Программа «Мы воспитываем юных»

Занятия по программе проводятся на базе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Хорошенской средней общеобразовательной школы Карасукского района Новосибирской области.

 

Современный музей – концентрированное воплощение духовных устремлений культуры, ее прошлого и настоящего. В музейном пространстве посетитель вступает в диалог с различными эпохами, культурами, личностями. Музейное собрание – маленькая модель мира, помогающая человеку ориентироваться, адаптироваться в реальном мире, решать проблемы.

 

Актуальность программы заключается в обучении детей основам музейного дела. Это связано,

во–первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, области;

во–вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии;

в–третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования;

в–четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки кружковцев, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.

 

Отличительной особенностью программы является то, что большую часть времени обучающиеся работают с музейным материалом, связываются с архивами, беседуют со старожилами, встречаются с очевидцами событий. Занятия предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно–практического опыта. В основе практических работ лежит научно–исследовательская деятельность. Такая работа позволяет обучающимся обобщать изученный материал и представлять его на различных конкурсах исследовательской направленности.

Педагоги

Яцун Екатерина Николаевна – педагог дополнительного образования по совместительству первой квалификационной категории.

 

Уровень образования: высшее, Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Новосибирский государственный педагогический университет», квалификация «Учитель технологии и предпринимательства», по специальности «Технология и предпринимательство», 24.09.2009 г.

Стаж педагогической работы: 13 лет.

Расписание

Расписание занятий:

 

Понедельник:

Группа 1–го года обучения: 16:00–16:45; 16:45–17:00 – перемена; 17:00–17:45.

Среда:

Группа 1–го года обучения: 16:30–17:15; 17:15–17:30 – перемена; 17:30–18:15.

 

Продолжительность занятия: 45 минут.

Перемена: 15 минут.

 

Режим занятий:

  • для обучающихся 1–го года обучения – 2 занятия по 2 академических часа в неделю, 144 часа в учебном году;
  • для обучающихся 2–го года обучения – 2 занятия по 2 академических часа в неделю, 144 часа в учебном году;
  • для обучающихся 3–го года обучения – 2 занятия по 2 академических часа в неделю, 144 часа в учебном году.

Содержание программы

Учебный план 1–го года обучения включает в себя следующие темы обучения:

  • Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности – 2 часа.
  • Школьный музей, как центр обучения и воспитания в образовательном учреждении – 10 часов.
  • Фонды музея. Научная организация фондовой работы – 14 часов.
  • Собирательская поисковая работа – 5 часов.
  • Учёт и хранение фондов – 28 часов.
  • Экспозиционная работа – 17 часов.
  • Подготовка и проведение музейной экскурсии – 25 часов.
  • Заочное путешествие по музеям страны и мира – 4 часа.
  • Краеведение – 37 часов.
  • Подведение итогов работы – 2 часа.

Учебный план 2–го года обучения включает в себя следующие темы обучения:

  • Вводное занятие – 2 часа.
  • Основы музейных знаний – 26 часов.
  • Краеведение – 32 часа.
  • Научно–исследовательская деятельность школьного музея – 12 часов.
  • Военно–патриотическая работа – 10 часов.
  • Фонды музея. Научная организация фондовой работы – 10 часов.
  • Собирательская поисковая работа – 12 часов.
  • Экспозиционная работа – 20 часов.
  • Подготовка и проведение музейной экскурсии – 10 часов.
  • Итоговое занятие – 4 часа.

Учебный план 3–го года обучения включает в себя следующие темы обучения:

  • Вводное занятие – 2 часа.
  • Научно-исследовательская работа – 38 часов.
  • Требования к оформлению научно–исследовательской работы – 15 часов.
  • Требования к оформлению реферата – 10 часов.
  • Научно–исследовательская деятельность школьного музея – 28 часов.
  • Военно–патриотическая работа – 17 часов.
  • Краеведение. Историческое прошлое нашего края – 10 часов.
  • Экспозиционная работа – 12 часов.
  • Подготовка и проведение музейной экскурсии – 8 часов.
  • Итоговое занятие – 4 часа.

Цели программы

Основная цель программы – формирование у обучающихся основ музейной грамотности, социальной активности, интеллектуального развития путем вовлечения их в поисково–исследовательскую краеведческую деятельность через разнообразные формы музейной работы, развитие творческой активности и самодеятельности.

 

Достижение поставленной цели возможно при решении следующих задач:

 

Образовательные:

  1. Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек, Интернета, в ходе беседы (опроса) с очевидцами.
  2. Реализовывать проектно–исследовательскую деятельность.
  3. Проводить наблюдение и практикум под руководством педагога.
  4. Систематизировать и обобщить материалы, связанные с историей школы, села, района, области.
  5. Объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования.

Личностные:

  1. Основы социально–критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий.
  2. Составить целостное представление о многогранности музейного мира и профессии музеолога.
  3. Гражданскую идентичность, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.
  4. Уважение к истории, культурным и историческим памятникам.
  5. Уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира.
  6. Потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

Метапредметные:

  1. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
  2. Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор.
  3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
  4. Работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Результат программы

В результате реализации программы обучающиеся будут знать:

  • исторический путь народов своей страны как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности.

В результате реализации программы обучающиеся будут уметь:

  • сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную, общественную и др.;
  • работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (эссе, презентация, реферат и др.);
  • изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своего родного края и страны.

У обучающихся будут развиты следующие личностные качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества;
  • осмысление социально–нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность;
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей в истории родного края и своей страны.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

Учебное помещение: площадь 47,6 м², соответствует санитарным нормам, расположено в здании муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Хорошенской средней общеобразовательной школы Карасукского района Новосибирской области.

 

Материально–техническое обеспечение:

  • стол для преподавателя;
  • стул для преподавателя;
  • столы ученические;
  • стулья ученические;
  • выставочные стенды;
  • выставочные витрины;
  • видеопроектор;
  • экран;
  • компьютер;
  • сканер;
  • веб–камера;
  • принтер.

Информационное обеспечение:

  • Вансалова Е. Музейная педагогика // Воспитание школьников. 2000. № 5, С. 4–6.
  • Великовская Г.В. Мы моделируем музей. // Культурно–образовательная деятельность музеев (Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела) / Институт переподготовки работников искусства, культуры и туризма РФ. – М., 1997. С. 89–96.
  • Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М: Изд. Дом «Карапуз», 2000. – 265 с.
  • Попова И.В. Музейная экспозиция. Из опыта создания. // Краеведческие записки. Выпуск 3. – Барнаул, 1999. С. 199–203.
  • Павлина Т.М. Музей, как центр сохранения культурных традиций общества. // Сборник материалов регионально научно-практической конференции, посвященной 70–летию Кемеровского областного краеведческого музея. – Кемерово, 1999. С. 123–126.
  • Ясман З.Д. Музейное комплектование по истории современности и задачи экспозиционного показа. // Музей в современном мире: традиции и новаторство/ Труды ГИМ. Вып. 104. – М., 1999.

Педагогические технологии, используемые в программе:

  • технология индивидуализации обучения;
  • технология группового обучения;
  • технология коллективного взаимообучения;
  • технология дифференцированного обучения;
  • технология разноуровневого обучения;
  • технология исследовательской деятельности;
  • технология проектной деятельности.

Дидактические материалы, используемые в программе:

  • раздаточные материалы.

Стоимость

Обучение по программе осуществляется на бесплатной основе.