Программа «Раннее эстетическое развитие» для детей 6 лет

Данная программа предназначена для детей 6 лет.

Группы раннего эстетического развития детей дошкольного возраста являются важным средством воспитания и обучения дошкольников, дают возможность органичного вхождения ребёнка в современный мир через широкое взаимодействие с различными сферами культуры и искусства.

 

Занятия в группах эстетического развития развивают раннюю мотивацию детей к обучению, эффективно раскрывают творческие способности ребёнка, приучают к активной творческой деятельности.

 

Одной из важных особенностей обучения на отделении раннего эстетического развития является то, что ребёнок занимается сразу несколькими видами искусств. Это даёт возможность выявить ту область, в которой он сможет в дальнейшем наиболее полно раскрыть себя, а так же в процессе обучения по разным направлениям происходит развитие самых разнообразных способностей.

 

Данная программа модульная. В программе обучения 4 модуля:

  • Модуль "Музыкальная азбука"
  • Модуль "Развитие речи"
  • Модуль "Рисование"
  • Модуль "Ритмика"


.

Педагоги

Шорикова Юлия Николаевна – преподаватель первой квалификационной категории учебного предмета "Музыкальная азбука«.

Образование: среднее-специальное. Окончила Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2003г.. Специальность: «Инструментальное исполнительство». Квалификация: преподаватель, концертмейстер.

Евсеев Сергей Сергеевич – преподаватель учебного предмета "Музыкальная азбука«.

Образование: среднее-специальное. Окончил Новосибирский областной колледж культуры и искусств, 2020г. Специальность: «Инструментальное исполнительство. Народные инструменты». Квалификация: преподаватель, концертмейстер.

Данькова Валентина Владимировна – преподаватель учебного предмета «Музыкальная азбука», концертмейстер высшей квалификационной категории.

Образование: среднее-специальное. Окончила Барабинское музыкальное училище, 1972 г. Специальность: «Фортепиано». Квалификация: преподаватель фортепиано, концертмейстер.

Бондаренко Ольга Николаевна – преподаватель учебного предмета «Развитие речи», высшей квалификационной категории.

Образование: высшее. Окончила Новосибирский государственный педагогический университет, 2002 г. Специальность: «Логопедия». Квалификация: преподаватель педагогики и психологии детства.

Белоусов Вадим Андреевич – преподаватель учебного предмета «Рисование», без категории.

Образование: средне-специальное. Окончил Новосибирский колледж культуры и искусств, 2014 г. Специальность:"Изобразительное искусство«. Квалификация: Руководитель коллектива декоративно-прикладного творчества, преподаватель.

Плотникова Александра Анатольевна – преподаватель учебного предмета «Ритмика», без категории.

Образование: высшее.

Расписание

Расписание уроков:

Музыкальная азбука 13:45-14:10

Развитие речи           14:15-14:40

Рисование                 14:45-15:10

Ритмика                    15:15-15:40

Содержание программы

Срок освоения Программы «Раннее эстетическое развитие» для детей, поступивших в школу в возрасте 6 лет – 1 год.
Образовательный процесс осуществляется в виде групповых и мелкогрупповых занятий, праздников, игровых программ, концертных выступлений.

Режим занятий: Продолжительность занятий для детей 6 лет – 25 минут, с перерывами между занятиями 5 мин.

Учебный модуль "Музыкальная азбука" направлен на формирование музыкальных навыков, элементарных музыкальных представлений, расширению общего кругозора детей дошкольного возраста. Формирование базовых знаний и умений для последующего включения детей в учебный процесс и успешной адаптации в различных социальных ситуациях. Программа направлена на получение детьми дошкольного возраста первичных знаний в области музыкального искусства, умений ориентироваться в звуковой сфере окружающей действительности – мире природных звуковых явлений, живых голосов и т.п.; в художественных способах и формах отражения окружающей действительности – средствах выразительности разных видов искусств (музыка, изобразительное искусство, литература); в эмоциональной сфере звуковых явлений (от простейших звуков до музыкальных произведений).

Учебный модуль "Развитие речи" направлен на овладение детьми речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Учебный модуль "Рисование" направлен на знакомство дошкольников с первичными знаниями о изобразительном искусстве, об элементарных способах работы с различными художественными материалами и техниками. Программа способствует эстетическому воспитанию дошкольников, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на прекрасное. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания в области изобразительного искусства и владение разнообразными художественными материалами и техниками дает детям дошкольного возраста свободу самовыражения.

Учебный модуль "Ритмика" направлен на приобщение ребёнка к музыкальной и танцевальной культуре через музыкальное движение и танец. Программа направлена на знакомство детей раннего и дошкольного возраста с первичными знаниями о пластике человеческого тела, взаимосвязи музыки и движения. Программа «Ритмика» способствует эстетическому воспитанию дошкольников, формированию художественного вкуса, эмоциональной отзывчивости на музыку. Программа обеспечивает развитие творческих способностей детей дошкольного возраста и формирование устойчивого интереса к творческой деятельности. Начальные знания в области музыкально-ритмического движения дают широкие возможности для самовыражения учащихся.

 

 

 

Цели программы

Цель программы –формирование общей культуры личности детей, в том числе развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств и творческих способностей через реализацию различных видов учебно-игровой деятельности в области искусств.

 

Задачи программы:

 

Образовательные:

  • выявление и развитие творческих способностей детей;
  • создание условий для творческой самореализации ребенка через включение в творческую игровую деятельность;
  • формирование первичных навыков учебной и творческой деятельности;
  • приобретение знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров (песня, танец, марш);
  • овладение разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
  • употребление в речи слов в точном соответствии со смыслом;
  • использование разных способов образования слов;
  • приобщение детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие
    исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах.

Развивающие:

  • развитие внимания, памяти, сообразительности, образного мышления;
  • развитие социально-коммуникативных навыков детей;
  • развитие музыкального слуха, интонации, чувства ритма, музыкальной памяти, мелкой моторики рук;
  • общее художественно-эстетическое развитие личности ребенка;
  • развитие психомоторных качеств, позволяющих ритмично двигаться под музыку, передавать в движении её характер;
  • развитие навыков рисования по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;

Воспитательные:

  • формирование нравственных и эстетических представлений об общечеловеческих ценностях у детей;
  • формирование и развитие представлений об окружающем мире, человеке, природе;
  • формирование первичных представлений о мире искусства: музыке, живописи, декоративно-прикладном искусстве, хореографии, слова;
  • приобретение коммуникативных навыков (умения взаимодействовать в группе, работать в паре и группе, устанавливать контакт с преподавателями и учащимися);

Результат программы

Результаты освоения программы «Раннее эстетическое развитие детей» по учебным предметам должны включать:

Музыкальная азбука:

  • развитие психомоторных качеств, позволяющих ритмично двигаться под музыку, передавать в движении её характер;
  • умение воспроизводить голосом музыкальные звуки и простые мелодии в доступном для детей дошкольного возраста диапазоне;
  • петь выученные в течение учебного года песни;
  • различать на слух высоту, длину, громкость звука;
  • В произведении определять характер (в общих чертах), темп (быстрый, медленный), лад (мажор, минор).
  • знать музыкальные жанры (марш, песня, танец), уметь их определять.

Развитие речи:

  • употреблять в речи слова в точном соответствии со смыслом;
  • правильно, отчетливо произносить и различать на слух сходные по артикуляции и звучанию звуки;
  • определять место звука в слове (начало, середина, конец);
  • составлять по образцу простые и сложные предложения.
  • уметь поддерживать беседу.

Рисование:

  • смешивать краски на палитре, подбирать сочетание красок для передачи колорита, использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов;
  • владеть разными способами изображения предметов, явлений окружающей действительности;
  • рисовать по представлению и с натуры цветы, фрукты, овощи, птиц, зверей, человека, передавать движение фигуры;
  • передавать в рисунке своеобразную выразительность образов, оригинальность цветового решения.

Ритмика:

  • приобретение коммуникативных навыков (умения взаимодействовать в группе, танцевать в паре и группе, устанавливать контакт с преподавателями и обучающимися);
  • двигаться в соответствии с характером музыки её динамическими и метроритмическими особенностями, построением музыкального произведения;
  • ориентироваться в пространстве, групповых построениях, перестроениях;
  • приобретение знаний о характерных особенностях основных музыкальных жанров (песня, танец, марш);
  • усвоение основной музыкальной терминологии;

В целом у детей разовьются личностные качества:

  • коммуникативные навыки творческого общения;
  • формирование у обучающихся эстетических взглядов, потребности общения с духовными ценностями;
  • воспитание в детях открытости, доброжелательности, эмоциональной отзывчивости.

Особые условия проведения

Ограничений нет

Материально-техническая база

Материально-техническое обеспечение:
1. Кабинет музыки, оснащенный звукозаписывающей и воспроизводящей видео и аудиозаписи оборудованием, фортепиано, стульчиками и лавочками для детей, детскими музыкальными инструментами;
2. Кабинет хореографии, оснащенный зеркалами, специальным напольным покрытием, фортепиано, аудиоаппаратурой, спортивным инвентарем (мячи, обручи, скакалки и др.);
3. Кабинет для рисования оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по рисованию преподаватель должен иметь книги, альбомы, журналы с иллюстрациями, крупные таблицы образцов, элементов и приемов росписи, технические рисунки, а также живые цветы, ветки, листья, фрукты, овощи для натюрмортов, муляжи и др. материалы для показа их детям.
4. Кабинет для развития речи оснащен необходимым оборудованием, удобной мебелью, соответствующей возрасту детей, наглядными пособиями. Учебно-наглядные пособия подготавливаются к каждой теме занятия. Для ведения занятий по развитию речи преподаватель должен иметь настольно-печатные игры для развития внимания, памяти, мышления, обобщающей функции речи,наборы игрушек для инсценирования сказок, маски-шапочки, настольные театры, различные атрибуты для инсценировки сказок.

Методическое обеспечение:
1. Учебные рабочие программы, нотные сборники и учебники по предметам: ритмика, музыкальная азбука, рисование, развитие речи.
2. Подборка аудиоматериалов.
3. Подборка видеоматериалов.

Кадровое обеспечение:
1. Преподаватели имеют среднее-специальное или высшее образование по направлениям хореография, музыкальное, изобразительное искусство, логопедия.
2. Концертмейстеры имеют среднее-специальное или высшее образование.

Все преподаватели регулярно повышают свою квалификацию, посещая различного уровня семинары и конференции, мастер-классы и курсы. Проходят аттестацию каждые 5 лет.