Программа «Школа успеха»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направлена на развитие интеллектуальных умений обучающихся на основе формирования у них умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она даёт школьнику возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.

 

Актуальность разработки и создания данной программы обусловлена анализом сложившейся ситуации в Казанской СОШ, который позволил выявить следующие противоречия:

– развитие интеллекта ограничивается рамками школьной программы, а социальная действительность требует более широкого кругозора;

– у подростков есть потребность в межличностном общении, но отсутствуют первичные навыки социальных коммуникаций.

 

Новизна данной программы состоит в обобщении и структурировании работы по развитию интеллектуальных, организаторских и коммуникативных способностей подростков через включение их в интеллектуальную досуговую деятельность не только как пассивных участников, а как активных организаторов всех интеллектуально – познавательных мероприятий через совместную деятельность взрослых и детей.

 

Направленность. Программа отнесена к социально-гуманитарной направленности, процесс обучения направлен на развитие интеллекта и креативности как основных составляющих умственного развития ребенка.

Адресат программы – обучающиеся в возрасте от 14 до 16 лет.

Объём программы – 408 часов.

Срок освоения программы – 3 года.

Общее количество часов в неделю – 4.

Режим занятий – в соответствии с СанПиН 2 раза в неделю по 2 часа.

Продолжительность занятия – 45 минут с перерывом 10 минут.

 

Программа реализуется на базе МКОУ – Казанской СОШ. 632786, Новосибирская область, Баганский район, с Казанка улица Школьная, 22.

Педагоги

Буркатская Вероника Александровна, педагог дополнительного образования Баганского Дома детского творчества по совмещению.Образование высшее, имеет высшую квалификационную категорию. Ее обучающиеся, постоянные участники районных интеллектуальных игр.

Расписание

Вторник 14.15-15.55

Четверг 14.15-15.55

Содержание программы

Учебный план первого года обучения

 

Введение. Определение стиля обучения и восприятия при помощи тестов-5ч.

Определение уровня общих знаний учащихся при помощи тестов – 2ч.

Психологический практикум −4ч.

Определение вида восприятия. Тренинг- 10ч.

Развитие логического мышления. Логические игры-12ч.

Эрудиция – ключ к успеху. Принципы интеллектуальной разминки-6ч.

Вопрос – основа игры. Требования к вопросам. Составление вопросов-5ч.

Нетрадиционные формы интеллектуальных игр-8ч.

Подготовка к участию в играх, конкурсах, турнирах-10ч.

Алгоритм поиска ответов. Основные приёмы −8ч.

Как работать с книгой. Основные приёмы-4ч.

Отработка правил различных игр, тренировочные игры −58ч.

Мониторинг деятельности клуба. Создание «банка идей» к следующему учебному году-4ч.

 

Учебный план второго года обучения

Вводное занятие. Игра – дело серьезное – 50ч.

Что такое интеллект? −4ч.

Работа с литературой −6ч.

Магия интеллекта-30ч.

Любое дело на радость людям, иначе зачем!-10ч.

Повышение уровня IQ-20ч.

Работа ведущего-10ч.

Изготовление реквизита к коллективным делам-6ч.

 

Учебный план третьего года обучения

Введение. Определение уровня интеллектуальных способностей с помощью соответствующих методик −10ч.

Развитие интеллектуальных способностей-8ч.

Интеллектуально-развлекательные игры-36ч.

Подготовка к участию в играх, конкурсах, турнирах-8ч.

Конкурсы эрудитов-10ч.

Логические игры-14ч.

Работа с вопросами-10ч.

Тренинги-12ч.

Командные игры-10ч.

Организация и проведение игр «Что? Где? Когда?»-16ч.

Мониторинг деятельности клуба. Создание «банка идей» к следующему учебному году-2ч.

 

 

 

 

Цели программы

Цель программы – создание условий для интеллектуального развития и становления личности обучающихся.

 

Задачи программы:

- личностные:

• сформировать у обучающихся бесконфликтное поведение, навык работы в команде, умение слушать партнёра, доказывать свою точку зрения;

• развить у обучающихся внимательность, настойчивость, чувство любознательности, целеустремленность, умение преодолевать трудности;

• воспитать чувство ответственности – не только личной, но и

групповой (ответственность капитана за выбор версии и результат команды);

• развить самостоятельность суждений, независимость и

нестандартность мышления.

 

 

- метапредметные:

• понимать и принимать поставленную задачу (заданный вопрос), сформулированную педагогом, отделять лишнюю информацию;

• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе

работы с заданием (вопросом);

• пользоваться приёмами анализа и синтеза информации;

• делать предварительный отбор источников информации;

ориентироваться в дополнительной литературе;

• перерабатывать полученную информацию: сравнивать и

группировать данные, делать выводы в результате совместной работы группы (команды);

• осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения

учебных и познавательных задач.

 

- образовательные (предметные):

• помочь обучающимся глубже усвоить пройденный материал, дать новые знания как в рамках школьной программы, так и вне её;

• формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

 

Результат программы

Личностные:

- наличие представлений об истории интеллектуальных игр;

- владение правилами, принципами традиционных и нетрадиционных интеллектуальных игр;

- развитие нестандартного, логического мышления;

- способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;

- способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом.

 

Метапредметные:

- владение умениями самостоятельно планировать пути достижения целей; соотносить свои действия с планируемыми результатами, умение осуществлять контроль своей деятельности, определять способы действий в рамках предложенных условий, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; оценивать правильность выполнения учебной задачи;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- владение основными универсальными умениями информационного характера: структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

- владение навыками коммуникации и социального взаимодействия.

 

 

Обучающийся научится:

оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной цели;

выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

 

Обучающийся получит возможность научиться:

- ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

- самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

- выстраивать индивидуальную образовательную траекторию, учитывая ограничения со стороны других участников и ресурсные ограничения;

- менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности; координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия;

- распознавать конфликтогенные ситуации и предотвращать конфликты до их активной фазы, выстраивать деловую и образовательную коммуникацию, избегая личностных оценочных суждений.

Особые условия проведения

Занятия по программе проводятся в специально оборудованном кабинете:

-удобная мебель и её правильная расстановка;

-воздушно-тепловой режим (поддерживается оптимальная температура 19-21 градусов и относительная влажность 50-60%, используется естественная вентиляция при проветривании кабинета);

- хорошая освещённость, используются жалюзи на окнах;

-чистота кабинета (проводится ежедневная влажная уборка);

-эстетика кабинета (использована краска, не дающую бликов, спокойные цвета для окраски мебели, стен и потолка, на полу постелен линолеум светлого оттенка);

-грамотное оформление кабинета (имеются в наличии инструкции по технике безопасности и правилам поведения, а также рекомендации по соблюдению правильной осанки, комплексы упражнений для снятия напряжения).

 

Принцип комплектования групп: общедоступный. Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей.

 

 

Материально-техническая база

Компьютер, проектор, интерактивная доска, принтер, сканер. Имеются разнообразные игровые пособия.