«Художественное слово»

Дополнительная общеразвивающая программа "Художественное слово"

направлена на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном совершенствовании художественной направленности, а также организацию их свободного времени.

Уровень программы: ознакомительный

Актуальность программы обусловлена следующими факторами.

В условиях социально-экономических и политических преобразований российскому государству необходимы творческие кадры, творческие исполнители. Поэтому развитие в наших детях творческих способностей, в частности литературно-творческих, становится одной из важнейших задач современной школы.

Под творчеством понимается такой вид индивидуальной или коллективной человеческой деятельности, который имеет свои этапы и механизмы, направленные на решение творческой задачи и является результатом, критерием и формой развития.

Для реализации творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности).

Для формирования литературно – творческой деятельности обучающегося необходимо в первую очередь создать педагогические условия, которые помогут развитию способностей к литературному творчеству у многих детей.

Как сделать жизнь школьников разнообразной и увлекательной? Как приобщить их к литературе и творчеству, привить любовь к таким обыденным школьным событиям? Как сделать школьную жизнь ярким, незабываемым праздником, в котором будут участвовать и ребята, и учителя, и в качестве выступающих, актёров и в качестве зрителей?

Таким средством является школьный кружок "Художественное слово".

 

Цели программы – формирование у детей духовно-нравственной культуры, воспитание добра, любви к ближним, своей родине, развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков, развитие творческих, интеллектуальных качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру искусства.

Задачи программы:

· Развивать творческие возможности детей

· Воспитывать наблюдательность, внимание, волевые качества, воображение

· Развивать творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость на художественный вымысел

· Воспитывать культуру речи, приобретение навыков дикции, мимики и пластики.

· Развивать у детей навыки действовать на сцене подлинно, логично, целенаправленно раскрывать содержание доступных им ролей в действии и взаимодействии друг с другом

· Развивать умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их эмоциональное состояние

· Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих возможностей.

Категория учащихся: 8-12 лет.

Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие, лекция, практическое занятие, игра (деловая, ролевая), праздник, экскурсия, мастерская, защита проектов, конкурс, фестиваль, творческая встреча, концерт, репетиция.

Режим занятий: одно занятие 2 раза в неделю по 45 минут.

Срок реализации программы: 204 часа.

 

 

Планируемые результаты.

Учащиеся научатся:

· правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

· грамотно применять знания основ техники речи, этапов работы чтеца над произведением;

· анализировать произведения, владеть основами актерского мастерства, элементами актерской выразительности;

· ориентироваться в этических вопросах, стремиться к знаниям и красоте;

· ценить труд в коллективе;

· коллективной работе, работе с партнером, общению со зрителем,

· работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев.

· выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Учащиеся получат возможность:

· социально адаптироваться в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;

· чувствовать себя расковано, свободно;

· постичь увлекательную науку театрального мастерства;

· приобрести опыт публичного выступления и творческой работы.

 

 

 

 

 

 

 

 

Педагоги

ФИО:Семина Елена Викторовна

Должность: учитель начальных классов

Образование: Новосибирский государственный педагогический университет

Квалификация: учитель начальных классов

Категория: высшая

Расписание

вторник-16.00-16.45

суббота 13.00-13.45

Содержание программы

Содержание учебного (тематического) плана

Раздел 1. Первый год обучения.

Тема 1.1. Речевой этикет (8 часов)

Теория (8 часов) Происхождение и значение этикета. «Давайте познакомимся!» Правила говорящего и слушающего. Формы и правила приветствия. Вежливая просьба и отказ. Правила общения. Этюды на ситуации. Умение вежливо слушать. Формы и правила прощания, извинения.

Тема 1.2. Практикум общения (12 часов)

 

Тема 1.3. Основы актерского мастерства. (20 часов)

Теория (6 часов) Значение поведения в актерском искусстве. Сценическое внимание. Виды внимания. Объекты внимания. Управление вниманием. Актерское взаимодействие. Этюды по сюжетным картинам художников.

Практика (14 часов)

Тема 1.4. Основы техники речи (10 часов)

Теория (2 часа) Краткие сведения об анатомии и физиологии речевого аппарата. Правильность речи. Ударение, пунктуация. Дыхание и звук. Дыхание и голос. Посыл голоса.

Практика (8 часов)

Тема 1.5. Основы художественного чтения. (18 часов)

Теория (2 часа) Живое слово и его значение. Идейно-тематический анализ произведения. Многообразие форм выступления: монолог, диалог, инсценирование. Логика речи: смысловые паузы, логические ударения.

Практика (16 часов)

Раздел 2. Второй год обучения.

Тема 2.1. Речевой этикет (8 ч.)

Теория (4 ч.) Введение. Необходимость общения. Происхождение и значение этикета. Формы и правила приветствия. О речевых стилях. Об уступчивости. 15 советов, как остаться вежливым. Занятия – закрепление

Практика (4 ч.)

Тема 2.2. Практикум общения: (12 ч.)

 

Теория (6 ч.) Общение с собой. Общение в школе. Как учиться управлять собой. «Я и мои эмоции». Дневник эмоций. «Я и мой партнер». Практикум общения.

Практика (6 ч.)

Тема 2.3. Основы актерского мастерства (20 ч.)

Теория: (5 ч.) Бессловесные элементы действия (повторение). Целенаправленность, целесообразность, логика и последовательность, подлинность – важнейшие признаки сценического действия. Законы зрительского восприятия. Мизансценирование. Ракурс. Геометрия. Наблюдательность, умение сосредоточить внимание на конкретном объекте. Связь словесных действий с бессловесными элементами действия.

Практика: (15 ч.)

Тема 2.4. Основы техники речи (14 ч.)

Теория. (4 часов) Введение. Рождение звука. Дыхание и звук, голос. Гигиена речевого аппарата. Дикция. Артикуляционная гимнастика и ее значение. Гласные звуки. Согласные звуки. Классификация согласных.. Орфоэпия. Литературная норма произношения. Роль ударения в орфоэпии.

Практика. (10 часов)

Упражнения артикуляционной гимнастики. Комплекс упражнений по дикции.

Тема 2.5. Основы художественного чтения (14 ч.)

Теория (4часа.) Вводное занятие. Что такое слово? Его роль и назначение. Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Методы исполнения. Строй исполнения: пафос, повествование. Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова.

Практика (10 часов.)

Раздел 3. Третий год обучения.

Тема 3.1. Речевой этикет (8 ч.)

Теория (3 ч.) Введение. Правила общения. Из истории этикетных формул. Уважение старших, (рассказ «Старуха»). Имена, фамилии, клички. Итоговое занятие. Чего избежать в беседе.

Практика (5 ч.)

Тема 3.2. Практикум общения (12 ч.)

Теория (6ч.) Характер и темперамент (различие). Возможности самовоспитания. Как научиться познавать себя?. Взаимоотношения «Я и моя семья». Эмоциональный портрет класса. Общение со школой. Решение проблемы «Путаница». Обсуждение текста «Я и другие». Правила приветствия и прощание на деловом уровне.

Практика (6 ч.).

Тема 3.3. Основы актерского мастерства (20 ч.)

Теория (3 ч.) Проявление индивидуальности человека. Сценическая выразительность. Проявление характера персонажа в общении. Внешнее проявление характерности (зрительный образ). Значение постоянной работы над совершенствованием техники в творчестве актера-чтеца.

Практика (13 ч.)

Тема 3.4. Основы техники речи (14 ч.)

Теория (4 ч.) Дыхание. Голос. Дикция. Законы интонации в речевом общении. Простые и сложные предложения. Темы речи. Ритм речи. Логика речи. Орфоэпия. Виды словарей. Повторение материала изученного в 1 и 2 годах обучения.

 

Практика (10 ч.)

Тема 3.5. Основы художественного чтения (14 ч.)

Теория (3 ч.) Вводное занятие. Художественное чтение, как средство воздействия на слушателя. Стихотворное произведение и особенности работы над ним. Методы исполнения. Строй исполнения. Сценические особенности и общие основы словесного действия актерского искусства и искусства художественного слова.

Практика (11 ч.) Выбор произведения. Идейно-тематический разбор произведения.

 

Цели программы

Цели программы – формирование у детей духовно-нравственной культуры, воспитание добра, любви к ближним, своей родине, развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, склонностей и задатков, развитие творческих, интеллектуальных качеств детей, обогащение знаниями, повышающими внутреннюю и внешнюю культуру, через приобщение к миру искусства.

Результат программы

Планируемые результаты.

Учащиеся научатся:

· правильно и последовательно излагать свои мысли в устной форме;

· грамотно применять знания основ техники речи, этапов работы чтеца над произведением;

· анализировать произведения, владеть основами актерского мастерства, элементами актерской выразительности;

· ориентироваться в этических вопросах, стремиться к знаниям и красоте;

· ценить труд в коллективе;

· коллективной работе, работе с партнером, общению со зрителем,

· работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене, приобретают навыки критически оценивать как литературные произведения в целом, так отдельных литературных героев.

· выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят, приобретают опыт формирования собственного мнения о том или ином литературном произведении.

Учащиеся получат возможность:

· социально адаптироваться в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;

· чувствовать себя расковано, свободно;

· постичь увлекательную науку театрального мастерства;

· приобрести опыт публичного выступления и творческой работы.

 

 

Особые условия проведения

нет

Материально-техническая база

Материально-технические условия реализации программы:

- учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитар­ными нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, классная доска, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и на­глядных пособий;

– телевизор;

- компьютер;

- проектор;

Стоимость

 

 

Видео

[ "" ]