Программа " Физики – гении фантазии"

Занятия кружкового объединения способствуют развитию и поддержке интереса учащихся к деятельности определенного направления, дают возможность расширить и углубить знания и умения, полученные в процессе учебы, помогают лучше осваивать школьную программу и создают условия для всестороннего развития личности.

 

Занятия кружка являются источником мотивации учебной деятельности учащихся, дают им глубокий эмоциональный заряд. Прохождение изучаемого материала происходит примерно параллельно с курсом физики в основной школе с соответствующим повторением, проведением самостоятельных экспериментов, изготовлением пособий и моделей, закреплением, расширением и углублением знаний учащихся, что повышает эффективность обучения и в творческом объединении, и на уроках.

 

Учащиеся лучше понимают материал. Следовательно, у них возникает уверенность в своих силах и желание приобретать новые знания. Появляется ощущение успеха. Воспитание творческой активности учащихся в процессе изучения ими

 

Этапы реализации:

I. Подготовительный. Анкетирование учащихся с целью выявления уровня физической грамотности, разделов физики которыми интересуются учащиеся Создание программы кружка по физике с учетом результатов анкетирования. Организация внеклассной работы кружка «Физики- гении фантазии», разработка программы.

II. Основной. Организация деятельности учащихся. Обучение навыкам выполнения работ исследовательского характера, решения разных типов задач, постановки эксперимента, работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными. Анализ деятельности учащихся

III. Аналитический. Проведение диагностики с целью изучения эффективности работы и выявление результативности программы. Обобщение результатов, выводы и анализ трудностей. Оценка эффективности программы, коррекция деятельности. Обобщение результатов.

 

Педагоги

Чернявка Галина Анатольевна - учитель математики и физики, педагог дополнительного образования.

Образование - высшее.

Квалификационная категория – высшая.

Квалификация:

  • 2015 год, «Санкт-Петербургский центр дополнительного профессионального образования» по программе "Теория, методика и современные образовательные технологии начального,основного общего и среднего общего образования по теме :"Системно-деятельностный подход как основа реализации ФГОС".
  • 2019 год, "ООО Инфоурок"по программе повышения квалификации "Профессионально-личностное развитие педагогических работников системы дополнительного образования в рамках применения профессионального стандарта педагог дополнительного образования".
  • 2017 год, «Академия Образования «Атон» по программе "Оказание первой помощи учащимся во время пребывания в образовательном учреждении".

Содержание программы

Тема 1. Введение (3 часа):

  1. Организационное занятие Вводное занятие. Инструктаж по охране труда на занятиях кружка.
  2. Физика – наука о природе.Физика в современном мире. Роль и место физики в современном мире. Основные этапы развития физики.
  3. Методы изучения физических явлений. Измерение физических величин. 

 

Тема 2. Физика и времена года: физика осенью (5 часов):

  1. Экскурсия на осеннюю природу.
  2. Создание презентации "Физика Осенью"Работа с Программой Power Point по созданию слайдов.
  3. Аэродинамика.
  4. Изготовление модели воздушного змея и других летающих моделей Испытание собственных моделей Конкурс "Летающий змей".
  5. Загадочное вещество – вода. Три состояния воды. 

 

Тема 3. Взаимодействие тел (11 часов):

  1. Механическое движение.Механическое движение. 
  2. Явление инерции. "Неподвижная башня".
  3. Практическая работа "Измерение быстроты реакции человека".
  4. Плотность.Практическая работа "Определение плотности природных материалов«.
  5. Сила. Вес. Невесомость.Решение задач.
  6. Явление тяготения. Сила тяжести Закон всемирного тяготения. Сила тяжести на других планетах.
  7. Решение задач. Почему звезды не падают?
  8. Сила трения.Занимательный опыт «Шарик на нити».
  9. Подготовка электронных презентаций по теме «Взаимодействие тел».
  10. Тестовые задания по физике.
  11. Механическая работа и мощность.Практическая работа "Какова твоя мощность, которую ты развиваешь, поднимаясь по лестницам школы".

 

 

Тема 4. Физика и времена года: физика зимой (4 часа):

  1. Физика – наука о природе.
  2. Создание презентации "Физика зимой".
  3. Снег, лед, и метель.Снежинки в воздухе. 
  4. Физика в литературе

 

Тема 5. Астрофизика (3 часа):

  1. Строение солнечной системы.Солнечная система. Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Спутники планет и Луна. Малые тела, орбиты и периодичность комет.
  2. Звездное небо. Созвездия Звезды и галактики близкие и далекие. 
  3. Время и его измерение. Календарь.
  4. Луна – естественный спутник Земли.
  5. Космические путешествия на Марс. Тайны Марса.
  6. Сатурн. Спутники и кольца Сатурна.
  7. Астероиды. Кометы. "Звездопады".

 

Тема 6. Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (8 часов):

  1. Давление твердых тел
  2. Закон Паскаля Давление в жидкости.
  3. Атмосферное давление.Тонометр, манометры.
  4. Занимательные опыты
  5. Роль атмосферного давления в природе.
  6. Практическая работа "Измерение атмосферного давления в школе и на улице«
  7. Атмосферное давление и медицина.. Атмосферное давление в жизни человека. «Горная болезнь», влияние атмосферного давления на самочувствие людей
  8. Практическая работа "Определение давления крови у человека".

 

Тема 7. Тепловые явления (3 часа):

  1. Температура. Термометр.
  2. Испарение. Влажность.
  3. Вечер "Физика за чашкой чая".

 

Тема 8. Физика и времена года. Физика весной (2 часа):

  1. Физические явления весной.
  2. Туман.Туман под микроскопом. Насыщенный водяной пар.Туманы испарения и туманы охлаждения. 

 

Тема 9. Физика и электричество (6 часов):

  1. Электрические явления. Электризация тел.
  2. Способы соединения потребителей электрической энергии.Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
  3. Проводники и непроводники электричества. Электрическая цепь и ее составные части.
  4. Атмосферное электричество. Грозовая туча.  О физической природе шаровой молнии.
  5. Взаимное притяжение и отталкивание "Султанов«Занимательные опыты по электричеству.
  6. «Сто тысяч почему?» Развлекательная программа.Сообщения учащихся.

 

Тема 10. Световые явления (3 часа):

  1. Источники света.Распространение света.  Радуга на других планетах. Физика и красота
  2. Глаз – живой оптический прибор.
  3. Оптические иллюзии Фотоаппарат. Проектор. Спектроскоп.

 

Тема 11. Физика космоса (2 часа):

  1. Достижения и перспективы современной космонавтики.
  2. Создание электронной презентации "Космос.

 

Тема 12. Магнетизм (2 часа):

  1.  Магнитное поле Земли.
  2. Магнитобиология.

 

Тема 13. Достижения современной физики (3 часа):

  1. Наноматериалы.
  2. Средства современной связи.Системы астронавигации (GPS и Глонасс)
  3. Физика и военная техника.Физика в задачах военно-исторических событий Роль физики в победе советского народа в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг. 

 

Тема 14. Физика и времена года:физика летом (7 часов):

  1. Какой месяц лета самый жаркий?
  2. Физические кроссворды и ребусы.Изготовление самодельных картин "Физика в веселых картинках".
  3. Урок-представление "Физические фокусы"
  4. Защита электронной презентации "Мои шаги в мире науки"

Цели программы

Цель: формирование научного мировоззрения, опыта научно-исследовательской деятельности.

 

Задачи:

  1. Образовательные: способствовать самореализации кружковцев в изучении конкретных тем физики, развивать и поддерживать познавательный интерес к изучению физики как науки, знакомить учащихся с последними достижениями науки и техники, научить решать задачи нестандартными методами, развитие познавательных интересов при выполнении экспериментальных исследований с использованием информационных технологий.
  2. Воспитательные: воспитание убежденности в возможности познания законов природы, в необходимости разумного использования достижений науки и техники, воспитание уважения к творцам науки и техники, отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
  3. Развивающие: развитие умений и навыков учащихся самостоятельно работать с научно-популярной литературой, умений практически применять физические знания в жизни, развитие творческих способностей, формирование у учащихся активности и самостоятельности, инициативы. Повышение культуры общения и поведения.

Результат программы

Ожидаемые результаты:

  • Навыки к выполнению работ исследовательского характера;
  • Навыки решения разных типов задач;
  • Навыки постановки эксперимента;
  • Навыки работы с дополнительными источниками информации, в том числе электронными, а также умениями пользоваться ресурсами Интернет.

Материально-техническая база

Изложение теоретических вопросов должно проводится с максимальным использованием средств наглядности (демонстрационный эксперимент, таблицы, учебные видеофильмы). Рассказ учителя сопровождается цветными иллюстрациями, плакатами. Большинство тем дополняется показом презентаций и видеофильмов.

Для проверки знаний и закрепления пройденного материала проводятся практические занятия с использованием различного дидактического материала.

Организуется непосредственные наблюдения небесных тел.

На занятиях кружковцы получают элементарные навыки с научно популярной и справочной литературой, Интернетом.

По завершении отдельного раздела программы проводится массовое мероприятие с целью закрепления пройденного материала и поддержания устойчивого интереса к обучению. Это викторины, конкурсы, интеллектуальные игры и т. д.