Программа «Хоровое пение»

Данная программа комплексная и включает изучение нескольких учебных предметов: основы народного хорового пения, основы хорового исполнительства, эстрадное пение, сольное пение.

Предлагаемая программа рассчитана на четырехлетний срок обучения для обучающихся на хоровом отделении.

 

Актуальность программы заключается в формирование исполнительской культуры школьного хорового коллектива неразрывно связано с постижением музыки различных стилей и направлений. Обращение, в первую очередь, к огромному пласту отечественной музыкальной культуры, классической музыке, традициям хоровой исполнительской школы России может оказаться одним из основополагающих факторов становления художественного мира и исполнительской культуры обучающихся.

 

Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения вокала дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками ансамблевого исполнительства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее эмоциональное состояние и была разработана эта программа. Педагогическая целесообразность программы.

 

В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу – оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей всех возрастов занятия хоровым пением – это источником раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания). Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.

 

Задача преподавателя – привить любовь к хоровому пению, учитывая, что это наиболее доступный вид деятельности.

При организации занятий необходимо руководствоваться не столько вокальными возможностями детей, сколько их возрастом.

На занятиях должны активно применяться знания нотной грамоты и навыки сольфеджио.

На протяжении всех лет обучения педагог следит за формированием вокально-хоровых навыков учащихся, постепенно усложняя задачи, расширяя диапазон певческих возможностей детей.

 

Данная программа предполагает достаточную свободу в выборе репертуара и направлена, прежде всего, на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

 

Программа имеет общеразвивающую направленность, основывается на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

 

При организации учебного процесса в школе целесообразно руководствоваться интересами и возможностями коллективных форм занятий, координируя их с групповыми, мелкогрупповыми и даже индивидуальными. Такой принцип будет способствовать успешной работе хорового отделения, как исполнительского коллектива. Для этого может потребоваться увеличение объема недельной аудиторной нагрузки.

Хоровые, вокальные занятия развивают музыкальное мышление, расширяют музыкальный кругозор учащихся, готовят их к восприятию музыкальных произведений в концертном зале, театре, формируют коммуникативные навыки.

Педагоги

Паёлова Лариса Васильевна - преподаватель музыкальных дисциплин высшей квалификационной категории.

Преподаваемые дисциплины: сольфеджио, общее фортепиано, музыкальная литература.

Уровень образования: среднее профессиональное

Специальность и квалификация по диплому:

  • Барабинское музыкальное училище, 1979 г., теория музыки, преподаватель музыкальной школы по сольфеджио, музыкальной литературе и общему фортепиано.

Повышение квалификации:

  • НСМШ «Теория музыки», 72 часа, 2018 г.
  • НСМШ «Музыкальная школа: образование, управление, развитие. Традиции и инновации», 24 часа, 2018 г.
  • НСМШ «Сольфеджио в традициях и новациях», 16 часов, 2018 г.
  • Новосибирский музыкальный колледж «методика преподавания сольфеджио и возрастной психологии», 72 часа, 2005 г.

 

Решетникова Юлия Александровна - преподаватель музыкальных дисциплин.

Преподаваемые дисциплины: хоровое (народное) пение.

Уровень образования: среднее профессиональное.

Специальность и квалификация по диплому:

  • НОККиИ, 2000 год, руководитель (преподаватель) народного хора, социально-культурная деятельность и народное художественное творчество.
    Повышение квалификации:
  • НОККиИ, «Основные аспекты вокальной и концертно-сценической работы на народной основе», 36 часов, 2019 г.;
  • Мастер-класс народной артистки России, художественного руководителя ансамбля «Русская песня» Н.Г. Бабкиной, 2019 г.;
  • НОККиИ, «Методика подготовки концертного и конкурсного выступления ученика» в рамках Областного фестиваля молодых дарований «Таланты земли Сибирской», 4 часа, 2018 г.;
  • НОККиИ, «Вокальная работа в народном хоре», 32 часа, 2015 г.

 

Марчевская Людмила Николаевна - преподаватель музыкальных дисциплин первой квалификационной категории.

Преподаваемые дисциплины: сольфеджио, общее фортепиано, музыкальная литература.

Уровень образования: среднее профессиональное.

Специальность и квалификация по диплому:

  • Барабинское музыкальное училище, 1980 г., преподаватель ДМШ по сольфеджио, музыкальной литературе и общему фортепиано.
    Повышение квалификации:
  • НСМШ «Теория музыки», 72 часа, 2019 г.;
  • «Академия образования «Атон» г.Новосибирск «Оказание первой доврачебной помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении», 16 часов., 2017 г.;
  • Куйбышевский филиал ФГБОУ ВПО «НГПУ» «Основные задачи реализации предметной области „Искусство“ с учетом требований ФГОС основного общего образования», 108 часов, 2013 г.

Содержание программы

Программы данной дисциплины рассчитаны на 4 года. В распределении учебного материала по годам обучения учтен принцип систематического и последовательного обучения. Последовательность в обучении поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала. Формирование у учащихся умений и навыков происходит постепенно: от первого знакомства с хоровым пением и нотной грамотой до самостоятельного разбора и исполнения музыкального произведения.

Годовые требования содержат несколько вариантов примерных исполнительских программ, разработанных с учетом индивидуальных и возрастных возможностей, интересов учащихся.

Для продвинутых учащихся, а также с учетом их возрастных возможностей может разрабатываться и использоваться более высокий уровень сложности программных требований.

На начальном этапе обучения работа педагога сводится к формированию певческих навыков и правильного функционирования голосового аппарата.

 

1 год обучения:

Эстрадное пение - 29 ч.;

Сольное пение - 32 ч.;

Основы народного хорового пения - 96 ч.;

Основы хорового исполнительства - 35 ч.

 

2 год обучения:

Эстрадное пение - 29 ч.;

Сольное пение - 32 ч.;

Основы народного хорового пения - 96 ч.;

Основы хорового исполнительства - 35 ч.

 

3 год обучения:

Эстрадное пение - 29 ч.;

Сольное пение - 32 ч.;

Основы народного хорового пения - 96 ч.;

Основы хорового исполнительства - 35 ч.

 

4 год обучения:

Эстрадное пение - 29 ч.;

Сольное пение - 32 ч.;

Основы народного хорового пения - 96 ч.;

Основы хорового исполнительства - 35 ч.

 

Цели программы

Целью учебного предмета является обеспечение развития творческих способностей учащегося, овладение знаниями и представлениями о хоровом исполнительстве, формирование практических умений и навыков хорового пения, устойчивого интереса к самостоятельной деятельности в области музыкального искусства.

 

Задачи учебного предмета:

  • создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;
  • формирование у учащихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями, произведениями искусства;
  • воспитание активного слушателя, зрителя, участника творческой самодеятельности.
  • приобретение детьми начальных базовых знаний, умений и навыков хорового пения, позволяющих исполнять музыкальные произведения в соответствии с необходимым уровнем музыкальной грамотности и стилевыми традициями;
  • приобретение знаний основ музыкальной грамоты, основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве, наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

Результат программы

За время обучения учащийся должен получить следующий комплекс знаний, умений, навыков:

  • навыки и потребность в коллективном музицировании;
  • умения владеть важнейшими вокально-хоровыми навыками (дыханием, в том числе цепным, звуковедением, строем, дикцией, ансамблем, в том числе правильным произношением гласных и согласных звуков);
  • умения понимать художественный образ художественного произведения, выявлять его содержательный и эмоциональный смысл;
  • навыки работы со словом, музыкальной и поэтической и музыкальной фразы, формой исполняемого произведения;
  • умения чувствовать и выявлять кульминационные моменты целого и его отдельных частей;
  • быть знакомым с приёмами сочетания запевов солиста или группы солистов с хором;
  • владеть навыками дирижёрского жеста, сознательного отношения к указаниям дирижёра;
  • понимания требований к агогическим и динамическим изменениям;
  • иметь достаточный объём пройденных произведений разных по содержанию и жанрам;
  • знать состав различных хоров.

Особые условия проведения

Условия проведения занятий:

  • бесплатное обучение;
  • занятия проходят как со всей группой, так и по подгруппам.

 

Материально-техническая база

Для реализации рабочей программы необходимо:

  • наличие контингента обучающихся;
  • наличие профессиональных специалистов в области вокального обучения детей;
  • профессиональный концертмейстер;
  • наличие кабинета, оснащенного музыкальными инструментами (клавишный синтезатор, фортепиано), компьютером, музыкальным центром; пюпитрами;
  • концертный зал с необходимым техническим оборудованием: акустической звуковоспроизводящей аппаратурой (колонки, усилитель, голосовая обработка, коммуникации), микрофонами, музыкально – дидактический материал.