Программа «Лозоплетение», 1 год обучения

- автором предложены новые подходы, при изготовлении плетёных изделий, которые позволяют учитывать возрастные особенности и подготовленность обучающихся;

- занятия по плетению изделий тесно связаны с занятиями по ознакомлению с видами ив, другими материалами, используемыми в плетении (береста, солома, камыш, рогоз и др), что позволяет проводить различные интегрированные занятия;

- дети обучаются технологиям возделывания, способам размножения ивовых кустарников, правильной срезке прута и подготовке его к плетению;

- изготавливать плетеные изделия можно, как для личных целей, так и с целью реализации результатов своего труда на рынке при индивидуальной трудовой деятельности.

- работа руками помогает сосредоточиться, развивает волю и терпение, приучает к аккуратности, помогает справиться со стрессами, депрессиями, помогает самоутвердиться как личность;

- развитие мелкой моторики рук, экскурсии и практические занятия в лесу, на берегу реки способствуют укреплению физического и психического здоровья детей.

Педагоги

Галлеев Рамиль Фарисович, педагог высшей квалификационной категории, кандидат сельскохозяйственных наук.

Обучающиеся участвуют в конкурсах и выставках районного, регионального, федерального и международного уровней. Являются дипломантами и победителями этих конкурсов.

В 2018 году подтверждена высшая квалификационная категория, в 2017 – 2018 прошел обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете по программе профессиональной переподготовке.

Подготовлены методические разработки:

• Изготовление объёмной композиции "Букет в декоративной корзиночке";

• Изготовление композиции на основе плетеного прямоугольного донышка из неокоренных прутьев

в подарок маме к 8-му марта;

• Практикум на УОУ: "Агротехника возделывания ивы. Формирование кроны, правила резки прута. Вредители ивы«;

• Изготовление подарочного варианта сувенира-пылевыбивалки к 8-му марта;

• Плетение настенного украшения «Ромашка» в два прута на столе- шаблоне;

• Плетение хлебницы в два прутика на лекальном шаблоне;

• Плетение круглого донышка;

• Плетение карандашницы на лекальном шаблоне.

• Размножение ивы черенкованием и др.

Подготовлены компьютерные презентации:

• "Введение в образовательную программу "Лозоплетение";

• "Разведение ивы";

• "Виды ив и их использование";

• "Технология плетения круглой корзины с донышка";

• "Плетение мини-корзиночки из прутьев и ленты на разборном шаблоне";

• "Омоложение и пригибание старовозрастных кустарников ивы курайской для увеличения урожайности прутьев";

• "Компетентностный подход в программе "Лозоплетение«;

• «Диагонстика экологической культуры в программе» и др.

Содержание программы

 

Учебно-тематический план и содержание программы «Лозоплетение» первого года обучения (144 часа)

  • Формирование объединения - 2 часа;
  • Вводное занятие - 2 часа;
  • Выращивание ивы, заготовка прутьев - 14 часов;
  • Подготовка материала к плетению - 28 часов;
  • Плетение и обработка изделий - 90 часов;
  • Участие в выставках, конкурсах, досуговых мероприятиях, проведение мастер-классов и т.п. - 6 часов;
  • Заключительное занятие - 2 часа

 

 

Цели программы

Цель программы: формирование экологической культуры обучающихся, через овладение предметными компетенциями лозоплетения

Задачи.

Личностные:

- воспитывать уважение к культуре и истории Родины, ценностное отношение к природе, уважение к другому человеку;

- развивать творческую фантазию, воображение, образное и конструктивное мышление;

- формировать навыки безопасного поведения и здорового образа жизни;

- воспитывать трудолюбие и уважение к труду и др.

Метапредметные:

- повышать уровень экологической культуры;

воспитывать навыки самостоятельной работы и самоконтроля;

- развивать навыки сотрудничества, взаимопомощи и общения в коллективе;

- формировать навыки доведения замыслов до результата и др.

Предметные:

- изучить приемы и техники лозоплетения;

- получить представление об ивовых прутьях, их свойствах, подготовке к плетению;

- научиться работать с шаблонами, приспособлениями и инструментами;

- научиться обрабатывать изготовленные плетеные изделия;

- научиться выращивать ивовые кустарники и др.

 

 

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся должны знать:

- основные инструменты, используемые при плетении, заготовке прутьев, работе на ивовых плантациях и технику безопасности при работе с ними;

- устройство плетеных изделий и виды плетения;

- основные термины лозоплетения;

- технологию оплетения изделий на основе-шаблоне и фанерных донышках и изготовления плетеных изделий;

- технологию подготовки прутьев к плетению;

- особенности использования окоренных и неокоренных прутьев;

- отличительные признаки ивовых кустарников по расположению и форме листа, по побегам, по цвету коры и др.;

- вегетативное размножение и элементы технологии возделывания ивовых кустарников;

- правила заготовки прутьев, черенков и корневой поросли;

- технологию пропаривания прутьев и правила пожарной безопасности;

- правила поведения в лесу и профилактические меры против клещей;

- технологию посадки черенков и корневой поросли.

Обучающиеся должны уметь:

- работать инструментами, используемыми при плетении, заготовке прутьев, работе на ивовых плантациях и применять технику безопасности;

- составлять схемы и эскизы плетёных изделий;

- оплетать ивовой лентой и прутьями изделия на основе-шаблоне и фанерных донышках;

- выполнять различные виды плетения;

- объяснять и использовать основные термины лозоплетения;

- различать ивовые кустарники по расположению и форме листа, по побегам, по цвету коры и др.

- ухаживать за посадками ивовых кустарников;

- заготавливать ивовые прутья, черенки и корневую поросль;

- пропаривать и окорять прутья ивы;

- выполнять правила поведения в лесу, обнаруживать и уничтожать клещей;

- высаживать черенки и корневую поросль;

- ухаживать за высаженными растениями.

Особые условия проведения

Если группы не переполнены и в достаточном количестве заготовлен материал, допускается приём обучающихся и в течение учебного года.

Педагог, учитывая творческий потенциал обучающихся и их индивидуальные возможности, а также в зависимости от заготовленных прутьев и материальной ситуации оставляет за собой право на замену некоторых тем, их перестановку и продолжительность.

ОВЗ – нет, бесплатная

Материально-техническая база

Просторное учебное помещение, помещение для складирования сухого прута, со шкафами и полками, помещение для пропаривания и замачивания прутьев

Список необходимого оборудования и материалов:

• учебные столы-верстаки и стулья;

• выставочные стенды;

• образцы плетёных изделий;

• ящики для инструментов (бокорезы, шилья, отвёртки, молотки и пр.);

• ёмкости для замачивания прута (ванна, фляги, вёдра др.);

• пропариватель;

• электроплитки для кипячения прута;

• коробочки для мусора;

• вытяжной вентилятор;

• линейки, транспортир, циркуль;

• кисточки для лакировки изделий и т.п;

• прутья различных видов ивы и др.

Информационное обеспечение: ноутбук, мультимедийная аппаратура, интернет.

В программе реализуются современные педагогические технологии.

Дидактические материалы:

• Выставка лучших работ детей при объединении.

• Схемы плетения изделий, технологии.

• Фотографии плетеных изделий.

• Образцы плетеных изделий по годам обучения.

• Фотоархив работ обучающихся в компьютере и пр.