Программа «Юные туристы»

Актуальность. Туризм – важное средство гармоничного развития личности, укрепления здоровья, один из наиболее доступных и массовых видов физического совершенствования.

 

Новизна. Настоящая программа носит общеразвивающей характер, направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей учащихся, овладение туристскими навыками.

Данная программа, являясь образовательной и комплексной, органично включает обучение, воспитание и социальную адаптацию ребенка в окружающей среде, развитие его личности, самовоспитание, самореализацию и оздоровление.

 

Адресат программы-обучающиеся в возрасте от 10 до 16 лет. Образовательный процесс строится в соответствии с психологическими особенностями обучающихся.

В подростковом возрасте идет интенсивное нравственное и социальное формирование личности. В зависимости от того, какой нравственный опыт приобретает подросток, будет складываться его личность.

 

Направленность -туристско-краеведческая

Форма обучения -очная

Уровень реализации программы – базовый.

Объём программы – 272 часа.

Срок освоения программы – 2 года.

Педагоги

Устяхин Олег Владимирович

Должность: педагог дополнительного образования

Общий стаж: 30 лет

Педагогический стаж: 30 года

Уровень образования: Высшее, Новосибирский государственный педагогический университет, 2009г.

Специальность и квалификация по диплому: Учитель начальных классов, педагогика и методика начального образования

Категория: высшая

Расписание

Вторник -16.00-17.40

Четверг 16.00-17.40

Содержание программы

 

Учебный план 1 года обучения

 

Вводное занятие −2ч.

Туристские путешествия. История развития туризма – 4ч.

Основы туристской подготовки-20ч.

Топография и ориентирование-16ч.

Краеведение −12ч.

Основы гигиены туриста и доврачебная помощь-12ч.

Итоговое занятие −2ч.

 

Учебный план 2 года обучения

Вводное занятие – 2ч.

Основы туристской подготовки −12ч.

Топография и ориентирование −12ч.

Краеведение – 4ч.

Основы гигиены туриста и доврачебная помощь −8ч.

Техника туризма −12ч.

Общая и специальная физическая подготовка-16ч.

Итоговое занятие -2ч.

 

Цели программы

Цель программы: обучение, воспитание, развитие и оздоровление учащихся в процессе занятий спортивным туризмом, формирование устойчивого интереса к туризму.

 

Задачи:

Личностные

- воспитывать положительное отношение к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как к основным ценностям в жизни человека;

- развивать интерес к изучению краеведческих вопросов, касающихся культуры и истории родного края;

- формировать первоначальные туристические умения и навыки и туристско-краеведческого мышления.

 

Предметные

- научить соблюдать правила поведения на занятиях по общефизической и туристической подготовке;

-рассказать об истории возникновения физической культуры и туризма;

- объяснить значение физических упражнений для здоровья человека.

 

Метапредметные

-адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

-следовать на занятиях инструкциям учителя;

-вносить коррективы в свою работу.

-понимать цель выполняемых действий;

 

Результат программы

1. Личностные

У обучающихся будут сформированы:

-положительное отношение к ежедневным занятиям физической культурой, к ЗОЖ, к природе, как к основным ценностям в жизни человека;

-интерес к изучению краеведческих вопросов, касающихся культуры и истории родного края;

-первоначальные туристические умения и навыки.

Обучающиеся получат возможность для формирования:

-туристско-краеведческого мышления;

-познавательной мотивации к истории возникновения физической культуры и туризма;

-умений и навыков, способов ориентирования на местности и элементарных правилах поведения в природе;

-понимания значения занятий туризмом для общефизической подготовки и укрепления здоровья человека;

-мотивации к выполнению норм гигиены и закаливающих процедур.

 

2. Предметные

обучающиеся научатся:

-выполнять правила поведения на занятиях по общефизической и туристической подготовке;

-рассказывать об истории возникновения физической культуры и туризма;

-понимать значение физических упражнений для здоровья человека;

-называть правила ведения ЗОЖ;

-определять подбор одежды и инвентаря для туристических прогулок и походов;

-самостоятельно выполнять первоначальные действия юного туриста в природе.

 

 

3. Метапредметные

Регулятивные

обучающиеся научатся:

-адекватно воспринимать содержательную оценку своей работы учителем;

-следовать на занятиях инструкциям учителя;

-вносить коррективы в свою работу.

-понимать цель выполняемых действий;

-правильно оценивать выполненные задания;

-самостоятельно выполнять комплексы упражнений, направленные на развитие физических качеств;

-первоначальным туристическим умениям и навыкам;

-работать индивидуально и в группе;

-беречь и защищать природу.

Особые условия проведения

Принцип комплектования групп: общедоступный. Запись в объединение производится по заявлению родителей или законных представителей.

 

Программа реализуется на базе МКОУ Палецкой СОШ.  632776 Новосибирская область, Баганский район

с. Палецкое ул. 1 Мая 46

Материально-техническая база

Туристское оборудование и снаряжение

Групповое (бивуачное): палатка (одноместная – для хранения продуктов питания, две четырехместных для мальчиков и девочек), тент, рюкзак туристический, веревки разного диаметра, индивидуальные страховочные системы, карабины, БСУ.

Костровое: 2 котелка, поварешка, фляжка для питьевой воды.

 

Комплект для спортивного ориентирования – компас, планшетка, фонарик, часы, топографические карты местности, карандаш, линейка, транспортир, листы ватмана.

Медицинская аптечка, фотоаппарат, ноутбук.

 

Спортивный инвентарь: мячи волейбольные, баскетбольные, футбольные; скакалки; перекладина, канат гимнастический; секундомер.

 

Методический материал по темам:

"Топография«, «Лекарственные растения», «Грибы», "Узлы«;

учебные фильмы «Навесная переправа», «Спуски и подъемы», «Узлы», «Носилки» (сняты при проведении районных семинаров).

 

Дидактический материал:

· набор карточек: «Грибы», «Условные знаки», "Азбука туриста".

· подборка спортивных карт, топографических, планов, схем;

· тесты для оценки интеллектуальных способностей, игры на внимание;

· топографические диктанты;

· тесты для оценки базовых туристических знаний.

 

Наглядные пособия: гербарии, образцы туристских узлов.

Раздаточный материал: карты, карточки с заданиями, тесты, игры на внимание.