Программа «Безопасные маршруты»

  • (1)

 

 

      Программа "Безопасные маршруты" имеет социально-педагогическую направленность: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

 

     Статистика дорожно - транспортных происшествий р.п. Кольцово свидетельствует, что дети нередко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводят к этому незнание элементарных основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых.

     В р.п. Кольцово три действующие школы, пять детских садов, численность детей растет с каждым годом. Программа «Безопасные маршруты» актуальна для нашего поселка и необходима, так как есть социальная потребность обучить дошкольников правилам дорожного движения, обеспечить базовые знания, ведь очень часто первоклассникам приходится самостоятельно ходить в школу.

    В дошкольном возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и всё то, что ребёнок усвоит в это время, прочно останется у него навсегда. Поэтому очень важно с дошкольного возраста начинать подготовку ребёнка к пожизненной «профессии» участника дорожного движения – пешехода.

      В возрасте 6-7лет у ребенка сведения о правилах дорожного движения выстраиваются в последовательную и стройную систему представлений. Дети не только знакомятся с дорожными знаками, усваивают правила и нормы поведения на улице и в транспорте, но и приобретают умения применять полученные знания на практике. Перед детьми ставятся задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения применять знания на практике.

      Новизна программы «Безопасные маршруты» заключается в разработке содержания и форм работы с детьми дошкольного возраста по изучению правил дорожного движения.    Образовательная деятельность, проводимая с детьми, имеет практическую направленность на обеспечение безопасности, на формирование у детей самооценки, самоконтроля и самоорганизации в сфере дорожного движения.

 

 

 

 

Педагоги

Брянский Игорь Владимирович – педагог дополнительного образования;

Кобрина Елена Ралифовна – педагог дополнительного образования.

Содержание программы

 

 Содержание учебного плана

Раздел 1. Введение.
Теория
Знакомство с воспитанниками. Знакомство с оснащением учебного кабинета. Содержание, цель, задачи по обучению безопасности дорожного движения. Правила поведения в учебном кабинете.
Практика
Ледокол: «Ваше мнение по некоторым вопросам дорожной безопасности». Вводная диагностика.

Раздел 2. "Наукоград и я".
Теория
Окружающая нас среда (лес, поле, водоём, луг, городская среда) и правила поведения в ней человека. Городская среда (улицы, дороги, дома, транспорт, дорожные знаки, светофоры). Отличие дорожной среды от другой окружающей среды. Достопримечательности р.п. Кольцово. Правила поведения на улицах поселка. Составление лесенки безопасности, определение самых опасных и безопасных мест (улица, проезжая часть, тротуар, двор, детская площадка, парк, лес, мой дом).
Практика
Экскурсия по поселку. Рисование "Мой поселок«.
Ролевая игра «Путешествуем по поселку». Мониторинг «Улица»

Раздел 3. "Знакомство с комплексом "Автогородок".
Теория
Знакомство с правилами поведения на " Автогородок«.

Специфика движения. 

Знакомство со средствами регулирования дорожного движения.
Практика
Игра-путешествие "Безопасная прогулка по "Автогородку".

Раздел 4."Дорога и ее элементы«.
Теория
Элементы дороги.

Что такое дорога (дорога с односторонним, двусторонним движением; с разделительной полосой, с одной и двумя проезжими частями; с одной и более полосами движения, главная, второстепенная дорога).

Основные элементы дороги: проезжая часть; тротуар; обочина; разделительная полоса (газон); трамвайные пути.

Дорожная разметка. Назначение дорожной разметки.

Дорожная разметка. Значение дорожной разметки для пешеходов.

Дорожные знаки. Назначение дорожных знаков. Группы знаков.
Практика
Рисование или аппликация «Дорога». Рисование дорожных знаков. Моделирование «Перекрёсток и дорожная разметка»; Дидактические игры. Игротека «Я знаю дорожные знаки»; Игра "Путешествие в городке дорожных знаков"

Раздел 5. "Транспорт«.
Теория
Знакомство с транспортом города. Сигналы, подаваемые водителем транспортного средства. Понятие о водителе транспортного средства.

Автомобильный транспорт. Классификация транспортных средств.

Понятие о пассажирском транспорте

Понятие об общественном транспорте. Управление и средства передвижения транспорта. Назначение общественного транспорта.
Практика
Игротека «Транспорт». Интегрированное занятие «Автомобильная азбука». Решение кроссворда, игра-викторина "Автомобильчик ищет друзей".

Рисование "Транспорт на службе у города".

Раздел 6. "Светофор".
Теория
Знакомство со светофором. История появления светофора.
Классификация светофоров: пешеходные и транспортные.
Значение сигналов светофора для пешеходов. Значение зелёного мигающего сигнала светофора.
Транспортный светофор для железнодорожного переезда.
Практика
Практическое занятие на учебном перекрёстке.
Рисование или аппликация "Светофор".

Раздел 7. "Правила перехода проезжей части дороги«.
Теория
Организация движения пешеходов. Дорожные знаки для пешеходов. Значение сигналов светофора для пешеходов.
Практика
Практическое занятие на учебном перекрёстке;
Игровая программа "Пешеходная прогулка«;
Раскраска сюжетов ПДД. Викторина «Самый умный на дороге»; Игровая программа "Лучший пешеход«;
Театрализованная деятельность «Дорожные знаки учим, играя» (дорожные знаки для пешеходов);
Рисование «Безопасный переход»;

Раздел 8."Правила поведения пассажира«.
Теория
Понятие «пассажир». Поведение пассажира на остановках для общественного транспорта. Поведение пассажира во время посадки Правила поведения пассажира в транспорте. Поведение пассажира при выходе.
Практика
Решение логических задач, проблемных ситуаций;
Дискуссия о воспитанном пассажире;
Выполнение практических заданий. Мониторинг "Правило поведения в транспорте"

Раздел 9."Перекресток".
Теория
Понятие перекрёсток. Виды перекрёстков:

Практика
Рисование "Перекрёсток".

Раздел 10. "Сигналы регулировщика".
Теория
Сигналы регулировщика 
Практика
Дидактическая игра: "Светофор и регулировщик".

Викторина: "Юные помощники инспектора ГИБДД".

Рисование "Регулировщик".

Раздел 11. "Детский велосипед«
Теория
Общее устройство велосипеда. Основные части велосипеда.  Правила движения на велосипеде. Дорожные знаки для велосипедистов.
Практика
Управление детским велосипедом. Викторина. Итоговая диагностика (выполнение диагностических заданий) Мониторинг "Опасные игры на дороге и вблизи проезжей части"

Цели программы

Необходимость в обеспечении  процесса обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков безопасного поведения на улицах города

Результат программы

Предметные:

- дошкольники будут понимать необходимость изучения правил дорожного движения;

- дети сознательно и ответственно будут относиться к собственной жизни и здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих;

- расширят знания и умения применять правила дорожного движения в различных дорожно-транспортных ситуациях;

- получат навыки культурного поведения в общественном транспорте;

- дети научатся различать дорожные знаки, узнавать их и соотносить с особенностями своего поведения как участника движения.

Метапредметные:

- дети смогут самостоятельно определять способы действий в различных дорожных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- дети будут оценивать правильность выполнения учебной задачи в области ПДД, собственные возможности её решения;

- овладеют навыками умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации групп дорожных знаков, видов дорожной разметки), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

- дети будут применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

- дошкольники будут иметь опыт организации учебного сотрудничества и совместной деятельности с педагогом и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

Личностные:

- дети получат навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения;

- у детей будет формироваться понятие ценности здорового и безопасного образа жизни;

- будут иметь опыт вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.

Особые условия проведения

Особых условий нет.

Материально-техническая база

 Методические материалы используемые на занятиях:

1. Познавательная литература.
2. Детская литература.
3. Конспекты занятий по реализации программы.
4. Диагностический материал результатов усвоения программы (Т.Б. Соколова, 2008; С.Н.Черепанова, 2008).
5. Сборник стихов, загадок, минуток безопасности, физкультурных пауз
6. Разработки дидактических игр.
7. Разработки сценариев проведения праздников, игровых программ.
8. Обучающие мультфильмы "Азбука дорожного движения«.
9. Дидактические игры и пособия:

- «Подумай, выбери, объясни» (таблицы с изображением знаков);

- "Дорожное лото«;

- «Дорожный узелок» (пословицы и поговорки, дорожные знаки);

- «Подбери символ к дорожному знаку», «Что изменилось», "Лесенка безопасности«;

- Перфокарты (на классификацию дорожных знаков);

- Цветные круги из картона (сигналы светофора для игр на внимание);

- Дорожные знаки на магнитах (для занятий на мольбертах);

- Разрезные картинки («Собери дорожный знак», «Собери транспорт», «Собери светофор», "Найди пару");

- Пальчиковый театр "Давайте познакомимся«;

- Макет перекрёстка;

- Иллюстрации, картинки (для решения проблемных ситуаций);

- Иллюстрации «Транспорт», "Дорожные знаки";

- Набор плакатов по Правилам дорожного движения.

      Для успешной реализации программы по обучению детей безопасному поведению на улицах и дорогах в «ЦДТ «Факел» организован кабинет для проведения занятий ПДД, в котором представлены:

- наглядно-иллюстрированный материал;

- настольно-печатные игры;

- магнитная доска, изображающая перекресток;

- атрибуты для сюжетно-ролевых игр с дорожной тематикой;

- детская художественная литература по тематике дорожного движения;

- конструкторы;

- пособия и игры по обучению детей ПДД;

- действующие выставки рисунков и поделок по дорожно-транспортной тематике;

- аудио- и видеотехнические средства.

    Для моделирования ситуаций по правилам дорожного движения во дворе «ЦДТ «Факел» обустроен игровой комплекс «Автоплощадка», где обозначены разметкой проезжая часть, тротуар и пешеходный переход. Приобретены атрибуты для его оборудования: мобильный действующий светофор, дорожные знаки на штативах.