Программа «Познаем окружающий мир», 1 год обучения

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время, большинство родителей озабочено проблемой подготовки своих детей к школе, т. е. ранним их обучением. Ранний детский возраст – это крайне важный период с точки зрения физического, умственного, социального и психологического развития ребенка. Занятия по программе «Познаём окружающий мир» способствуют развитию обучающихся и формированию их эмоционального благополучия. Важно развивать интерес детей к знакомству с природой, в раннем возрасте, чтобы у них закладывалось бережное отношение к ней.

Посещение живых уголков СЮН «Мини-зоопарк», «Подводный мир дома», «Мир птиц», «Зимний сад» – позволяют формировать бережливое отношение и развивать интерес у обучающихся к изучению мира природы. Программа «Познаём окружающий мир» адаптирована на 5-6 летний возраст детей, с учетом возрастных особенностей.

Важным является приобщение родителей, приглашение их на некоторые занятия, в результате чего дети чувствуют себя более комфортно. Родителям предоставлена возможность увидеть, чем занят их ребенок и чему он учится, даются рекомендации, что нужно сделать дома и что нужно повторить из пройденного материала с детьми. Родители частично включены в образовательный процесс.

Отличительные особенности программы: дети начинают обучаться с 5 лет, занятия выстроены с учетом возрастных особенностей. Родители в конце каждого занятия получают мини-консультацию о процессе обучения своего ребенка по программе "Познаем окружающий мир"

 

Педагоги

Яковлева Галина Викторовна, педагог дополнительного образования 1 категории. Уровень образования: Высшее, Сибирский Независимый Институт, 2011 г. Специальность и квалификация по диплому: Психология. Преподаватель психологии.

Содержание программы

Учебно – тематический план

1.Вводное занятие (1 ч.)

2. Эти забавные животные (домашние) (10 ч.)

3. Лесные зверята. (7 ч.)

4.Какие бывают фрукты (13 ч.)

5.Ягоды (4 ч.)

6.Какие бывают овощи (20 ч.)

7. В гостях у двенадцати Месяцев (6 ч.)

8.Животные жарких стран (10 ч.)

9. Итоговое занятие (1 ч.)

Всего 72 ч

Цели программы

Цель программы – формирование экологической культуры через различные виды деятельности обучающихся.

 

Задачи:

Личностные:

развивать интерес у обучающихся к познанию окружающего мира;

развивать интерес к творчеству;

развивать коммуникативную компетенцию.

Метапредметные:

воспитывать доброжелательное и бережное отношение к окружающему миру природы;

Предметные:

формировать первоначальные знания об окружающем мире

познакомить детей с некоторыми представителями животного мира (домашние, лесные, животные жарких стран);

познакомить с разнообразием фруктов, ягод, овощей;

познакомить с основами поведения в природе и в обществе;

Результат программы

В результате реализации программы, обучающиеся будут знать:

• об окружающем мире;

• знать некоторых представителей животного мира;

• знать разнообразие фруктов, ягод, овощей;

• знать основы поведения в природе и в обществе.

В результате реализации образовательной программы «Познаем окружающий мир» у обучающихся, в зависимости от возраста будут сформированы:

• основы экологической культуры, а именно соблюдение норм и правил поведения в природе, бережного к ней отношения;

• интерес к творчеству;

• начнут формироваться коммуникативные навыки

• способность взаимодействовать между собой в группе;

• способность к выполнению коллективных заданий;

• укрепление взаимоотношений между детьми и родителями;

• дети научатся вести наблюдения под руководством педагога

Особые условия проведения

Возраст обучающихся от 5 лет.

Материально-техническая база

Условия реализации программы:

Оснащение кабинета:

· отдельный кабинет и стол

· комплект столов и стульев

· доска;

· стол для педагога;

· раздаточный материал (наглядные пособия, материалы для изготовления творческих работ, дидактические игры и пособия);

· ноутбук для демонстрации обучающих мультфильмов и для прослушивания аудиозаписей голосов птиц, животных и звуков природы

· игрушки (мягкие, тематические, перчаточные, пальчиковые).

· животные уголков природы «Мини-зоопарк», «Мир птиц», "Подводный мир дома«.

 

Условия:

- применяется вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого обучающегося;

- создается атмосфера гуманного и доброжелательного отношения ко всем обучающимся, это позволяет формировать у них такие качества: общительность, доброта, инициативность, стремление к самостоятельности и творчеству;

- создаются условия для сохранения здоровья и стабильного эмоционального фона;

- не допускаются умственные и физические перегрузки обучающихся.

Итогом занятия является организация мини-выставки по результатам детского творчества, на которую приглашаются родители. Результаты своего творчества, обучающиеся сопровождают мини-рассказом. Это позволяет им лучше усвоить пройденный материал, уважительно относится к творчеству других участников, а родителям предоставляется возможность видеть поступательное развитие своего ребенка.

 

Методическое обеспечение

Для детей 5-6 лет применяются следующие методы обучения:

Игра, изготовление поделок, макетов. Постановка сказок, инсценировка. В процессе реализации программы организация занятий осуществляется на основе деятельностного метода, позволяющего соотнести теоретический материал с практическими занятиями, метода цикличности, т. е. возврата к ранее пройденному материалу.

Большое значение для развития мыслительных способностей ребенка является развитие мелкой моторики. На занятиях обучающиеся занимаются лепкой и делают поделки из сыпучих материалов (крупа, пшено, гречка и т.д.).

Положительное влияние на развитие восприятия, памяти и внимания оказывает аппликация. В этом возрасте детям доступны её различные виды.

 

 

Использование на занятиях животных живого уголка «Мини-зоопарк» позволяет развивать любознательность, наблюдательность по отношению к животному миру и любовь к природе.

Для разновозрастных групп применяется метод дифференцированного обучения. При таком методе организации учебного процесса новый материал излагается всем одинаково, а для практической деятельности предлагается работа разного уровня сложности. Для ведения образовательного процесса разработаны занятия по темам программы (в приложении.)

 

Методы, используемые при реализации программы: беседы, различные виды игр (ролевые, на внимание, и т.д.), соотношение теоретической части программы и закрепление материала с помощью игры, диалога с обучающимися. Так же применяются различные сказки по заданным темам, детские песенки про животных, прослушивание аудиозаписей, задания, направленные на развитие творческого мышления обучающихся, изготовление различных поделок, физкультминутки, стихотворения, загадки, сюрпризные моменты, дети знакомятся с миром животных, птиц и растений, посещая живые уголки.

 

Применяются следующие методы обучения соответственно возрасту детей:

наглядные:

• экскурсии, целевые прогулки;

• наблюдения;

показ сказок (педагогом, детьми);

• рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;

• проведение дидактических игр;

словесные:

• чтение литературных произведений;

• беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы педагога.

игровые:

• проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр – драматизаций и др.);

• загадывание загадок;

практические:

• организация продуктивной деятельности детей;

• оформление гербария растений, плодов;

• постановка сказок, отрывков литературных произведений;

• изготовление с детьми наглядных пособий.

При построении системы работы нашего объединения, мы обратили особое внимание на следующие основные направления.

• Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.

• Практическое направление – изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка рассады и др.).

• Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (экскурсий, наблюдений, опытов).

В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки.