«Инструментальное музицирование. Гитара» (3 года обучения)

Предлагаемая программа "Инструментальное музицирование. Гитара" рассчитана на 3-летний срок обучения, предназначена для детей достигших возраста от 11 до 15 лет.

 

Программа имеет художественную направленность и направлена на приобщение обучающихся к музыкально-творческой деятельности с помощью музыкального инструмента – гитара и развития исполнительских навыков, творческих способностей, художественного вкуса, создание условий для самореализации личности ребенка.

 

Гитара является одним из самых популярных музыкальных инструментов, используемых и в профессиональной, и в любительской исполнительской практике. Разнообразный гитарный репертуар включает музыку разных стилей и эпох, в том числе, классическую, популярную, джазовую. Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов самого учащегося.

Педагоги

Черноиванова Алия Олеговна – преподаватель гитары первой квалификационной категории.

Митянина Наталья Владимировна – преподаватель гитары первой квалификационной категории.

Пальцева Вера Николаевна - преподаватель гитары.

Затонская Ольга Анатольевна - преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории.

Ходаковская Марина Юрьевна - преподаватель коллективного музицирования (хор) высшей квалификационной категории.

Бобровская Екатерина Анатольевна - концертмейстер высшей квалификационной категории.

Содержание программы

Занятия проводятся в индивидуальной форме с чередованием групповых занятий. 

Обучение ведется по следующим предметам:

 

Учебные предметы исполнительской подготовки:

  • Музыкальный инструмент (гитара) - 2 часа в неделю.
  • Музицирование - (1-2 классы) - 0,5 часа в неделю.
  • Коллективное музицирование - (1 класс) - 1 час в неделю; (2-3 классы) - 3 часа в неделю.
  • Предмет по выбору (музыкальный инструмент, ансамбль) - (2-3 классы) - 1 час в неделю.

Учебные предметы историко-теоретической подготовки:

  • Сольфеджио - 1,5 часа в неделю.
  • Музыкальная литература -  1 час в неделю.

 

Цели программы

Целью программы является обеспечение развития творческих способностей и индивидуальности учащегося, овладение знаниями и представлениями о гитарном исполнительстве, формирование практических умений и навыков игры на гитаре, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Задачи:

Предметные:

  • ознакомление детей с гитарой, исполнительскими возможностями и разнообразием приемов игры;
  • формирование навыков игры на музыкальном инструменте;
  • приобретение знаний в области музыкальной грамоты;
  • приобретение знаний в области истории музыкальной культуры;
  • формирование понятий о музыкальных стилях и жанрах;
  • оснащение системой знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в своей совокупности базу для дальнейшего самостоятельного общения с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
  • обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа, подбора по слуху;
  • приобретение детьми опыта творческой деятельности и публичных выступлений.

Метапредметные:

  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в музыкально-исполнительской и творческой деятельности;
  • продуктивное сотрудничество (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач на групповых занятиях;
  • научить обучающихся умению самостоятельно определять цели творческой деятельности и составлять планы деятельности;
  • научить использовать все возможные собственные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности;
  • позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

Личностные:

  • развитие личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;
  • воспитание у детей трудолюбия, усидчивости, терпения, дисциплины;
  • воспитание стремления к практическому использованию знаний и умений, приобретенных на занятиях, в быту, в досуговой деятельности;
  • формирование духовной культуры и нравственности ребенка;
  • приобщение к мировым и отечественным культурным ценностям;
  • воспитание любви к музыке, умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности.

 

Результат программы

Ожидаемые результаты освоения Программы:

 

В области музыкального исполнительства

будут знать:

  • конструктивные и художественные особенности гитары;
  • основы музыкальной грамоты;
  • различные исполнительские интерпретации музыкальных произведений;
  • характерные особенности музыкальных жанров, основные стилистические направления и композиторские индивидуальности;
  • музыкальную терминологию.

будут уметь:

  • исполнять музыкальные произведения как сольно, так и в игре в ансамбле;
  • самостоятельно разучивать несложные музыкальные произведения;
  • самостоятельно преодолевать технические трудности при разучивании музыкального произведения;
  • создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
  • создавать собственную исполнительскую концепцию исполняемого на гитаре музыкального произведения;
  • ориентироваться в многообразии музыкальных форм при анализе и исполнении музыкальных произведений на гитаре.

будут иметь:

  • навыки чтения с листа несложных музыкальных произведений;
  • навыки подбора по слуху;
  • навыки публичных выступлений.


в области теории музыки:

будут знать:

  • знать музыкальную грамоту и основы теории музыки;
  • знать основные этапы жизненного и творческого пути отечественных и зарубежных композиторов, а также созданные ими музыкальные произведения;
  • основные понятия элементарной теории музыки (основные элементы музыкального языка, принципы строения музыкальной ткани, типы изложения музыкального материала);
  • обладать первичными знаниями в области строения классических музыкальных форм.

будут уметь:

  • использовать полученные теоретические знания при исполнительстве музыкальных произведений на музыкальном инструменте;
  • осмысливать музыкальные произведения и события путем изложения в письменной форме, в форме ведения бесед, дискуссий;
  • строить интервалы и аккорды;
  • обладать навыками восприятия музыкальных произведений различных стилей и жанров, созданных в разные исторические периоды;
  • группировать длительности;
  • транспонировать заданный музыкальный материал;
  • осуществлять элементарный анализ нотного текста с объяснением роли выразительных средств в контексте музыкального произведения;

будут иметь:

  • навыки восприятия элементов музыкального языка;
  • навыки записи музыкального текста по слуху;
  • навыки вокального исполнения музыкального текста, в том числе путем группового (ансамблевого) и индивидуального сольфеджирования, пения с листа;
  • навыки восприятия современной музыки;
  • обладать багажом прослушанных музыкальных произведений.

У обучающихся могут развиться следующие личностные качества:

  • устойчивый интерес к исполнительству на гитаре;
  • любовь к музыке, умение самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  • трудолюбие, усидчивость, терпение, самодисциплина;
  • сформирован эстетический взгляд на музыкальную культуру в целом;
  • наличие нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями и произведениями музыкального искусства;
  • качества активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности;
  • культура сольного и ансамблевого музицирования на инструменте.

Особые условия проведения

Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний, содержащих творческие задания, позволяющие определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти. Дополнительно, поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на музыкальном инструменте.

Материально-техническая база

ДШИ «Берегиня» имеет необходимое количество, соответствующих санитарным и противопожарным нормам, учебных аудиторий, специализированных кабинетов, оснащенных музыкальными инструментами, необходимой мебелью и наглядными пособиями.

Реализация программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.