Программа «Юные туристы-краеведы»

В наше время как никогда актуальна проблема двигательной активности школьников. Хорошо, если оздоровление ребёнка тесно интегрируется с какими-либо другими направлениями, желательно, чтобы взаимосвязаны были несколько видов деятельности: игровой, познавательный, досугово-развлекательной, туристско-краеведческий и др. Очень важно, чтобы вид деятельности был доступен каждому и особенных талантов и специальных громоздких затрат не требовал.

 

Туристско-краеведческая деятельность во всех ее формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

 

Программа кружка направлена на развитие в ребёнке стремления к познанию, к совершенствованию волевых качеств: целеустремлённости, настойчивости, ответственности, взаимовыручки.

Педагоги

Терещенко Ольга Сергеевна - педагог дополнительного образования.

Педагогический стаж – 3 года.

Уровень образования: высшее профессиональное (Новосибирский государственный педагогический университет).

 

Профессиональная компетентность: С 2016 года является инструктором детско-юношеского туризма.

 

Повышение квалификации:

  • 2017 г. - ФГБОУ ДО «ФЦДЮТиК» по теме: «Инструктор детско-юношеского туризма», 216 часов
  • 2019 г. - АНО ДПО СПН "Первая помощь" по программе: "Оказание первой помощи"

 

Награды, поощрения педагога:

  • Благодарность министерства социального развития НСО «За личный вклад в организацию отдыха и оздоровление детей в Новосибирской области в 2017 году»;
  • Грамота управления образования администрации Искитимского района Новосибирской области «За добросовестный труд и в честь 100-летия детско-юношеского туризма в Российской Федерации», 2018 г.

Содержание программы

Учебная программа каждого года обучения рассчитана на 324 часа (3 часа в неделю).

 

Учебный план содержит следующие основные разделы:

  1. Введение.
  2. Азбука туристско-бытовых навыков юного туриста.
  3. Азбука топографии.
  4. Туристское и экскурсионное ориентирование.
  5. Личная гигиена и первая доврачебная помощь.
  6. Основы краеведения.
  7. Азбука спортивно-оздоровительного туризма.
  8. Общая спортивно-оздоровительная физическая подготовка.

 

Разделы учебного плана изучаются не в том порядке, в каком они предлагаются в учебной программе, а чередуются, в зависимости от конкретных условий работы туристского объединения, плана массовых мероприятий МКУДО "ИР СЮТур", погодных условий.

 

Программа является модифицированной, составлена на основе типовой программы «Юные туристы-краеведы», г. Москва, «ФЦДЮТиК», 2006 год. Авторы: Смирнов Д.В., Константинов Ю.С., Маслов А.Г.

Цели программы

Цель программы детского туристско-краеведческого объединения – всестороннее развитие личности ребёнка и его жизненное самоопределение средствами туристско-краеведческой деятельности.

 

Цель достигается через решение следующих задач:

  • развитие творческих способностей личности воспитанника;
  • формирование и развитие способностей детей адаптироваться в сложных условиях как социальной, так и природной среды;
  • формирование лидерских качеств;
  • формирование прочных трудовых навыков;
  • физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения, приобщение к здоровому образу жизни.
  • Принципы, на основе которых строится реализация образовательной программы:
  • принцип связи обучения с практикой;
  • принцип доступности и наглядности;
  • принцип сознательности и активности обучающихся;
  • принцип дифференциации и индивидуализации;
  • принцип диагностической направленности.

 

Методы обучения юных туристов-краеведов:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • репродуктивный метод;
  • метод проблемного изложения;
  • частично-поисковый метод;
  • исследовательский метод. ние работать в коллективе.

Результат программы

Ожидаемыми результатами реализации программы является формирование у обучающихся:

Ценностно-смысловых компетенций:

  • умение владеть способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных представлений, умений и навыков;
  • умение принимать решения, брать на себя ответственность за их последствия.

Учебно-познавательных компетенций:

  • умение ставить цель и организовывать процесс её достижения;
  • уметь организовывать планирование, анализ, рефлексию, владеть техникой и тактикой пешеходного туризма;
  • владеть первоначальными навыками ориентирования на местности;
  • умение выступать устно и письменно о результатах своей деятельности.

Социокультурных компетенций:

  • уметь определять своё место и роль в окружающем мире – в семье, в классе, в туристском объединении;
  • владеть культурными нормами и традициями родного края, России;
  • иметь представление о системах социальных норм и ценностей в России и других странах.
  • иметь осознанный опыт жизни в обществе;

Коммуникативных компетенций:

  • владеть способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы;
  • владеть способами взаимодействия с окружающими, выступать с устным сообщением, уметь задавать вопрос, корректно вести диалог.

Информационных компетенций:

  • владеть навыками работы с различными источниками информации (книгами, учебниками, справочниками, картами, энциклопедиями, словарями, Интернетом);
  • самостоятельно искать, систематизировать, анализировать и отбирать информацию.

Природоведческих и здоровье сберегающих компетенций:

  • знать и применять правила поведения в экстремальных ситуациях в природной, техногенной и социальной средах;
  • знать и применять правила личной гигиены, уметь заботится о собственном здоровье, личной безопасности, владеть способами оказания первой помощи;
  • иметь физическую и техническую подготовку, умение использовать их в походах и на соревнованиях.

Особые условия проведения

Набор в группы осуществляется на добровольной основе, по личному заявлению родителей, при условии отсутствия медицинских противопоказаний для занятий в объединениях туристско-краеведческой направленности.

Материально-техническая база

Учебное помещение на базе МКОУ «СОШ №3 р.п. Линево» для проведения теоретических занятий, практические занятия проводятся на школьном стадионе и на местности, в окрестностях поселка.

  • Спортивное оборудование и инвентарь.
  • Учебные наглядные пособия, картографический материал, курвиметры, секундомеры, линейки.
  • Туристское снаряжение: палатки, тенты, рюкзаки, коврики, спальники, костровые принадлежности снаряжение.
  • Специальное туристское снаряжение: веревки, карабины, жумары, системы страховочные и т.д.
  • Ремонтный набор.
  • Аптечка.