Программа «ФУТБОЛ» спортивно-оздоровительный этап

 

В программе обоснованы следующие положения:

• Тренеры-преподаватели готовят детей к футболу, в который они будут играть в профессиональных командах через 10-15 лет. Поэтому необходимо предвидеть, каким будет этот вид спорта в будущем, и готовить детей в соответствии с требованиями «футбола буду­щего». Элементам такой «игры будущего» нужно начинать учить с детства.

Основываясь на динамике развития игры в последние деся­тилетия, можно полагать, что футбол станет более скоростно­силовым. В нем увеличится число игровых эпизодов, в которых футболисты будут принимать мяч в условиях жесткого сопро­тивления соперника. Уменьшится время на принятие решений. Возрастет эффективность групповых действий в каждом игровом эпизоде и одновременно – эффективность индивидуальной игры в штрафных площадках соперников. Станут намного более труд­ными действия игроков в начальной фазе атаки, так как повысит­ся число попыток отобрать мяч именно в этой фазе. Скоростная техника будет основным фактором решения игровых задач, осо­бенно задач завершения атаки ударом по воротам.

Все это приведет к тому, что повысится значение скоростной техники и специальной физической подготовленности игроков, особенно таких специальных качеств, как быстрота реагирова­ния и принятия решений в условиях дефицита времени, быстрота передвижения по полю, взрывная сила, координация движений. Развивать эти качества и способности нужно с детского и юноше­ского возраста.

• Футбол – командная игра, но на начальных этапах много­летней подготовки командные задачи вторичны. На первый план выходит индивидуальное обучение технике игровых действий и развитие координационных способностей юных футболистов. В футболе будущего особенно востребованными окажутся игро­ки, индивидуальное техническое мастерство которых позволит им эффективно контролировать мяч в насыщенных соперниками зонах поля.

Футбол – это игра со своими законами и правилами. Кро­ме того, в футболе действуют общие закономерности и принци­пы подготовки спортсменов, свойственные всем видам спорта. И поэтому тренировочный процесс должен быть построен на основе этих закономерностей и принципов. Например, законо­мерности освоения техники игровых приемов. Одна из них заклю­чается в том, что в основе эффективной техники лежит хорошая внутримышечная и межмышечная координация. Такая координа­ция развивается и совершенствуется при многократном повторе­нии одного и того же технического приема вначале в стандартных, а потом и в самых разнообразных условиях.

В дворовых условиях старого футбола этот закон действовал неотвратимо: за несколько часов игры в течение дня с разными соперниками мальчик сотни раз повторял основные технические элементы футбола: прием и передачи мяча, обводку соперников, удары с разных дистанций по воротам. Не было больших пере­рывов между действиями, и в процессе ежедневных игр мышцы мальчика «учились» координировать эти действия.

Слово «учились» применительно к мышцам означает следую­щее: при каждом повторении какого-либо игрового приема (на­пример, остановки мяча бедром) в нервно-мышечной системе мальчика или девочки формируется его образ. Он представляет собой систему команд из центральной нервной системы и отве­ты мышц на эти команды (ответы – это напряжение и расслабле­ние мышц в нужные моменты движения). И чем больше число этих повторений, тем прочнее образ. Если перерывы между по­вторениями большие, то образ, или «нервно-мышечная память», разрушается, и техника игровых приемов оказывается неста­бильной, мало эффективной. Поэтому хорошую черту дворово­го футбола – многократное повторение игровых приемов – мы должны воспроизвести в организованных условиях футбольных школ.

· Обучение технике в футбольной школе – сродни обучению грамоте в общеобразовательной школе. Прежде чем написать со­чинение на заданную тему, нужно вначале научиться писать бук­вы, затем – складывать эти буквы в слова, потом из слов форми­ровать предложения. И наконец, так сочетать эти предложения, чтобы получились рассказ, сочинение.

Такая же ситуация в футболе: прежде чем хорошо играть, нуж­но освоить технические приемы, научиться соединять разные приемы в связки и комбинации, необходимые для решения задач каждого игрового эпизода. И наконец, рассматривать игру как на­бор игровых эпизодов в соответствии со стратегией, предложен­ной тренером.

· Тренер должен понимать, что мальчик или девочка – это не уменьшенные копии мужчины и женщины. У них есть своя спе­цифическая психология, особый род взаимоотношений с партне­рами, особенности протекания физиологических и биохимиче­ских процессов. Именно поэтому тренировки юных футболистов и футболисток не должны быть уменьшенными копиями трени­ровок взрослых спортсменов.

· На СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ этапе подготовки мальчики и девочки должны заниматься футболом в смешанных группах. Это связано с тем, что уровень физической подготовленности у разнополых детей одного и того же возраста одинаков. Хотя причины этого равен­ства различны. Генетически мальчики сильнее, но скорость воз­мужания у них медленнее, чем у девочек. Два этих фактора, накла- дываясь один на другой, обусловливают равенство двигательных возможностей девочек и мальчиков одного и того же возраста до 12-13 лет, то есть до начала пубертатного скачка.

Кроме того, в этой программе учитывали:

· взаимосвязь различных сторон учебно-тренировочного про­цесса, которая обеспечивает его системность и комплекс­ность;

· приоритет в освоении техники футбола и в обучении умени­ям эффективно применять технические приемы в играх на всех этапах многолетней подготовки;

· приоритетное использование поурочных программ, особен­но в подготовке детей младшего возраста;

· преемственность программных материалов по периодам го­дичных циклов, и в нужных случаях – вариативность этих программ в зависимости от задач каждого этапа и периода, а также возрастных и индивидуальных особенностей юных футболистов.

Для более эффективной подготовки юных футболистов, необходимо существенным образом перестроить весь учебно-тренировочный процесс в ДЮСШ "РЕКОРД"по следующим направлениям:

· повышение качества отбора детей с высоким уровнем развития способностей к футболу и прохождения их через всю систему многолетней подготовки;

· усиление работы по овладению индивидуальной техникой и совершенствованию навыков выполнения технических приемов и их способов;

· повышение роли и объема тактической подготовки как важнейшего условия реализации индивидуального технического потенциала отдельных футболистов и команды в целом в рамках избранных систем игры и групповой тактики в нападении и защите;

· осуществление на высоком уровне интегральной подготовки посредством органической взаимосвязи технической, тактической и физической подготовки, умелого построения учебных и контрольных игр с целью решения основных задач по видам подготовки;

· повышение эффективности системы оценки уровня спортивной подготовленности учащихся спортивных школ и качества работы как отдельных тренеров, так и спортивной школы в целом;

В программу физического воспитания высших учебных заведений включены факультативные занятия по футболу.

Педагоги

Ковтун Иван Михайлович- тренер преподаватель высшей квалификационной категории

Образование- высшее профессиональное

Педагогический стаж - 18 лет

Содержание программы

Учебный план основывается на принципах планирования подготовки юных футболистов, специфических особенностях футбола, задачах спортивно-оздоровительного этапа.

В учебном плане Программы учитывается режим учебно-тренировочной работы в неделю, с расчетом на 32 учебных недель непосредственно в условиях спортивной школы. Продолжительность одного занятия в группах составляет 90 минут.

Максимальный объем учебно-тренировочной нагрузки (час/нед.)
Общее количество часов за 32 недели учебно-тренировочных занятий
СОГ 1 год −6 −192 ч.
СОГ 2 год- 6- 192 ч.
СОГ 3 год- 6 – 192 ч.

1. Теоретическая подготовка 9 ч.

2. Общая физическая подготовка 65 ч.

3. Специальная физическая подготовка 20 ч.

4. Техническая подготовка 22 ч.

5. Тактическая подготовка 11ч.

6. Психологическая подготовка 2ч.

7. Участие в спортивных соревнованиях 4 ч.

8. Спортивные и подвижные игры 48ч.

9. Работа по индивидуальным планам 9ч.

10. Оценка физического состояния 2ч.

ИТОГО часов по каждому году обучения (32 недели) - 192 часа

 

Цели программы

Целью реализации программы  является всестороннее развитие и совершенствование жизненно важных двигательных качеств ребенка для достижения результатов, определенных личностными интересами обучающихся, а также многолетняя подготовка спортивных резервов для ФУТБОЛА, подготовка спортсменов высокой квалификации с гармоничным развитием физических и духовных сил.

Цель программы по"ФУТБОЛУ" предполагает решение следующих задач:

· формирование и развитие творческих и спортивных способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в физическом, интеллектуальном и нравственном совершенствовании;

· формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья обучающихся;

· формирование навыков адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации;

· выявление и поддержка детей, проявивших выдающиеся способности в спорте.

· систематическое проведение практических и теоретических занятий;

· обязательное выполнение учебно-тренировочного плана, переводных контрольных нормативов;

· регулярное участие в соревнованиях и организации проведения контрольных игр;

· осуществление восстановительно-профилактических мероприятий;

· создание условий для проведения регулярных круглогодичных занятий;

.использование данных науки и передовой практики как важнейших условий совершенствования спортивного мастерства учащихся

Результат программы

В Результате освоения программы учащийся приобретёт следующие знания, умения и навыки в предметных областях:

В области теории – учащийся познакомится с историей и развитием футбола, основами стратегии и тактики ведения игры, основами психологии командных игр, с их местом и ролью в современном обществ.Также с техникой безопасности, основами спортивного питания и режима дня и др.

В области общей и специальной физической подготовки – ребёнок освоит основы комплексов физических упражнений. В результате чего у него разовьются основные физические качества и укрепится здоровье, повысится уровень физической работоспособности и функциональных возможностей организма.

В области техники и тактики – за время обучения, учащийся овладеет основами техники и тактики футбола, приобретёт соревновательный опыт. У него разовьются специальные двигательные и психологические качества. Он научится работать в команде.

 

От реализации программы ожидаются:

· успешные выступления команд МБУ ДО ДЮСШ «Рекорд» на соревнованиях;

· увеличение количества квалифицированных тренеров;

· увеличение числа систематически занимающихся физической культурой и спортом детей, подростков, молодежи

 

На СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ и  этапе начальной подготовки:

· формирование устойчивого интереса к занятиям спортом;

· формирование широкого круга двигательных умений и навыков;

· освоение основ техники по виду спорта;

· всестороннее гармоничное развитие физических качеств;

· укрепление здоровья спортсменов;

· отбор перспективных юных спортсменов для дальнейших занятий по виду спорта.

 

Особые условия проведения

Зачисляются на обучение дети от 7 лет, не имеющие медицинские противопоказания

Материально-техническая база

Оборудованный игровой зал.