«Инструментальное музицирование. Синтезатор» (3 года обучения)

Программа рассчитана на 3-летний срок обучения и предназначена для детей от 11 до 15 лет.

 

Программа имеет художественную направленность и предназначена для приобщения учащихся к музыкально-творческой деятельности с помощью музыкального инструментария нового поколения, построенного на основе цифровых технологий – клавишного синтезатора.

 

Что такое синтезатор в музыке? Это электронный клавишный инструмент, который генерирует и преобразует звуковые волны, таким образом создавая огромное количество звуков разного тембра и высоты. Его возможности не сводятся к одному воспроизведению сигналов – синтезатор много что умеет и поэтому столь популярен в среде музыкантов. Сидя за электронным «пианино», вы можете как просто играть любимые композиции, так и сочинять новые мелодии, редактировать их, как пожелаете; приправлять оригинальными эффектами, сохранять и перебрасывать на ПК. Компактное устройство, внешне похожее на фортепиано, стало по-настоящему гениальным творением, открывшим новую веху в развитии музыки.

 

Данная программа направлена на: изучение выразительных и технических возможностей электронных клавишных инструментов; приобретение навыков игры на синтезаторе, навыков самостоятельной аранжировки; овладении основными формами музыкально-творческой деятельности с применением электронного клавишного инструмента.



 

 

 

Педагоги

Бобровская Екатерина Анатольевна - преподаватель синтезатора первой квалификационной категории.

Жигалкина Ирина Анатольевна - преподаватель синтезатора высшей квалификационной категории.

Стукалина Маргарита Викторовна - преподаватель синтезатора высшей квалификационной категории.

Ходаковская Марина Юрьевна - преподаватель синтезатора и хора высшей квалификационной категории.

Затонская Ольга Анатольевна - преподаватель теоретических дисциплин высшей квалификационной категории.

 

Содержание программы

Занятия проводятся в индивидуальной форме с чередованием групповых занятий. 

 

Учебные предметы исполнительской подготовки:

  • Музыкальный инструмент (синтезатор) - 2 часа в неделю.
  • Музицирование (1-2 классы) - 0,5 часа в неделю.
  • Дополнительный музыкальный инструмент (фортепиано) (в 1 классе) - 0,5 часа в неделю.
  • Аранжировка (2-3 классы) - 0,5 часа в неделю.
  • Коллективное музицирование (хор) - (1 класс) - 1 час в неделю; (2-3 классы) - 3 часа в неделю.
  • Предмет по выбору (музыкальный инструмент, ансамбль, сольное пение) - (2-3 классы) - 1 час в неделю.

 

Учебные предметы историко-теоретической подготовки:

  • Сольфеджио - 1,5 часа в неделю.
  • Музыкальная литература - 1 час в неделю.

 

Цели программы

Цель программы – приобщение учащихся к музицированию на основе цифрового инструментария, в разнообразных формах данной творческой деятельности (электронной аранжировки и исполнительства, игры по слуху и в ансамбле, звукорежиссуры, создания оригинальных электронных тембров) и на этой основе формирование музыкальности учащихся, их эстетической и нравственной культуры.

 

Задачи программы:

 

Предметные:

  • изучение художественных возможностей цифрового инструментария: ознакомление с его звуковым материалом, освоение приемов управления фактурой музыкального звучания;
  • получение базовых знаний по музыкальной грамоте, гармонии, фактуре, тембре, форме;
  • освоение исполнительской техники: постановка рук на клавиатуре синтезатора, приобретение навыков позиционной игры, подкладывания первого пальца, скачков, штрихов (legato, non legato, staccato), а также некоторых специфических навыков, связанных с переключением режимов звучания во время игры на синтезаторе;
  • ознакомление с различными формами музыкальных произведений (полифонией, крупной формой, пьесами, танцевальной музыкой, народной славянской музыкой, джазовыми и эстрадными произведениями, переложениями балетов и симфонической музыки);
  • приобретение опыта практической музыкально-творческой деятельности: электронной аранжировки и исполнения музыки, чтения с листа, игры в ансамбле, записи аранжировок на многодорожечный секвенсор, подбора по слуху;
  • развитие музыкальных способностей: слуха, памяти, ритма, эмоциональной сферы, музыкальности и артистизма;
  • организация творческой практики учащихся путем проведения культурно-образовательных мероприятий, концертов, конкурсов.
  • приобретение обучающимися опыта публичных выступлений.

Метапредметные:

  • развитие умения планировать свою собственную деятельность в соответствии с поставленной музыкальной задачей и искать средства её реализации;
  • развитие стремления к самопознанию, самоопределению;
  • развитие навыков сотрудничества в творческой и музыкальной деятельности;
  • научить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их исполнение на основе оценки и учёта своих ошибок.

 Личностные:

  • развитие воображения, мышления, воли;
  • духовное развитие учащихся путем приобщения их к художественному творчеству;
  • эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального искусства;
  • воспитание любви к музыкальному искусству через освоение произведений отечественной и мировой классики, лучших образцов народного творчества. 

Результат программы

По окончании обучения учащийся должен знать:

  • основные выразительные возможности электронного цифрового инструментария;
  • базовые компоненты нотной грамоты, гармонии, фактуры, тембров, формы;
  • элементарные музыкальные построения;
  • музыкальную терминологию;
  • различные формы музыкальных произведений (полифонию, крупную форму, пьесы, танцевальную музыку, народную славянскую музыку, джазовые и эстрадные произведения, переложения балетов и симфонической музыки);
  • этапы создания аранжировки музыкального произведения.

Ученик должен уметь:

  • исполнять музыкальные произведения на синтезаторе соло и в ансамбле;
  • использовать в своем исполнении наработанные исполнительские навыки, выстраивать целесообразные игровые движения;
  • применять в своей творческой практике простейшие приемы аранжировки музыки для электронного цифрового инструментария;
  • читать с листа несложные музыкальные произведения;
  • подбирать по слуху знакомые мелодии и аккомпанемент к ним;
  • записывать на многодорожечный секвенсор свои созданные под руководством преподавателя аранжировки, копировать их на флеш-носитель и переносить на ПК;
  • планировать свою собственную деятельность в соответствии с поставленной музыкальной задачей и искать средства её реализации;
  • контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их исполнение на основе оценки и учёта своих ошибок;
  • опираться в электронном музицировании на элементарные навыки чтения с листа, подбора по слуху.

У обучающегося должны быть воспитаны следующие личностные качества:

  • интерес к музицированию на электронном музыкальном инструменте - синтезаторе;
  • развитие воображения, мышления, воли;
  • духовное развитие учащихся через приобщение к художественному творчеству;
  • эстетическое развитие в процессе познания красоты формы произведений музыкального искусства;
  • любовь к музыкальному искусству в целом; 
  • способность к элементарной музыкально-интонационной деятельности: эмоционально-окрашенному восприятию музыки и выражению в музыкальных звуках собственных эстетических переживаний;
  • способность к простейшей критической оценке своего творческого продукта.

Особые условия проведения

Отбор детей проводится в форме вступительных испытаний, содержащих творческие задания, позволяющие определить наличие музыкальных способностей – слуха, ритма, музыкальной памяти. Дополнительно, поступающий может исполнить самостоятельно подготовленные музыкальные произведения на музыкальном инструменте.

Материально-техническая база

ДШИ «Берегиня» имеет необходимое количество, соответствующих санитарным и противопожарным нормам, учебных аудиторий, специализированных кабинетов, оснащенных музыкальными инструментами, необходимой мебелью и наглядными пособиями.

 

Реализация программы обеспечивается учебно-методической документацией (учебниками, учебно-методическими изданиями, конспектами лекций, аудио и видео материалами) по всем учебным предметам.