Программа «Юные туристы-краеведы»

Программа «Юные туристы-краеведы» стартового уровня и направлена на удовлетворение физических и познавательных потребностей и возможностей личности, способствует формированию ее сознания, расширяет жизненный опыт, способствует духовному, социальному становлению личности ребенка через занятия туризмом и краеведением.

 

Программа составлена на основе и с использованием собственного педагогического и практического опыта. Программа вариативная, позволяет учитывать возрастные физические и интеллектуальные, психологические и творческие способности и особенности, степень их подготовленности.

 

Занимаясь в туристическом кружке, ребята осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Все это позволит ребятам умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.

 

Экскурсии, поход и путешествие вырабатывает у детей такие ценные качества как инициатива, настойчивость, повышает работоспособность, укрепляет здоровье. В путешествии крепнет чувство коллективизма, расширяется кругозор туристов, воспитывается интерес к родословной своей семьи, народному творчеству, истории и культуре малой родины и большой страны. Это помогает вырабатывать в детях умение найти свое место в обществе, выстоять в любых жизненных условиях, воспитывает патриотов своей страны.

Педагоги

Албутова Лариса Григорьевна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.

Стаж работы: 39 лет, руководит объединением туристов-краеведов с 1995 года.

Образование: высшее, окончила Новосибирский государственный педагогический институт.

Достижения: Обучающиеся – многократные победители районных соревнований по пешеходному туризму, участники областных соревнований и профильных смен туристов-краеведов «Компас плюс», «Юный краевед», областной профильной смены «ОткрытиЯ» и др.

Руководитель является Дипломантом II степени регионального конкурса авторских программ дополнительного образования (декабрь, 2016 г.) и Победителем Всероссийского конкурса авторских программ в дополнительном образовании (2017 г.)

Расписание

Занятия проводятся по вторникам с 14.20 до 16.00 часов.

Содержание программы

Эта программа рассчитана для первичного ознакомления младших школьников с туристско – краеведческой деятельностью и получения начальных туристских умений и навыков. 

Раздел 1. Введение - 2 часа.
Раздел 2. Основы начальной туристкой подготовки - 34 часа.
Раздел 3. Краеведческая работа в походе - 22 часа.
Раздел 4. Общая физическая подготовка. Узлы. - 14 часов.

Всего: 72 часа.

Цели программы

Цель программы:

Формирование у учащихся мотивации к туристско – краеведческой деятельности и освоение начальных туристских и краеведческих знаний, умений и навыков; освоение навыков социальной адаптации,привитие навыков здорового образа жизни.

 

Задачи программы:

Образовательные:

- расширить кругозор, повысить уровень туристских и краеведческих знаний учащихся;

- привить учащимся начальные туристские знания, умения и навыки;

 

Личностные:

- укрепить психическое и физическое здоровье обучающихся;

- воспитать у обучающихся патриотизма, бережного отношения к окружающему миру;

- обеспечить возможности для социальной адаптации учащихся;

- привить навыки здорового образа жизни.

 

Воспитательные:

– реализовать творческий потенциал воспитанника в различных видах деятельности;

- формировать способности к духовному развитию;

- укрепить позитивную нравственную самооценки и самоуважение, жизненный оптимизм;

- формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

-развивать трудолюбие, способность к преодолению трудностей.

 

Развивающие:

- обеспечить ребенку комфортную эмоциональную среду – «ситуацию успеха» и развивающего общения;

- развивать такие психические процессы, как память, внимание, мышление;

- получить и развить практические навыки самостоятельности, самоорганизации и самодисциплины;

- развить навыки организации и осуществления сотрудничества с педагогами и сверстниками в решении общих проблем.

 

Метапредметные:

- формировать познавательный интерес обучающихся;

- выработать навыки поисково – исследовательской работы.

-развить мотивацию к определенному виду деятельности, потребность в саморазвитии, самостоятельности, ответственности, активности, аккуратности и т.п.;

Результат программы

По завершении обучения учащиеся должны знать:

- особенности природы края, географическое положение;

- историю своего населенного пункта, района, края и их основные достопримечательности;

- искусство сибирского народа, достижения культуры и науки, выдающихся деятелей науки, культуры и спорта;

- правила поведения на природе.

 

По завершении обучения учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику края;

- проводить наблюдения и исследования на природе, простые опыты и практические работы;

- ориентироваться на местности по местным признакам, с помощью карты и компаса;

- пользоваться туристским снаряжением: укладывать рюкзак, устанавливать палатку и осуществлять простейший ремонт;

- обустраивать туристскую стоянку и убирать ее;

- приготовить пищу на костре;

- передвигаться в составе группы;

- оказывать первую доврачебную помощь пострадавшему;

- соблюдать правила поведения на природе и меры предосторожности.

 

Особые условия проведения

К занятиям туризмом допускаются обучающиеся, годные по состоянию здоровья. Они предъявляют справку о состоянии здоровья от врача поликлиники. Те, кто не может по состоянию здоровья допущен к физическим нагрузкам, вполне могут заниматься краеведческой работой, принимать участие в конкурсах, викторинах, научно-практических конференциях. 

Материально-техническая база

1. Персональный компьютер, проектор, экран

2. Географическая карта Новосибирской области и Черепановского района

3. Компасы

4. Курвиметр

5. Условные знаки карт

6. Учебные плакаты

7. Секундомер

8. Часы

9. Палатки, туристские коврики, рюкзаки, тенты

10. Костровое оборудование: котлы, тросик

11. Рукавицы костровые (брезентовые)

12. Лопата саперная в чехле

13. Пила походная

14. Топор в чехле

15. Аптечка медицинская в упаковке

16. Ремонтный набор

17. Рулетка 15–20 м, лента мерная

18. Фотоаппарат

19. Бинокль

20. Термометр наружный, термометр водный

21. Веревки основные и вспомогательные

22. Репшнур, карабины, страховочные системы, каски, жумары

23. Спусковые устройства (восьмерки)

24. Рукавицы

25. Мячи (баскетбольные, волейбольные, футбольные) мячи набивные

26. Скакалки

27. Канцелярские принадлежности.

28. Маршрутные документы (маршрутные листы)

Стоимость

Программа реализуется за счет бюджетных средств.