Программа «Декоративная мастерская»

Актуальность программы «Декоративная мастерская» обусловлена тем, что дети в условиях ранней компьютеризации утрачивают образное мышление и желание делать что-то своими руками. В настоящее время возникла потребность научить детей творчески мыслить, создавать индивидуальные творческие работы.

 

Новизна данной образовательной программы заключается в том, что она дает возможность не только изучить основы различных современных техник декоративно-прикладного творчества, но и применить их комплексно по своему усмотрению. Применение такого подхода позволяет обеспечить наличие знаний, опыта, необходимых для успешности и эффективной деятельности.

 

Обучение позволяет младшим школьникам более расширено, по сравнению с программой образовательной области «Технология», изучать как традиционные, так и современные виды декоративно-прикладного искусства, такие как: скрапбукинг, бисероплетение, «Оригами» и т.д. с учётом возрастных особенностей.

Педагоги

Василевская Ирина Михайловна, педагог дополнительного образования первой квалификационной категории

Содержание программы

1 год обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ – 2 часа.

2. Работа с бумагой, картоном.

2.1. Закладки – 2 часа.

2.2. Аппликация несложной композиции – 9 часов.

2.3. Плоские поздравительные открытки – 6 часов.

2.4. Елочные украшения – 7 часов.

3. Конструирование.

3.1. Оригами – 8 часов.

3.2. Механические игрушки-марионетки – 4 часа.

3.3. Бумажная пластика – 8 часов.

4. Работа с природным материалом.

4.1. Выполнение несложных композиций из семян арбуза, тыквы, огурца и т.д. – 2 часа.

4.2. Аппликация из засушенных цветов и листьев – 2 часа.

4.3. Составление узоров из засушенных осенних листьев и цветов – 4 часа.

5. Работа с разными материалами.

5.1. Изготовление поделок из пластилина, бумаги, скорлупы грецкого ореха, ткани – 10 часов.

5.2. Изготовление поделок из бисера, бусин, страз – 31 час.

5.3. Подвески-сувениры из ниток и шнуров – 8 часов.

5.4. Подарок к Пасхе – 4 часа.

6. Итоговое занятие – 2 часа.

 

2 год обучения

1. Вводное занятия. Инструктаж по ТБ - 2 часа.

2. Работа с бумагой, картоном.

2.1. Аппликация усложненной композиции - 4 часа.

2.2. Рельефные поздравительные открытки - 10 часов.

2.3. Плоские и полуобъемные сувениры - 3 часа.

2.4. Мозаика из бумаги - 3 часа.

3. Конструирование.

3.1. Закладка-оригами - 2 часа.

3.2. Игрушки-сувениры из готовых форм (коробки, цилиндр) - 8 часов.

3.3. Механические игрушки - 8 часов.

4. Работа с природным материалом.

4.1. Композиции из засушенных цветов и листьев - 6 часов.

4.2. Работа с семенами - 2 часа.

4.3. Мозаика из яичной скорлупы - 4 часа.

5. Работа с разными материалами.

5.1. Изготовление поделок из ткани, бумаги, ниток, бусин - 12 часов.

5.2. Изготовление поделок из бумаги, ниток и лент, бисера, лески, проволоки, шерсти, и т.д - 37,5 часов.

5.3. Изготовление поделок из ткани и картона - 8 часов.

6. Итоговое занятие - 1,5 часа.

Цели программы

Цель программы: содействие формированию духовного, нравственного и творческого потенциала ребенка средствами декоративно-прикладного творчества.

Задачи:

обучающие:

• изучение различных природных материалов и подручных средств;

• освоение приёмов и способов работы с различными материалами и инструментами, обеспечивающими изготовление художественных поделок, элементов детского дизайна;

• выработка умения планировать свою деятельность и предъявлять её результат;

развивающие:

• развитие интереса, эмоционально-положительного отношения к художественно-ручному труду, готовности участвовать самому в создании поделок, отвечающих художественным требованиям (цвет, форма, композиция);

• развитие образного мышления и творческого воображения, эстетического отношения к природному окружению своего быта;

• развитие произвольной ручной моторики;

воспитательные:

• выработка настойчивости в достижении цели;

• воспитание находчивости, смекалки, трудолюбия;

• воспитание дисциплинированности, аккуратности, бережливости;

• воспитание умения довести начатое дело до конца;

• приобщение детей к дизайн-деятельности по благоустройству и декоративному оформлению интерьера.

Результат программы

К концу 1 года обучения учащиеся должны

знать:

• название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

• название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисть для клея, игла, наперсток;

• правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.

уметь:

• правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

• экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками «через край», "петельный шов".

• анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

 

К концу 2 года обучения учащиеся должны

знать:

• название ручных инструментов, материалов, приспособлений;

• правила безопасности труда при работе ручным инструментом;

• правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;

• способы обработки различных материалов;

уметь:

• правильно пользоваться ручными инструментами;

• соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;

• организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;

• бережно относиться к инструментам и материалам;

• экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;

• самостоятельно изготовлять изделия по образцу;

• выполнять работу, используя художественные материалы;

• правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.

Материально-техническая база

Для эффективных занятий нужна гармоничная, хорошо организованная среда. Основным условием для занятий является творческая, эмоциональная атмосфера, благоприятная для работы детей. Ее созданию способствуют поэзия – звучащее Слово и музыка, искусство и архитектура, любование природой. Помещение должно быть хорошо освещенным как днем, так и вечером.

В наличии имеется следующее оборудование:

• ученические столы;

• стулья;

• доска;

• объяснительно-иллюстративный материал;

• изделия народных промыслов;

• репродукции картин;

Для занятий необходимы художественные материалы:

• бумага;

• картон;

• ткани;

• пряжа;

• кожа;

• деревянные заготовки;

• ленты, тесьма, бисер;

• сухоцветы, семена, шишки.

Инструменты и приспособления: ножницы, шило, игла, линейка, циркуль.