Здоровье человека и его культура

Программа построена на взаимосвязи человека и природы,  готовности и стремлении оказывать положительное влияние на изменение экологической обстановки. Дети должны понять, почему здоровье человека- физическое и духовное, является главным богатством человека , каким образом здоровье зависит от окружающей среды. Тогда каждый может построить свою жизнь в современном обществе, в измененной окружающей среде, таким образом, чтобы сохранить собственное здоровье и уменьшить в меру своих сил экологическую напряженность вокруг себя

Педагоги

Кононова Олеся Викторовна

Переподготовка по биологии

108ч, 2018г

КФ ФГБОУ ВПО НГПУ

«Организация и руководство учебно исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС программа повышения квалификации ООО "Инфоурок"

с 28.11. по 07.12.2019 в объеме 108ч

" Реализация федеральных государственных образовательных стандартов в системе инклюзивного образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья". 80 часов, с 17 мая по 31 мая 2018г,ГАУ ДПО ИРО

"План воспитательной работы и внеурочная деятельность"

Курсы КПК для заместителей директоров по воспитательной работе. 11,13. 17 декабря в объеме 108ч Организатор курса Татарский педколледж.

"Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых" по программе повышения квалификации ООО «Инфоурок» с 10.01 20 по 29. 01.20 в объеме 72 ч

 

Содержание программы

Актуальность программы

 

В последнее время возникло много экологических проблем. Поэтому люди стали чаще задумываться о своем будущем и о будущем нашей планеты, о том как сохранить здоровье и увеличить продолжительность жизни.

Ответы на подобные вопросы непосредственно связаны с деятельностью человека. Люди изменяют окружающую среду, казалось бы, для своего благополучия. Но создавая города и селения, мы уничтожаем при этом живые организмы, обитающих на этих территориях. Добывая полезные ископаемые, преобразуем естественные ландшафты. Орошая культурные посевы, способствуем опустыниванию обширных пространств. Загрязняя окружающую среду, оказываем негативное влияние на климат и многообразие живой природы.

Человек постоянно воздействует на природу. Но и возникающие в природе изменения прямо или косвенно влияют на человека. Так загрязнение среды обитания ведет к увеличению числа известных и появлению новых заболеваний. Автоматизация разных видов деятельности влечет за собой уменьшение двигательной активности человека, оказывающее отрицательное влияние на его организм. Новые способы обработки, хранения и приготовления продуктов питания не всегда благоприятно действуют на здоровье. Можно привести множество примеров, показывающих взаимное влияние природы и человека. Однако неправильно было бы противопоставлять их: человек- это неотъемлемая часть природы, и вне природы жизнь людей невозможна.

Нам нужно осознать это и научиться исправлять свои ошибки. В данной программе мы рассмотрим вопросы влияния среды обитания на жизнь и здоровье человека. Попробуем вместе научиться правилам здорового образа жизни.

 

 

Педагогическая целесообразность программы

Каждый человек сегодня обязан обладать определенными экологическими знаниями и владеть экологической культурой, которые будут способствовать формированию и развитию физически и нравственного здорового общества.

 

Новизна

В процессе освоения программы используется не только теоретический материал, но и много практического. В результате чего, обучающиеся добывают материал и приобретают практические навыки, которые пригодятся им в дальнейшей жизни. Эти навыки помогут им правильно вести себя в экстренных ситуациях и сохранить свое здоровье.

Программа «Здоровье человека и его культура» составлена на основе программы уроков здоровья «Будем здоровы!» (автор-составитель Н.К.Шумилова, 2008г.)

Данная программа направлена на формирование, сохранение и укрепление здоровья школьников на основе культурологического и личностно-ориентированного подходов.

 

Цель программы

«Здоровье человека и его культура»- расширить знания учащихся о здоровье и факторах, влияющих на него. Воспитать у учащихся потребность в здоровье, научное понимание сущности здорового образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного поведения.

 

Задачи программы

 

Образовательные:

Усвоение научных знаний об особенностях строения организма человека как единого целого.

Выявление связи организма с окружающей средой.

Уяснение закономерностей развития органов и системы органов в фило и онтогенезе.

Выделить факторы, влияющие на здоровье человека.

Формирование здорового стиля жизни, безопасного поведения в обществе.

Научить действовать в конкретной экологической ситуации.

Развивающие:

Формирование установок ЗОЖ.

Понимание положения человека в период, что важно для формирования научного мышления.

Совершенствовать умение и навыки учащихся по организации поисковой и исследовательской деятельности.

Воспитательные:

Информирование молодежи о вреде и последствиях употребления никотина, алкоголя, психоактивных веществ и других, ведущих к саморазрушению, о правовых последствиях социально опасного поведения подростков.

Широкое использование материала программы в в воспитании санитарно- гигиенических навыков школьников как одного из аспектов экологического воспитания с обязательным учетом особенностей детского организма.

Воспитывать положительное отношение к процессу обучения. Ориентировать учащихся на выбор профессии.

 

Особенность программы заключается в том, что она позволяет обучающимся реализовать свои базовые практико-теоретические знания и умения, а также приобрести опыт творческой и проектной деятельности. Программа «Здоровье человека и его культура» может быть интересна всем учащимся, кто хочет сохранить здоровье надолго. Но особенно он нужен тем, кто планирует углубленно изучать предметы естественного цикла. В программе использованы материалы из разных областей науки: медицины, экологии, анатомии, биологии, психологии и социологии.

Большой эффект в формировании экологической культуры школьников дает использование разнообразных форм работы в различном сочетании.

К ним относятся практические работы, научно- исследовательская деятельность, проектная деятельность.

 

Содержание образовательной программы "Здоровье человека и его
культура".
Введение (3ч).
Тема1. Окружающая среда и организм человека(1ч).

Тема2. Здоровье и образ жизни.(2ч)

РазделI.
Естественная среда и здоровье человека (32 ч)
Тема1
Вредные привычки. (1ч)

Тема2. Условия правильного формирования опозно- двигательной системы
(3ч)

Тема3. Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови и
работу ССС (6ч)

Практическая работа № 1 "Оценка состояния противоинфекционного
иммунитета".
Практическая работа № 2 "Реакция сердечно- сосудистой системы на
физическую нагрузку".
Практическая работа № 3 "Определение стрессоустойчивости сердечно-
сосудистой системы".
Тема 4
Правильное дыхание (2ч)

Тема5
Терморегуляция организма. Закаливание. (4ч)

Тема 6
Окружающая среда и нервная система (8ч)


Практическая работа № 1 "Развитие утомления".
Практическая работа № 2 "Воздействие шума на остроту слуха".
Практическая работа № 3 "Определение некоторых свойств нервных
процессов, лежащих в основе деления на типы высшей нервной
деятельности".
Тема7
Биоритмы и причины их нарушений (2ч)

Тема 8
Гигиенический режим сна – Составляющая здорового образа жизни. (1ч)

Тема 9
Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. (1ч)

Тема 10
Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым
путем (2ч)

Тема 11
Защита проектных работ "Я выбираю жизнь".

Раздел II
Питание и здоровье. (12ч)
Тема 1
Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты. (6ч)

Практическая работа № 1 "Обнаружение крахмала в пищевых продуктах".
Практическая работа № 2 "Условия активностиферментов. Обнаружение
белков в пищевых продуктах. Сравнение содержания белка в пищевых
продуктах ( по этикеткам)".
Практическая работа № 3 чем может рассказать упаковка".
Тема2.
Энерготраты организма и нормы питания.(3ч)

Тема 3
Рациональное питание и культура здоровья. (3ч)

Ролевая игра «Реклама в СМИ: «Здоровье и бизнес» (2ч)
Раздел III
Основы медицинских знаний (19ч)
Тема 1

Само и взаимопомощь. (1ч)
Тема2

Десмургия. (3ч)

Тема3
Первая медицинская помощь при кровотечениях. (2ч)

Тема4
Первая медицинская помощь при переломах (2ч)

Тема5
Первая медицинская помощь при остановке дыхания и сердечной
деятельности. (2ч)

Тема6
Первая медицинская помощь при ожогах (1ч)

Тема7
Травматический шок и противошоковые мероприятия. (1ч)

Тема8
Инфекционные болезни. Дезинфекция (2ч)

Тема9
Лекарственные средства. (5ч)

Семинар «Лекарственные травы» (2ч)
Семинар «Лекарственные травы» (2ч)
Итоговое занятие: Педагогическая мастерская «Здоровье». (4ч)
Резервное время – 2часа.

Цели программы

Цель программы
«Здоровье человека и его культура»- расширить знания учащихся о
здоровье и факторах, влияющих на него. Воспитать у учащихся потребность
в здоровье, научное понимание сущности здорового образа жизни и
выработки индивидуального способа валеологически обоснованного
поведения.

Результат программы

В результате освоения программы учащиеся будут знать:
Термины и понятия
Критерии здоровья человека.
Какие защитные механизмы есть в нашем организме.
Как реагируют разные системы организма на измененную окружающую
среду.
Как физические факторы – холод, электромагнитные поля, шум, радиация
влияют на здоровье человека.
Какие химические вещества окружают человека в повседневной жизни, как
их правильно использовать, уменьшив их вредное влияние.
Какие социальные проблемы могут разрушать здоровье человека, каким
образом связаны они с экологическими проблемами современности.
Какой вред наносят организму вредные привычки.
Какие биологические объекты (вирусы, микробы, животные, растения,
грибы) влияют на здоровье человека, и как они зависят от окружающей
среды.
Влияние здорового образа жизни на природу человека и окружающую среду.
Учащиеся должны уметь:
Объяснять причины изменения самочувствия человека в различных
ситуациях, свойства экологически комфортной среды:
Наблюдать реакцию человека на различные экстремальные условия и
предотвращать негативные последствия.
Выявлять факторы окружающей среды, влияющие на состояние человека.
Использовать знания для формирования культуры ЗОЖ.
Предупреждать развитие школьной патологии:
Нарушение осанки, близорукости, плоскостопия.
Использовать имеющие знания для оказания первой медицинской помощи.
Уметь применять теоретические знания на практике.
Уметь планировать и проводить лабораторный опыт, практическую
работу, делать математическую обработку результатов исследования,
формулировать выводы.
Осознать свою индивидуальность и значимость, более бережно относиться к
своему здоровью и здоровью окружающих.
Учащиеся должны быть трудолюбивыми, целеустремленными, способными
доводить до конца начатое дело.

Материально-техническая база

Шкаф для коллекций и дидактических материалов – 1 шт

Точка беспроводного доступа в интернет (Wi-Fi) – 1 шт

Компьютер – 1 шт

Фотоаппарат – 1 шт

Анатомическая модель уха – 1 шт

Анатомическая модель глаза – 1 шт

Модель сердца (демонстрационная) – 1 шт

Лупа лабораторная – 5 шт

Термометр – 3 шт

Набор лангеток – 5 шт

Микроскоп световой – 2 шт

Аптечка первой помощи универсальная – 1 шт