овладение навыками индивидуального и коллективного исполнительства;
  • развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
  • приобретение учащимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений в сфере ансамблевого музицирования.

Метапредметные:

  • научить обучающихся умению самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • научить использовать все возможные собственные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
  • научить продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной творческой деятельности, учитывать позиции других участников, эффективно разрешать конфликты;
  • овладение навыками познавательной деятельности;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Личностные:

  • развитие у учащихся интереса к коллективной музыкальной деятельности;
  • развитие музыкального вкуса;
  • развитие воображения, мышления, воли;
  • духовное развитие учащихся путем приобщения их к художественному коллективному творчеству;
  • эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального искусства;
  • воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и мировой классики, лучших образцов народного творчества;
  • развитие способности к элементарной музыкально-интонационной деятельности: эмоционально-окрашенному восприятию музыки и выражению в музыкальных звуках собственных эстетических переживаний;
  • развитие способности к простейшей критической оценке своего творческого продукта.

Результат программы

По окончании обучения обучающийся должен иметь практический опыт:

  • репетиционно-концертной работы в качестве артиста в составе ансамбля, оркестра;
  • исполнения партий в различных инструментальных составах, в оркестре.

Обучающийся должен знать:

  • основные выразительные возможности инструментария;
  • базовые компоненты нотной грамоты;
  • основные средства выразительности (темп, динамика, штрихи, форма);
  • элементарные музыкальные построения;
  • простые (первичные) музыкальные жанры.

Обучающийся должен уметь:

  • применять в своей творческой практике исполнительские навыки, выстраивать целесообразные игровые движения;
  • продуктивно сотрудничать (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на уроках ансамбля/оркестра;
  • самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности;
  • использовать все возможные собственные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
  • владеть навыками познавательной деятельности;
  • позитивно оценивать свои музыкально-творческие возможности.

У учащегося должны быть воспитаны следующие личностные качества:

  • интерес к коллективному музицированию;
  • развитие музыкального вкуса;
  • развитие воображения, мышления, воли;
  • духовное развитие обучающихся через приобщение их к художественному коллективному творчеству;
  • эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального искусства;
  • любовь к музыкальному искусству в целом;
  • способность к элементарной музыкально-интонационной деятельности: эмоционально-окрашенному восприятию музыки и выражению в музыкальных звуках собственных эстетических переживаний;
  • способность к простейшей критической оценке своего творческого продукта.

Особые условия проведения

Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний, содержащих творческие задания, позволяющие определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти. Дополнительно, поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на музыкальном инструменте.

Материально-техническая база

ДШИ «Берегиня» имеет необходимое количество, соответствующих санитарным и противопожарным нормам, учебных аудиторий, специализированных кабинетов, оснащенных музыкальными инструментами, необходимой мебелью и наглядными пособиями.

 

Реализация программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.