Программа «Хоровое пение»

Приобщение к хоровому искусству всегда актуально, так как именно хоровое пение является подлинно массовым видом музыкально-эстетического, нравственного воспитания, наиболее доступным видом музыкального исполнительства. Воспитание певческих навыков – это одновременно воспитание чувств и эмоций.

 

Через хоровое пение и ребенок, и взрослый приобщается к сокровищнице народно-песенного творчества, к наследию русской национальной и мировой музыкальной классики.

 

Работа с детским хоровым коллективом отлична от работы со взрослыми, имеет свою специфику и ряд особенностей. Это фундамент всей последующей работы со взрослым хоровым коллективом.

Педагоги

Ноль Юлия Владимировна

Образование: Усть - Каменогорский музыкальный колледж специальность "Хоровое дирижирование", 1997.

Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, 2014.

Категория: высшая.

Курсы: ГАУ ДПО НСО НИПКиПРО "Профессиональное мастерство учителя искусства как основа формирования художественной культуры", 2019.

Содержание программы

1 год обучения

Вокально-хоровая работа:

1. Введение, знакомство с голосовым аппаратом.
2. Певческая установка. Дыхание.
3. Распевание.
4. Вокальная позиция.
5. Звуковедение. Использование певческих навыков.
6. Знакомство с различной манерой пения. Дикция. Артикуляция.
7. Беседа о гигиене певческого голоса.
8. Работа над сценическим образом.

Концертно-исполнительская деятельность:

Праздники, выступления, репетиции.

2 год обучения

Вокально-хоровая работа:

1. Введение, владение своим голосовым аппаратом. Использо- вание певческих навыков
2. Знакомство с произведения ми различных жанров, манерой исполнения. Великие вокалистыи хоры. Вокальные навыки
3. Овладение собственной манерой вокального исполнения. Выявление индивидуальных красок голоса.
4. Дыхание, артикуляция, певческая позиция. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
5. Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Сценическая культура.
6. Дикция. Вокальные навыки.
7. Беседа о гигиене певческого голоса.
8. Работа над сценическим образом.

Концертно-исполнительская деятельность:

Праздники, выступления, репетиции.

3 год обучения

Вокально-хоровая работа:

1. Введение, владение голосовым аппаратом. Использование певческих навыков. Знакомство с хорами прошлого и настоящего. Собственная манера исполнения хорового произведения.
2. Работа над собственной манерой исполнения. Сценическая культура.
3. Дыхание. Певческая позиция. Отработка полученных вокальных навыков. Знакомство с многоголосным пением. Вокально-хоровая работа. Нотная грамота.
4. Дикция. Расширение диапазона голоса.
5. Использование элементов ритмики. Движения под музыку. Постановка танцевальных движений.
6. Вокально-хоровые навыки в исполнительском мастерстве.
7. Беседа о гигиене певческого голоса.
8. Работа над сценическим образом.

Концертно-исполнительская деятельность:

Праздники, выступления, репетиции.

Цели программы

Цель: создать условия для творческого развития ребёнка в детском хоровом коллективе (от его организации до концертных выступлений.

Задачи

Образовательные:

- формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры;

- освоение образцов современной музыки, усвоении знаний о музыкантах, музыкальных инструментах, музыкальной грамоте и искусстве вокала, ее интонационно-образной природе, жанровом и стилевом многообразии, о выразительных средствах, особенностях музыкального языка;

- выявление особенностей воздействия звуков музыки на чувства, настроение человека, определение компонентов, связывающих музыку с другими видами искусства и жизнью;

– овладение практическими умениями и навыками в различных видах музыкально-творческой деятельности: в пении, музыкально-пластическом движении, импровизации, драматизации исполняемых произведений.

Воспитательные:

- воспитание устойчивого интереса к музыке, музыкальному искусству своего народа и других народов мира;

- воспитание музыкального вкуса учащихся;

- воспитание потребности в самостоятельном общении с музыкой и музыкальном самообразовании; эмоционально-ценностного отношения к музыке;

- воспитание слушательской и исполнительской культуры учащихся;

Развивающие:

- развитие музыкальности;

- развитие музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса;

- приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности.

 

Результат программы

В результате 1 года обучения воспитанник должен:

знать, понимать:

– строение артикуляционного аппарата;

– особенности и возможности певческого голоса;

– гигиену певческого голоса;

– понимать по требованию педагога слова – петь "мягко, нежно, легко«;

– понимать элементарные дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

– основы музыкальной грамоты;

- различные манеры пения;

- место дикции в исполнительской деятельности.

уметь:

– правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч, использовать «цепное» дыхание;

– петь короткие фразы на одном дыхании;

– в подвижных песнях делать быстрый вдох;

– петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;

– петь легким звуком, без напряжения;

– на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое хоровое звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;

– уметь делать распевку;

– к концу года спеть выразительно, осмысленно свою партию.

В результате 2 года обучения воспитанник должен:

знать, понимать:

– соблюдать певческую установку;

– понимать дирижерские жесты и правильно следовать им (внимание, вдох, начало звукоизвлечения и его окончание);

– жанры вокальной музыки;

– произведения различных жанров;

– великих вокалистов и хоровых коллективов России и мира;

уметь:

– правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;

– точно повторить заданный звук;

– в подвижных песнях делать быстрый вдох;

– правильно показать самое красивое звучание голоса;

– петь чисто и слаженно в унисон;

– петь чисто и «держать» свою партию в двухголосном исполнении;

– петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;

– дать критическую оценку своему исполнению;

– характеризовать выступления хоров;

– использовать элементы ритмики и движения под музыку;

– работать в сценическом образе;

– принимать активное участие в творческой жизни хорового коллектива.

В результате 3 года обучения воспитанник должен:

знать, понимать:

– основные типы голосов;

– жанры вокальной музыки;

– типы дыхания;

– поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;

– реабилитация при простудных заболеваниях;

– особенности многоголосого пения;

– обоснованность сценического образа.

уметь:

– петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;

– петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;

– исполнять вокальные произведения выразительно, осмысленно;

– принимать активное участие во всех концертах, фестивалях, конкурсах.

В результате программы будут развиты личностные качества:

- эмоциональность;
- коммуникабельность;
- инициативность;
- ответственность;
- организованность;
- коллективизм;
- трудолюбие;
- креативность.

Особые условия проведения

Возраст участника программы: 7-16 лет.

Материально-техническая база

Ресурсное обеспечение программы:

1. Методические рекомендации для учителя (см. список литературы);

2. Дидактические материалы для работы с учащимися, памятки, рекомендации;

3. Аудиосредства: магнитофон, микрофон, проигрыватель, электронные аудиозаписи и медиа – продукты;

4. Компьютер;

5. Усиливающая аппаратура;

6. Мультимедийный проектор;

7. Синтезатор;

8. Актовый зал;

9. Кабинет музыки.