- Главная
- Направления
- Художественная
- Декоративно-прикладное творчество
- Программа «Лозоплетение», 1 год обучения
Программа «Лозоплетение», 1 год обучения
- автором предложены новые подходы, при изготовлении плетёных изделий, которые позволяют учитывать возрастные особенности и подготовленность обучающихся;
- занятия по плетению изделий тесно связаны с занятиями по ознакомлению с видами ив, другими материалами, используемыми в плетении (береста, солома, камыш, рогоз и др), что позволяет проводить различные интегрированные занятия;
- дети обучаются технологиям возделывания, способам размножения ивовых кустарников, правильной срезке прута и подготовке его к плетению;
- изготавливать плетеные изделия можно, как для личных целей, так и с целью реализации результатов своего труда на рынке при индивидуальной трудовой деятельности.
- работа руками помогает сосредоточиться, развивает волю и терпение, приучает к аккуратности, помогает справиться со стрессами, депрессиями, помогает самоутвердиться как личность;
- развитие мелкой моторики рук, экскурсии и практические занятия в лесу, на берегу реки способствуют укреплению физического и психического здоровья детей.
Педагоги
Галлеев Рамиль Фарисович, педагог высшей квалификационной категории, кандидат сельскохозяйственных наук.
Обучающиеся участвуют в конкурсах и выставках районного, регионального, федерального и международного уровней. Являются дипломантами и победителями этих конкурсов.
В 2018 году подтверждена высшая квалификационная категория, в 2017 – 2018 прошел обучение в Новосибирском государственном педагогическом университете по программе профессиональной переподготовке.
Подготовлены методические разработки:
• Изготовление объёмной композиции "Букет в декоративной корзиночке";
• Изготовление композиции на основе плетеного прямоугольного донышка из неокоренных прутьев
в подарок маме к 8-му марта;
• Практикум на УОУ: "Агротехника возделывания ивы. Формирование кроны, правила резки прута. Вредители ивы«;
• Изготовление подарочного варианта сувенира-пылевыбивалки к 8-му марта;
• Плетение настенного украшения «Ромашка» в два прута на столе- шаблоне;
• Плетение хлебницы в два прутика на лекальном шаблоне;
• Плетение круглого донышка;
• Плетение карандашницы на лекальном шаблоне.
• Размножение ивы черенкованием и др.
Подготовлены компьютерные презентации:
• "Введение в образовательную программу "Лозоплетение";
• "Разведение ивы";
• "Виды ив и их использование";
• "Технология плетения круглой корзины с донышка";
• "Плетение мини-корзиночки из прутьев и ленты на разборном шаблоне";
• "Омоложение и пригибание старовозрастных кустарников ивы курайской для увеличения урожайности прутьев";
• "Компетентностный подход в программе "Лозоплетение«;
• «Диагонстика экологической культуры в программе» и др.
Содержание программы
Учебно-тематический план и содержание программы «Лозоплетение» первого года обучения (144 часа)
- Формирование объединения - 2 часа;
- Вводное занятие - 2 часа;
- Выращивание ивы, заготовка прутьев - 14 часов;
- Подготовка материала к плетению - 28 часов;
- Плетение и обработка изделий - 90 часов;
- Участие в выставках, конкурсах, досуговых мероприятиях, проведение мастер-классов и т.п. - 6 часов;
- Заключительное занятие - 2 часа
Цели программы
Цель программы: формирование экологической культуры обучающихся, через овладение предметными компетенциями лозоплетения
Задачи.
Личностные:
- воспитывать уважение к культуре и истории Родины, ценностное отношение к природе, уважение к другому человеку;
- развивать творческую фантазию, воображение, образное и конструктивное мышление;
- формировать навыки безопасного поведения и здорового образа жизни;
- воспитывать трудолюбие и уважение к труду и др.
Метапредметные:
- повышать уровень экологической культуры;
воспитывать навыки самостоятельной работы и самоконтроля;
- развивать навыки сотрудничества, взаимопомощи и общения в коллективе;
- формировать навыки доведения замыслов до результата и др.
Предметные:
- изучить приемы и техники лозоплетения;
- получить представление об ивовых прутьях, их свойствах, подготовке к плетению;
- научиться работать с шаблонами, приспособлениями и инструментами;
- научиться обрабатывать изготовленные плетеные изделия;
- научиться выращивать ивовые кустарники и др.
Результат программы
В результате реализации программы обучающиеся должны знать:
- основные инструменты, используемые при плетении, заготовке прутьев, работе на ивовых плантациях и технику безопасности при работе с ними;
- устройство плетеных изделий и виды плетения;
- основные термины лозоплетения;
- технологию оплетения изделий на основе-шаблоне и фанерных донышках и изготовления плетеных изделий;
- технологию подготовки прутьев к плетению;
- особенности использования окоренных и неокоренных прутьев;
- отличительные признаки ивовых кустарников по расположению и форме листа, по побегам, по цвету коры и др.;
- вегетативное размножение и элементы технологии возделывания ивовых кустарников;
- правила заготовки прутьев, черенков и корневой поросли;
- технологию пропаривания прутьев и правила пожарной безопасности;
- правила поведения в лесу и профилактические меры против клещей;
- технологию посадки черенков и корневой поросли.
Обучающиеся должны уметь:
- работать инструментами, используемыми при плетении, заготовке прутьев, работе на ивовых плантациях и применять технику безопасности;
- составлять схемы и эскизы плетёных изделий;
- оплетать ивовой лентой и прутьями изделия на основе-шаблоне и фанерных донышках;
- выполнять различные виды плетения;
- объяснять и использовать основные термины лозоплетения;
- различать ивовые кустарники по расположению и форме листа, по побегам, по цвету коры и др.
- ухаживать за посадками ивовых кустарников;
- заготавливать ивовые прутья, черенки и корневую поросль;
- пропаривать и окорять прутья ивы;
- выполнять правила поведения в лесу, обнаруживать и уничтожать клещей;
- высаживать черенки и корневую поросль;
- ухаживать за высаженными растениями.
Особые условия проведения
Если группы не переполнены и в достаточном количестве заготовлен материал, допускается приём обучающихся и в течение учебного года.
Педагог, учитывая творческий потенциал обучающихся и их индивидуальные возможности, а также в зависимости от заготовленных прутьев и материальной ситуации оставляет за собой право на замену некоторых тем, их перестановку и продолжительность.
ОВЗ – нет, бесплатная
Материально-техническая база
Просторное учебное помещение, помещение для складирования сухого прута, со шкафами и полками, помещение для пропаривания и замачивания прутьев
Список необходимого оборудования и материалов:
• учебные столы-верстаки и стулья;
• выставочные стенды;
• образцы плетёных изделий;
• ящики для инструментов (бокорезы, шилья, отвёртки, молотки и пр.);
• ёмкости для замачивания прута (ванна, фляги, вёдра др.);
• пропариватель;
• электроплитки для кипячения прута;
• коробочки для мусора;
• вытяжной вентилятор;
• линейки, транспортир, циркуль;
• кисточки для лакировки изделий и т.п;
• прутья различных видов ивы и др.
Информационное обеспечение: ноутбук, мультимедийная аппаратура, интернет.
В программе реализуются современные педагогические технологии.
Дидактические материалы:
• Выставка лучших работ детей при объединении.
• Схемы плетения изделий, технологии.
• Фотографии плетеных изделий.
• Образцы плетеных изделий по годам обучения.
• Фотоархив работ обучающихся в компьютере и пр.