Программа «Экология родного края»

Занятия по программе проводятся на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Хорошенской средней общеобразовательной школы Карасукского района Новосибирской области.

 

Введение системы непрерывного экологического образования, его направленность на развитие экологической культуры подрастающего поколения требует формирования и закрепления у обучающихся знаний о реальных факторах экологической опасности, практических навыках по оценке качеств окружающей среды.

 

В настоящее время ощущается необходимость в создании комплексных экологических программ, посвященных не какому–то отдельному разделу экологии, а таких которые помогали бы создать у обучающихся общий экологический кругозор, комплексное восприятие экологических знаний и проблем. Большинство существующих программ ориентированы на проведение в основном, аудиторных занятий, недостаточно используя обучение непосредственно в природных условиях.

 

Программа направлена на формирование экологической культуры, практических навыков экологического мониторинга, знакомство с природой родного края и бережного отношения к ней. Практические навыки и знания, полученные по программе, как нельзя лучше отвечает целям экологического образования обучающихся: возрождение и развитие их этноэкологической культуры, традиционных форм жизнедеятельности, национального самосознания.

 

Обоснование значимости программы, ее новизна. В настоящее время отсутствуют программы экологического образования детей, основанных на местных материалах.

Педагоги

Бороздун Валентина Александровна – педагог дополнительного образования по совместительству, соответствие занимаемой должности.

 

Уровень образования: высшее, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», квалификация «Бакалавр естественнонаучного образования (биология)», по направлению подготовки «050100 Естественнонаучное образование», 06.06.2014 г.

Стаж педагогической работы: 7 лет.

Расписание

Расписание занятий:

 

Вторник:

Группа 1–го года обучения: 16:00–16:45.

Четверг:

Группа 1–го года обучения: 17:00–17:45.

 

Продолжительность занятия: 45 минут.

 

Режим занятий:

  • для обучающихся 1–го года обучения – 2 занятия по 1 академическому часу в неделю, 72 часа в учебном году;
  • для обучающихся 2–го года обучения – 2 занятия по 1 академическому часу в неделю, 72 часа в учебном году;
  • для обучающихся 3–го года обучения – 2 занятия по 1 академическому часу в неделю, 72 часа в учебном году.

Содержание программы

Учебный план 1–го года обучения включает в себя следующие темы обучения:

  • Введение – 2 часа.
  • Предмет экологии. Задачи экологии – 2 часа.
  • Охрана природы – 2 часа.
  • Современные проблемы охраны окружающей среды – 2 часа.
  • Сообщества. Экосистема Биогеоценозы – 2 часа.
  • Биосфера – 2 часа.
  • Основные формы организации жизни – 2 часа.
  • Разнообразие жизни – 2 часа.
  • Растения – 2 часа.
  • Животные – 2 часа.
  • Грибы – 2 часа.
  • Среда жизни: вода – 2 часа.
  • Среда жизни: воздух – 2 часа.
  • Среда жизни: почва – 2 часа.
  • Организмы водной среды – 2 часа.
  • Организмы наземно–воздушной среды – 2 часа.
  • Организмы почвенной среды – 2 часа.
  • Растительные сообщества – 2 часа.
  • Растительность – важнейший ресурс – 2 часа.
  • Рациональное использование лесных ресурсов – 2 часа.
  • Охрана и воспроизводство растительности – 2 часа.
  • Виды растений занесенных в Красную книгу России – 2 часа.
  • Виды растений занесенных в Красную книгу Новосибирской области – 2 часа.
  • Описание эколого–биологического профиля – 2 часа.
  • Абиотические факторы среды – 2 часа.
  • Вода – как абиотический фактор – 2 часа.
  • Рациональное использование водных ресурсов – 2 часа.
  • Охрана вод – 2 часа.
  • Водоем как экологическая система – 2 часа.
  • Биоценоз пресного водоема – 2 часа.
  • Водоемы окрестностей села Хорошее – 2 часа.
  • Географическое описание озера Хорошее – 2 часа.
  • Термический режим и гидрологический режим озера Хорошее – 2 часа.
  • Состав воды озера Хорошее – 2 часа.
  • Видовой состав озера и прибрежных территорий – 2 часа.
  • Прилет и начало гнездования птиц на озере Хорошее – 2 часа.

Учебный план 2–го года обучения включает в себя следующие темы обучения:

  • Характеристика воды в водоемах села Хорошее – 2 часа.
  • Правила поведения в природе – 2 часа.
  • Составление экологических памяток для младших товарищей и для взрослых – 2 часа.
  • Умей передать свои знания другим – 2 часа.
  • Способы охраны природы – 2 часа.
  • Охраняемые природные территории России: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы – 2 часа.
  • Охраняемые объекты природы Новосибирской области и Карасукского района – 2 часа.
  • СО РАН «Карасукская биостанция» – 2 часа.
  • Экологическая тропа – 2 часа.
  • Окружающая среда и здоровье человека – 4 часа.
  • Биологическое, химическое загрязнение среды и здоровье человека – 4 часа.
  • Влияние шума на здоровье человека – 2 часа.
  • Различные типы экологических факторов. Экологическая Ниша.
    Антропогенный фактор – 2 часа.
  • Паразитизм и болезни – 2 часа.
  • Ядовитые растения и животные нашей местности – 2 часа.
  • Структура и границы биосферы – 2 часа.
  • Антропогенное воздействие на биосферу – 2 часа.
  • Загрязнение природной среды и его основные виды – 4 часа.
  • Круговорот веществ в экосистеме – 2 часа.
  • Словарь юного эколога – 2 часа.
  • Кодекс юного эколога – 2 часа.
  • Хочу быть здоровым! – 2 часа.
  • История создания Красной книги – 2 часа.
  • Составление Красной книги нашего родного края – 4 часа.
  • Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды – 2 часа.
  • Природные и антропогенные объекты на территории села – 2 часа.
  • Сообщество, экосистема, биогеоценоз, биосфера – 2 часа.
  • Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера – 2 часа.
  • Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы – 2 часа.
  • Создание экологических памяток – 2 часа.
  • Итоговое занятие – 2 часа.

Учебный план 3–го года обучения включает в себя следующие темы обучения:

  • Осенний сезон исследований – 15 часов.
  • Зимний сезон исследований – 22 часа.
  • Весенний сезон исследований – 15 часов.
  • Летний полевой практикум – 17 часов.
  • Оформление экологического паспорта родного села. Анализ многолетних результатов экомониторинга села – 3 часа.

Цели программы

Основная цель программы – развитие у обучающихся системного экологического мышления и приобретение ими практических навыков рационального природопользования как основы экологической культуры личности.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

 

Образовательные:

  1. Овладение обучающимися системой экологических знаний.
  2. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.
  3. Умение работать с разными источниками эколого-краеведческой информации: находить информацию в различных источниках (текстах учебных пособий, научно-популярной литературе, определителях, словарях и справочниках, ресурсах Интернет и др.), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию в различной знаковой форме – в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.
  4. Совершенствование умения самостоятельного поиска, анализа, систематизации, творческой обработки информации.

Личностные:

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, бережного отношения к природе.
  2. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, прогнозировать последствия и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметные:

  1. Развитие навыков экологического познания, анализа и сопоставления источников, работа с полевыми материалами.
  2. Овладение навыками оформления полученных полевых материалов и творческих работ.
  3. Реализация принципа патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию.
  4. Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся 1–го года обучения будут знать и уметь:

  • самостоятельно добывать знания и применять их на практике;
  • грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;
  • активно участвовать в коллективной познавательной деятельности.

 

В результате реализации программы обучающиеся 2–го года обучения будут знать:

  • основные экологические проблемы села, района, области, формы и методы охраны окружающей среды.

В результате реализации программы обучающиеся 2–го года обучения будут уметь:

  • самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;
  • готовить выступления о результатах наблюдений на заседаниях кружка, классных часах, экологических вечерах, конференциях, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;
  • проводить занятия в кружке, игровые программы, готовить вечера, праздники.

 

В результате реализации программы обучающиеся 3–го года обучения будут знать и уметь:

  • основные принципы и правила отношения к живой природе, основы экологической этики и природоохранных действий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, доказывать, строить рассуждения, делать выводы, прогнозировать последствия и др.); эстетического отношения к живым объектам;
  • реализация принципа патриотизма на основе ответственного отношения к природным объектам и культурному наследию.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • развитие практических умений обучающихся, формирование навыков практической оценки состояния окружающей среды;
  • развитие исследовательских умений в области экологического образования;
  • развитие экологической грамотности;
  • повышение роли актуализированной практико-ориентированной деятельности обучающихся в учебно–воспитательном процессе.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Учебное помещение: площадь 47,6 м², соответствует санитарным нормам, расположено в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Хорошенской средней общеобразовательной школы Карасукского района Новосибирской области.

 

Материально–техническое обеспечение:

  • стол для преподавателя;
  • стул для преподавателя;
  • столы ученические;
  • стулья ученические;
  • видеопроектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • сканер;
  • веб–камера;
  • принтер.

Информационное обеспечение:

  • Былова А.М. Экология растений. – М.: «Вентана Графа», 2002.
  • Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – М.: Педагогическое общество России, 2001.
  • Дольник В. Непослушное дитя биосферы. – М.: «Педагогика–пресс», 1994.
  • Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – М.: Владос, 2001.
  • Модестов С.Ю. Сборник творческих задач по биологии, экологии, ОБЖ. – СПб.: «Акцидент», 1998.

Педагогические технологии, используемые в программе:

  • технология индивидуализации обучения;
  • технология группового обучения;
  • технология коллективного взаимообучения;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология разноуровневого обучения;
  • технология исследовательской деятельности;
  • технология проектной деятельности.

Дидактические материалы, используемые в программе:

  • раздаточные материалы.

Стоимость

Обучение по программе осуществляется на бесплатной основе.