Программа «Народные инструменты»

Образовательная программа «Народные инструменты» способствует развитию музыкальных способностей ребенка, раскрытию его творческого потенциала. Совершенствуясь в процессе обучения, дети приобретают профессиональные знания и навыки в области музыкального исполнительства, получают возможность участвовать в конкурсах и фестивалях разного уровня: от городского до международного. Качественное усвоение программы способствует развитию нестандартного мышления, воображения, артистизма, памяти, лидерских качеств, интеллектуальных способностей ребенка. Программа предполагает объединение учащихся в ансамбль русских народных инструментов, активную концертную деятельность, участие в творческих проектах, посещение выступлений музыкальных коллективов, театральных представлений и выставок. Занятия по музыкальному исполнительству (домра, балалайка, баян, гармонь, гитара) проводятся в индивидуальной форме, занятия по ансамблю и предметам историко-теоретической подготовки (сольфеджио, слушание музыки) – в мелкогрупповой, с численностью учащихся в группе – от 2 (ансамбль) до 10 человек. Данные формы занятий позволяют преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов

 

Педагоги

Холодов Никита Валентинович, преподаватель по классу народных инструментов, руководитель ансамбля

Швецова Светлана Владимировна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин, I квалификационная категория

Анфимова Вероника Юрьевна, концертмейстер, высшая квалификационная категория

Содержание программы

- Учебный предмет «Основы музыкального исполнительства» направлен на приобретение детьми знаний, умений и навыков игры на различных музыкальных инструментах (домра, балалайка, баян, гармонь, гитара). Обучение игре на музыкальном инструменте включает в себя музыкальную грамотность, чтение с листа, овладение основами аккомпанемента и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в Учреждении, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.

- Учебный предмет «Коллективное музицирование» предполагает Ансамбль и оркестр – виды коллективного музицирования, которыми занимались во все времена и на любом уровне владения инструментом. В этом жанре писали почти все выдающиеся композиторы.

Содержание программы учитывает достижения мировой музыкальной культуры, российских традиций, культурно – национальные особенности региона и направленно на создание условий для развития личности ребёнка, развития мотивации к познанию и творчеству, посредством дифференцированного музыкального развития каждого ребёнка, взаимодействия с семьёй и удовлетворения социального заказа.

Коллективное музицирование доставляет большое удовольствие ученикам и позволяет им уже на первом этапе обучения почувствовать себя музыкантами. А позитивные эмоции всегда являются серьезным стимулом в коллективных занятиях музыкой.

Данная программа позволяет решить ряд взаимосвязанных проблем, с которыми сталкиваются учащиеся и преподаватели в процессе обучения. Это повышение заинтересованности учащихся, формирование чувства коллективизма, ответственности. Это также помогает формировать художественную индивидуальность ученика, выявляет его творческие наклонности.

Игра в ансамбле (оркестре) позволяет значительно расширить репертуар и формы его изучения. Коллективное музицирование отчасти помогает решить проблему боязни сцены. Многие дети, даже при очень хорошей подготовке в классе, на сцене теряются. Их исполнение звучит невыразительно, а иногда просто неудачно. Выход на сцену в составе ансамбля (оркестра) позволяет почувствовать поддержку товарищей или педагога и снимает чрезмерную нервозность перед выступлением.

- Учебный предмет «Слушание музыки» направлен на создание предпосылок для творческого, музыкального и личностного развития учащихся, формирование эстетических взглядов на основе развития эмоциональной отзывчивости и овладения навыками восприятия музыкальных произведений, приобретение детьми опыта творческого взаимодействия в коллективе.

Учащиеся приобретают первое представление о том, как влияют на характер музыки лад, темп, ритм, фактура, о музыкальных жанрах и простых формах, постепенно осознают жанр как особый тип изложения, а форму – как результат развития интонаций.

- Учебный предмет «Сольфеджио» развивает такие музыкальные данные как слух, память, ритм, помогают выявлению творческих задатков учеников, знакомят с теоретическими основами музыкального искусства. Наряду с другими занятиями они способствуют расширению музыкального кругозора, формированию музыкального вкуса, пробуждению любви к музыке. Полученные на уроках сольфеджио знания и формируемые умения и навыки должны помогать ученикам в их занятиях на инструменте, а также в изучении других учебных предметов

Цели программы

Создание условий для раскрытия творческих способностей учащихся, их самовыражения и самоопределения, воспитание социально-активной личности посредством обучения игре на музыкальных инструментах: баян, гармонь, балалайка, домра, гитара

Результат программы

Результатом освоения ОП в области музыкального искусства является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков:

в области исполнительской подготовки:

- навыков исполнения музыкальных произведений;

- умений использовать выразительные средства для создания художественного образа;

- умений самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;

- навыков публичных выступлений;

- навыков общения со слушательской аудиторией в условиях музыкально-просветительской деятельности образовательной организации.

в области историко-теоретической подготовки:

- первичных знаний о музыкальных жанрах и основных стилистических направлениях;

- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);

- знаний основ музыкальной грамоты;

- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии

Материально-техническая база

Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым в соответствии с перечнем учебных предметов учебного плана.

Во время самостоятельной работы обучающиеся могут быть обеспечены доступом к сети Интернет.

Библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по всем учебным предметам. Библиотечный фонд помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и периодические издания в расчете 2 экземпляра на каждые 100 обучающихся.

Образовательная организация может предоставлять обучающимся возможность оперативного обмена информацией с отечественными образовательными организациями, учреждениями и организациями культуры, а также доступ к современным профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет.

Материально-техническая база МКУДО «ДШИ с. Боровое» соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Библиотечный фонд укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературой, в том числе изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями, видеозаписей и т.д.

Учебные аудитории оснащены пианино, роялем, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для проведения открытых мероприятий (отчетных и тематических концертов) имеется концертный зал с роялем. Музыкальные инструменты регулярно обслуживаются настройщиком.

В учреждении созданы условия для содержания, своевременного обслуживания и ремонта музыкальных инструментов, залов и костюмерной